«Если ты не дошел до конца, не сдавайся!»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Ветераны, Даты, Защита ОтечестваТаково жизненное кредо кавалера двух Орденов Мужества, полковника Николая Николаевича Вьюнова. Он никогда не сдавался – ни тогда, когда отец запретил поступать в военное училище, ни когда был тяжело ранен и врачи сказали, что ходить он больше не будет, ни когда вывозил под обстрелами боевиков раненых в Чечне.
– О том, что буду военным, я знал с самого раннего детства, только научился говорить, сразу заявил, что буду солдатом, – вспоминает Николай Николаевич, – в годы учебы в школе эта уверенность только крепла. Вдохновляла и биография деда – он воевал на фронтах Великой Отечественной и погиб 9 мая 1944 года, ровно год не дожив до нашей Великой Победы. Ему в моей родной Сохрановке в Чертковском районе Ростовской области установлен памятник. Мне хотелось быть достойным его памяти.
Николай родился в 1961 году. В 69-м отец с семьей приехал в станицу Грушевскую, где работал главным агрономом в совхозе имени В.И. Ленина. В сыне он видел продолжателя своего дела, а потому решение стать офицером сначала не поддержал, особенно когда Николай собрался поступать в старейшее военное учебное заведение – Московское высшее общевойсковое командное училище. Конкурс туда всегда был высокий, и пройти его обычному сельскому парню казалось почти чудом. Но Николай поставил цель и шел к ней: занимался спортом, учил «на отлично» школьные предметы.
– Все лето я работал в поле на комбайне, чтобы накопить деньги и заниматься с лучшими преподавателями, – вспоминает Николай Николаевич.
Упорство дало свои результаты – Николай стал курсантом военного училища и был зачислен в престижную спортивную роту. Учился хорошо, правда, волею случая едва не был комиссован.
– Когда на втором курсе мы ехали сменять наряд, попали в аварию, я получил травму спины со смещением позвонков. Лежал сначала в одном госпитале, потом в другом – под Воронежем. Помню, как ко мне лично приехал начальник училища. Ему я тогда сказал, что вернусь в строй и стану офицером, вопреки всему. Так оно и вышло, – улыбается мой собеседник.
После окончания военного училища в 1982 году, Николай по распределению был направлен на службу командиром десантно-штурмового взвода в 903-й отдельный десантный батальон в г. Брест. За год службы он защитил звание кандидата в мастера спорта по офицерскому пятиборью (сюда входят бег по пересеченной местности, стрельба, метание гранаты, преодоление полосы препятствий и плавание), кандидата в мастера спорта по авторалли, кандидата в мастера спорта по рукопашному бою, мастера спорта по стрельбе и кандидата в мастера спорта по парашютному спорту.
А в 1983 году его отправляют в Афганистан в составе спецподразделения, которое выполняло особые, секретные задания. О них нельзя рассказывать до сих пор. Ночью, возвращаясь с одной из таких операций, во время которой были освобождены наши плененные солдаты и офицеры, Николай наступил на фугас…
– Помню вспышку, помню, как подлетел, увидел колонну, которая должна была нас встречать, удар о скалы. И темноту.
Из темноты офицер вернулся в сознание лишь спустя 49 дней в главном военном клиническом госпитале имени Бурденко. Трое боевых товарищей, которые шли тогда рядом, погибли. В живых остался только Николай. Раненого, без сознания, Николая перевезли сначала в госпиталь в Шинданде, потом – в Ташкент. Оттуда спецборт доставил офицера в Москву.
– Прогноз врачей был однозначный – после перелома позвоночника в двух местах ходить я не смогу. Представляете, что значит услышать такое в 22 года, когда ты был полон сил и жизнь только начиналась?
Николай не сдался. Хотя от здорового, крепкого парня осталось всего 47 килограмм веса и ему предстояло не просто вернуть себе спортивную форму (а в том, что вернется в строй, он не сомневался). Сначала нужно было научиться ходить.
– Со мной в палате лежал генерал, который показал статьи Валентина Дикуля. Превозмогая боль, от которой темнело в глазах, я стал заниматься сам. А однажды дверь в палату открылась, и на пороге с моим лечащим врачом-нейрохирургом Борисом Григорьевичем Стахановским стоял Валентин Дикуль. Он увидел, как я выполняю его упражнения, и через два дня в палате у меня был специальный тренажер. Валентин Иванович показал, как нужно заниматься, и сказал тогда: «Если ты побоишься своей боли и хоть на день бросишь заниматься – продлишь свое лежание на месяц».
