Пишем сочинение
Новость в рубрике: Новости, ОбразованиеЕдиный государственный экзамен еще не начался, но подготовка к нему идет полным ходом – на протяжении уже четырех лет выпускники пишут итоговое сочинение, от которого зависит допуск к экзаменам. О процедуре проведения итогового сочинения поясняет заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Наталья Анатольевна Пастухова.
– Наталья Анатольевна, в первую очередь расскажите, что же это за сочинение? Что оно дает?
– Четыре года назад Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил перед педагогами задачу – проверять не только теоретические знания учащихся по русскому языку и литературе, но и то, как они мыслят и рассуждают. С этой целью и проводится итоговое сочинение. Кроме того, что оно дает допуск к Единому государственному экзамену, сочинение на практике показывает, насколько ребенок освоил то, чему научился в школе – как он раскрывает темы, как размышляет, какие тезисы поднимает, чем аргументирует свою позицию. Также оно является своеобразной подготовкой к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.
Каждый год школам даются тематические направления сочинений, чтобы заранее подготовить выпускников, подобрать литературные произведения, на которые они будут опираться при аргументации. В этом году тематические направления звучали следующим образом – «Человек и общество», «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость».
Сочинение проводится обычно в начале декабря, задолго до начала составления списков участников ЕГЭ. Плюс сочинения в том, что оно пишется учащимися в своих школах, чтобы выпускники не испытывали лишнего стресса. В случае неудачи учащийся может повторить попытку в феврале и в мае.
– Как оценивается сочинение?
– Сочинение оценивается по пяти критериям. В первую очередь, оно должно соответствовать двум требованиям. Первое – это объем текста. В сочинении установлено рекомендуемое количество слов – от 350 (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные). Второе требование – то, насколько самостоятельно был написан текст, иначе говоря, не допускается списывание сочинения или его фрагментов из какого-либо источника, воспроизведение по памяти чужого текста. Но это не значит, что нельзя приводить цитаты. Наоборот, можно и нужно, но с обязательной ссылкой на источник, при этом объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Сочинение, соответствующее требованиям, далее проверяется по пяти критериям – соответствие теме, привлечение литературного материала в качестве аргументации, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Первые два критерия считаются основными, выставление «незачета» по одному из них равноценно «незачету» за работу в целом. Но их недостаточно, нужно получить «зачет» хотя бы за один из других критериев.
– Сочинение нужно только для допуска к ЕГЭ?
– Не только. В некоторых вузах при поступлении на гуманитарную специальность, например, педагогику или журналистику, приемная комиссия может спросить сочинение, чтобы перепроверить его по своим критериям. За это к общему баллу ЕГЭ могут начисляться дополнительные баллы за сочинение.
– Уже прошли декабрьское и февральское сочинение. Каковы результаты?
– В этом году сочинение написал 321 выпускник. Экзамен прошел в штатном режиме, без нарушений. В результате все выпускники получили оценку «зачет» (169 человек получили «зачет» по всем критериям) и были допущены к Единому государственному экзамену.
Наибольшее количество участников выбрали тему «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?» – 114 человек. Тему «Когда измену можно простить?» выбрали 90 человек, тему «Чем смелость отличается от безрассудства?» – 50 человек, тему «Бывает ли общественное мнение ошибочным?» – 30 человек, тему «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?» – 27 человек.
– Если анализировать результаты ЕГЭ прошлых лет, можно ли сказать, что дети стали лучше знать русский язык?
– Если судить по показателям ЕГЭ, которые в течение последних пяти лет стабильно выше областного уровня, то да, можно так сказать, да и средний балл из года в год становится только выше. Тем не менее, все еще остаются некоторые сложности с грамотностью детей, как фактором, важном для успешного написания ЕГЭ. Также в некоторых сочинениях был указан всего один источник в качестве аргументов, что указывает на то, что дети стали меньше читать. Конечно, сегодня можно просто найти в Интернете краткое содержание произведения и его прочитать, но это не даст полной картины событий и глубины понимания содержания произведения, как при непосредственном прочтении книги.
В районе ведется систематическая работа по повышению квалификации и методического мастерства педагогов. Так, на территории Аксайского района реализуется федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 – 2020 годы, в рамках которой рассматриваются вопросы, касающиеся использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Согласно программе преподаватели русского языка, литературы и начальных классов проходят курсы повышения квалификации, регулярно посещают семинары, мастер-классы, принимают активное участие в муниципальном этапе регионального фестиваля «Сохранение языка – сохранение нации». Развитие русского языка, речи и грамотности является приоритетной задачей для педагогов и школ нашего района.
Дарья КАТОРГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!