«Пусть солнце, восходящее к Востоку, покажет наш народ»
Новость в рубрике: КультураНахичевань – Чалтырь – Крым: «Донская Армения» глазами журналистов.
Ранее мы писали, что власти региона составили ТОП-10 туристических маршрутов Ростова, который рассчитан как на иностранных болельщиков мундиаля, так и на любознательных местных жителей. В рамках этой программы экскурсия, знакомящая с культурой донских армян, стала одной из завершающих для представителей СМИ Дона. Как пояснили в городском пресс-центре Ростова-на-Дону, в период проведения матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 сервисами городского пресс-центра региона воспользовались около 500 журналистов не только из России, но и других стран.
Итак, 8 июля мы отправились по весьма недооцененному туристами маршруту Ростов – Чалтырь… Крым! Он не пользуется большой популярностью, между тем, крымские переселенцы более двух веков активно участвуют в экономике Донского края, бережно хранят язык и веру своих предков, обогощая этим местный колорит…
Линии рассекают пространство, как в Санкт-Петербурге. Это первое, что отмечают приезжие, оказавшись в Нахичеванском районе Ростова. Отсюда началось строительство армянской колонии Нор-Нахичеван, основанной в ходе переселения крымских армян в 1779 году. Понимая, что устроиться на Дону будет поначалу непросто, Екатерина II дарует прибывшим всевозможные льготы, послабления и наделяет землей. Центром «Донской Армении» становится город Нахичевань-на-Дону, но не ищите его на картах – еще в 1920-х годах он был объединен с Ростовом-на-Дону. Более того, до этого факта даже превышал его по своей территории. В память о былой Родине армян на Дону возникло несколько населенных пунктов. Среди них особенно известны одноименный Крым и Чалтырь. Концепция линейной планировки сохранилась и за чертой современного Ростова: а все потому, что армянские поселения времен Екатерины строились по питерскому проекту.
Подобно Ростову, сросшемуся с Нахичеванью, Чалтырь незаметно перетекает в село Крым. Любопытно распорядилась история: полуостров Крым, в честь которого названо село Крым, в новейшей истории стал частью ЮФО. Но как объяснить иностранцам, что мы едем в Крым, но только другой? Ладно еще два Ростова в стране, запутавшие гостей ЧМ, но два Крыма в одном субъекте Федерации – это слишком большая трудность для перевода. Экскурсоводы, избегая географических подробностей в описании маршрута, переходят на лирику: «Пусть солнце, восходящее к Востоку, покажет наш народ». И на прозу: «Традиции донских армян».
Маршрут начинается в том месте, которое можно назвать «сердцем Нахичевани». Это комплекс из четырех центральных площадей – Свободы, Карла Маркса, Льва Толстого и Базарной. Бывший городской театр Нахичевани (ныне Молодежный театр), здания, в которых располагались Екатерининская женская и Александровская мужские гимназии, храм Сурб Арутюн – яркие достопримечательности богатого наследия тех времен – сохранились до наших дней.
А вот особенностью сельских поселений являются родники. Один из них – Мец-Чорвах – дал жизнь селу Чалтырь. Ныне это центр Мясниковского района Ростовской области. Он сохранился и, кажется, за двести с лишним лет не стал менее полноводным. Спуск к воде ремонтировали давно. Проржавели механизмы для ее забора, но на качестве воды это не отразилось. Ей запасаются местные и соседи. А у одноименного родника Мец-Чорвах, что в Крыму, есть бассейн. Здесь в жару охлаждаются взрослые и дети. Раньше он представлял собой туннель, построенный из старых кирпичей. Глубоко в земле стекались ручьи двух разных ключевых вод. Соединяясь, они по трубе вытекали наружу.
Сейчас родник добротно и красиво облагорожен, ведь культ воды у армян – многовековая традиция. Чего не скажешь о состоянии храма Сурб Аменапркич. Оригинальное здание с колокольней построено в конце ХIХ века. Это не только объект регионального значения, но и сакральное место для многих верующих. Видимо, такова историческая «месть»: вопреки указам Екатерины, требовавшей внешнего единообразия храмов, это первое здание, сохранившее верность традициям армянской архитектуры. Ничего похожего по стилю на Юге России нет.
Сейчас здесь не совершаются религиозные таинства. Зато действующий храм святого Амбацума в Чалтыре – в отличном состоянии. Из всего наследия района особенно поражает историко-этнографический музей в Чалтыре. С такой любовью здесь собраны экспонаты разных времен, начиная от далеких предков армян – ани, и до наших дней. Очень хорошо чувствуется, как его сотрудники болеют душой за свое дело. Из беседы с заведующей музея А.С. Дагядиян, мы узнали, что изобретательные армяне много десятилетий назад придумали приспособление, заменяющее памперсы, из выращенного ими сорта пшеницы делают французские булочки. Но лично меня особенно поразила армянская чета разведчиков Вартанян. В общем, место встречи необыкновенных культур Дона изменить нельзя. И она начинается в музее.
На открытой площадке перед входом стоит армянкая дворовая печь – пур. В будни она под замком, а в дни народных гуляний здесь пекутся лучшие блюда национальной кухни. Журналисты отведали пирожки с лебедой. Подобно русской каше из топора, в это блюдо, помимо трав, добавляется много разных ингредиентов: масло, творог, яйцо, мука.
Кстати, потомки армян из Ани еще в Крыму славились как отличные земледельцы. Приехав на Дон, они сохранили и приумножили навыки в этом деле. Вывели даже свой сорт пшеницы, прославившийся на весь мир. Его часто отмечали различными наградами выставок, а в годы Великой Отечественной войны он был утерян. И вот уже в недавнее время был чудом восстановлен – сорт нашли в одном из банков семян.
Все мы знаем, что армяне еще и отличные музыканты. Душевный звучный дудук давно завоевал сердца жителей во всем мире. Ни один национальный праздник не обходится без большого барабана – давула. Этой теме посвящена самая яркая экспозиция местного музея. Неподвижные фигурки трех музыкантов в коллекции абсолютно безмолвны. Но, кажется, едва в музее наступит ночь, и они оживут, наполняя необыкновенным звучанием окрестности Дона, уносясь далеко за его пределы, к родной Армении…
Чтобы увидеть главный символ армянской культуры – хачкары – ходить далеко не надо. Прямо на земле, у здания музея, собраны настоящие реликвии, чудом уцелевшие после варварского уничтожения храмов в советский период. Хачкар из красного туфа, расположенный во дворе храма святого Амбацума, в лучшем состоянии. Надпись на памятнике гласит: «Хачкар установлен в память о жертвах армянского народа».
Хачкары в первую очередь, наряду с фамильными ценностями и иконами, армяне несли с собой во время переселения со своей исторической родины. С древних времен они знаменовали военные победы, памятные даты, но с течением времени стали частью национальной погребальной культуры. Эти камни внушительного размера, на первый взгляд просто неподъемны. Трудно представить, как их можно было перевезти, особенно в то время. Такое вот священное отношение к памяти. Неслучайно ЮНЕСКО считает хачкары нематериальным культурным наследием человечества.
К счастью, сегодня армяне имеют возможность вновь возводить хачкары и церкви на Дону, мастерски возделывать землю и воспевать свои традиции. А значит, донская многонациональная культура будет и дальше развиваться и процветать.
Юлия МИШИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!