Я стал тренироваться постоянно, сквозь боль, до потери сознания. И через несколько месяцев сначала стал передвигаться с помощью ходунков, еще через несколько недель – с помощью трости. Тогда собрался и поехал к украинскому врачу-остеопату Николаю Касьяну. От него вышел и закинул трость подальше. Мне она была больше не нужна.
Помочь преодолеть последствия тяжелейшей травмы Николаю Николаевичу помогла вера в себя. «Я знаю, что все зависит от самого человека. Мы не знаем, сколько силы, какие возможности заложены в нас Богом. Главное – никогда не сдаваться, не падать духом – и все получится!», – говорит мой герой. Эти слова он подтвердил собственным опытом, когда после ранения вернулся к службе, участвовал в спецоперациях и выполнил еще 28 прыжков с парашютом.
В 1985 году Николай Вьюнов перешел на службу в мотострелковые войска, служил в Забайкальском военном округе, в Монголии, где впоследствии руководил выводом полка и его погрузкой на эшелоны. А затем был направлен на службу в Северо-Кавказский военный округ.
Участвовал в обеих чеченских кампаниях. В годы первой был заместителем военкома Заводского района Грозного. Главной миссией в эти годы стало спасение пленных. Благодаря «Подполковнику Николаю», как по позывному его прозвали полевые командиры, из плена были вызволены 248 наших ребят – солдат и офицеров. Это был каждодневный риск – выходить на переговоры одному, без оружия. И возвращаться, чтобы снова и снова рисковать собой ради спасения других.
В разгар военных действий он взял на себя миссию миротворца.
– Я знал многих полевых командиров, много разговаривал с ними о том, почему и зачем ведется эта война. Могу сказать, что потом, во время второй кампании, почти все они встали на нашу сторону, – рассказывает офицер.
Благодаря тому, что знал Коран, уважал обычаи народа, «Подполковник Николай» завоевал авторитет среди старейшин и местного населения. Это помогло вывести с площади Минутка 105 человек в 1995-м году, привезти живыми в госпиталь 40 раненых в 1996-м, сохранить жизнь попавшему в плен к боевикам Герою России, начальнику поисково-спасательной службы ВВС Северо-Кавказского округа Александру Жукову в 2000-м и еще 39-ти солдатам и офицерам, которых вызволял из плена в годы второй чеченской кампании.
Николая Николаевича многие знают, как легенду авиации – ему чудом удавалось договориться о сохранении жизни пилотов, попавших в руки боевиков. Как правило, с летчиками в плену боевики обходились крайне жестоко.
Как и большинство военных, офицер рассказывает о прошлом без пафоса, с легкой улыбкой в глазах. За отвагу он награжден двумя Орденами Мужества, орденом «За военные заслуги», медалью «За боевые отличия», Медалью Маргелова, Крестом «За отличие в службе Внутренних войск». На его кителе, среди прочих знаков отличия, и пять знаков отличия, говорящих о тяжелых ранениях.
Интересуюсь, не страшно ли было тогда идти одному, безоружному, без прикрытия на контакт с полевыми командирами?
– Было не до страха. Была только одна мысль – если не я, то кто? Я знал, что не имел права остановиться, не доведя свое дело до конца.
Надо ли говорить, как сыном-офицером гордился отец и как сегодня гордится мама? Хотя подробностей нелегкой службы сына она не знает – он всегда стремится оградить ее от переживаний.
– Помню, приехал к нам Отец Андрей Немыкин – дом освятить. И давай рассказывать: «Обстрелы, огонь, окружение, кровь… А тут ваш сын. Если бы не он, все бы полегли». Я тогда помогал выйти группе спецназа, с которой пошел Батюшка, из окружения. Так все и открылось. Я маме рассказывал, что все эти годы карты в штабе рисовал.
После Чечни были и другие спецзадания на территории России и за ее пределами.
В отставку полковник Николай Николаевич Вьюнов вышел в 2012 году.
Сегодня он воспитывает подрастающее поколение – работает помощником начальника Аксайского кадетского корпуса по безопасности. Примером новых Героев России и своими рассказами прививает любовь к Родине, уверенность в силе российского оружия и доблести наших офицеров и солдат.
Алена АЛЕКСАНДРОВА

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!