Какой он, учитель XXI века?
Новость в рубрике: ОбразованиеО сетевой модели взаимодействия участников педагогического процесса. В образовании происходят изменения, направленные на повышение доступности качественного образования для всех категорий граждан. Поставленную Президентом России В.В. Путиным задачу «сделать российскую школу одной из лучших в мире» невозможно решить без «профессиональной, мотивированной работы учителя».
Центральное место в процессах модернизации дошкольного, общего и дополнительного образования отводится педагогу, поскольку работать в новых условиях должны люди, обладающие определенными психолого-педагогическими, методическими и технологическими компетенциями. Важнейшим из условий повышения качества образования в школе является уровень профессиональной подготовки учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Совершенствование мастерства педагогов напрямую влияет на эффективность и качество образовательного процесса и на его результаты.
С 2018 года в России стартует инновационный проект развития образования, который включает в себя девять подпроектов (см. газету «Победа» № 36 от 14 сентября 2018 года). В свете реализации проекта развития образования меняется статус учителя, его роль, целевые задачи и уровень поддержки педагогов.
– Всесторонняя поддержка педагогов становится одной из приоритетных задач образования, в том числе и в Аксайском районе, – говорит заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Наталья Анатольевна Пастухова. – От того, каким будет учитель, напрямую зависит качество полученного образования и то, какими будут наши дети.
В Аксайском районе уже 13 лет с успехом функционирует инновационная экспериментальная модель сетевого взаимодействия участников педагогического процесса. За основу разработанной модели были взяты исследования московских ученых, известных иностранных педагогов. В рамках сетевой модели любой педагог может взаимодействовать с другими педагогами, обмениваться опытом, проводить совместные творческие группы, мастер-классы, общаться через интернет-сообщества, то есть постоянно и непрерывно участвовать в повышении своей квалификации.
Кроме того, педагоги объединяются в творческие группы, которые ведут тьюторы, имеющие не только большой высокий уровень знаний, но и большой опыт работы в разных сферах образовательного процесса. Тьюторы выбираются из числа лучших педагогов. Это победители различных конкурсов, учителя высшей категории. В творческих группах 12 – 15 человек, самое большее – 20.
Работа творческих групп направлена на реализацию актуальных направлений образования. Это реализация федеральных образовательных стандартов, освоение инновационных технологий, информатизация образования, профильное обучение, подготовка государственной итоговой аттестации, опытно-экспериментальная деятельность, реализация программы «Одаренные дети», коррекционное обучение, психологическая поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также духовно-нравственное воспитание и развитие.
Ключевыми блоками этой модели являются сетевые узлы – опорные образовательные учреждения – школы, детские сады, на базе которых созданы районные творческие группы.
– Эта модель, разработанная Управлением образования Аксайского района, представлялась нами неоднократно на образовательных форумах в Ростовской области, Москве, Сочи, к нам приезжали за опытом педагоги из 20 территорий Ростовской области. Этой тематике посвящено более 20 публикаций. Мы сами ее разработали и реализовали данную модель, она позволяет учителям постоянно повышать свою квалификацию, – говорит Н.А. Пастухова.
Учителя имеют возможность один раз в три – пять лет принять участие в курсах повышения квалификации. Но в современных условиях, когда информация быстро меняется, новые знания и достижения осваиваются, особенно молодежью, стремительно, педагог должен успевать за темпом жизни, а значит, постоянное обучение становится для него насущной необходимостью.
– Мы говорим об информатизации, о школе цифрового века, об усиленном компоненте технологий, и, конечно, педагогам нужен глоток чистого воздуха, взаимообмен, который осуществляется не только на уровне района, но и за его пределами, – рассказывает Н.А. Пастухова. – Существует сайт сетевого сообщества педагогов, где наши учителя и воспитатели могут общаться, обмениваться опытом, знакомиться с материалами других педагогов. Ежегодно у нас в районе проводится фестиваль инноваций в образовании, на котором педагоги представляют лучшие свои разработки, тестовые задания, учебные пособия, учебники, презентации, сборники методических материалов, записи уроков. Ежегодно издаются сборники «Актуальный опыт педагогов Аксайского района в сфере повышения качества образования», в которых публикуются лучшие инновационные разработки педагогов.
Особое внимание уделяется молодым педагогам. Уже много лет в районе работает школа молодого специалиста, она очень востребована, ежегодно в школу приходят 20 – 30 молодых педагогов. Школы испытывают большую потребность в молодых кадрах, поскольку, конечно, проблема старения кадров существует. Поэтому о молодых – особая забота. Делается все, чтобы молодые оставались в школах, профессионально росли. Школы и детские сады осуществляют поддержку начинающим педагогам, как моральную, так и материальную. К молодым прикрепляют наставников, для них проводятся семинары, творческие встречи, взаимное посещение уроков.
Ежегодно профсоюзная организация, с которой Управление образования тесно сотрудничает, проводит семинар для молодых педагогов в станице Пухляковской. Ежегодно профсоюз выделяет премии молодым учителям, многие школы и детские сады осуществляют доплату молодым педагогам. По-прежнему, особенно в сельских школах, стоит задача вырастить молодого педагога, заинтересовать учеников 10 – 11 классов, чтобы они вернулись в село работать в качестве учителя. Кадровая проблема в селе стоит очень остро, не хватает учителей иностранного языка, физики, химии.
Сетевая модель, прежде всего, объединяет педагогов, стимулирует их к инновационной деятельности, развивает профессионализм. Мы понимаем, что инновационной деятельностью занимаются три процента от общего числа задействованных в каком-либо процессе. А в условиях сетевой модели значительно увеличился обмен новыми технологиями, идеями, методами. Сейчас до десяти процентов педагогов Аксайского района предлагают инновационные технологии. Педагоги выходят на конкретные разработки, методические продукты, и, соответственно, повышается качество образования, – разъясняет Наталья Анатольевна.
Сетевая модель взаимодействия лежит в основе методической работы Управления образования Аксайского района, опираясь на нее, легче работать с традиционными методами мотивирования педагогов. По-прежнему остаются востребованными конкурсы профессионального мастерства педагогических работников. Это, прежде всего, «Учитель года», который в своем современном формате проводится более 20 лет. В рамках этого конкурса учителя соревнуются в различных номинациях: «Дебют» – для поддержки молодых педагогов, «Самый классный «классный» – для классных руководителей, конкурсы между учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования и так далее.
На втором месте по востребованности – Аксайский фестиваль инноваций, где любой педагог любой образовательной организации – школа, детский сад, ДОП – может представить свой инновационный проект, не только работая в творческой группе, но и самостоятельно. На фестивале педагоги ежегодно представляют интересные, содержательные инновационные проекты, которые потом реализуются на практике. Педагоги района участвуют в престижном Всероссийском конкурсе «Лучший педагог» и в течение многих лет завоевывают призовые места. Уже более 80 педагогов Аксайского района имеют награды данного конкурса.
– Огромный потенциал наших педагогов мы активно используем, – говорит Н.А. Пастухова. – Они не только являются тьюторами, активными участниками сетевого взаимодействия, но и экспертами проверки заданий ЕГЭ, руководителями пунктов ЕГЭ. Они также активно занимаются с одаренными детьми, ведут инновационные проекты. Если потенциал учителя высок, то он направлен в разные сферы и области образования.
Учитель, обладающий высоким уровнем мастерства, может реализовать себя в разных направлениях и выполнить основную задачу – повышение качества образования.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!