«Под донского неба синью…»
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеЧто такое малая родина? Для каждого она своя. Для одного – дом и улица, на которой родился и вырос, для другого – родной край, в котором прошло детство и отрочество. Ответить на этот вопрос помогает изучение предмета «Доноведение» в школах Ростовской области.
В школьную программу включено не только изучение истории и географии России, но и знакомство с тем регионом, в котором живут дети. В школах Ростовской области ученики изучают «Доноведение». Учитель начальных классов лицея № 1 г. Аксая Александра Сергеевна Кузнецова преподает этот предмет второй год.
– Урок проходит один раз в неделю. Основная цель – формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о Донском крае. Ребята знакомятся с понятием малой родины и ее географическим положением, узнают, почему наш город назван Аксаем, столица области – Ростовом-на-Дону, почему наш регион называют Донским краем. Дети учатся вести себя в быту, на улицах села и большого города, в природе, – рассказывает педагог.
Первоклассники начинают изучение малой родины со знакомства с природой. Они наблюдают за красивым осенним пейзажем, узнают, какие растения растут на пришкольном участке, в поле и в городе, как день за днем, неделя за неделей меняют свой наряд деревья и кустарники, каким урожаем одаривает нас щедрая донская земля. Первоклашки восторгаются зимним волшебством, радуются весне и изучают летние изменения в природе. Лицеисты с любопытством узнают о занятиях жителей Дона в разные времена года. На этих уроках сплетаются воедино знания о природе, истории и культуре Ростовской области.
Второклассники говорят на «Доноведении» о безопасности поведения на улице, изучают историю своей семьи и составляют генеалогическое древо. Они заглядывают в историю и приоткрывают тайны происхождения некоторых фамилий. Очень много фамилий казаков имеют основой слова не славянского происхождения. Например, фамилия Мержанов произошла от слова «мержан». Вероятно, родоначальник носителей этой фамилии был арабом, вышедшим вместе с донскими казаками из турецкого плена в 1640 г. Он принял христианство и стал донским казаком. Очень много фамилий у казаков от названия того или иного духовного сана (Дячкины, Поповы и так далее).
Второклассники также изучают животноводство Ростовской области и говорят о домашних животных. Учитель рассказывает детям о правилах содержания и ухода за питомцами. Ребята, у которых есть домашняя скотина, делятся своим опытом заботы о ней. Для животноводства и растениеводства имеет значение почва. Ее школьники тоже изучают.
Культурно-исторический блок занятий знакомит учеников с обычаями и праздниками на Дону. Казачество тесно связано с православием. Педагог рассказывает, как казаки отмечают Рождество, Крещение, Сретение и другие православные праздники.
Ко дню рождения родного города или села на «Доноведении» вспоминают историю поселения. Не забывают о событиях, происходящих во время Великой Отечественной войны. Чтобы подрастающему поколению было интересно, учитель организует экскурсии в музеи. А ребята создают творческие проекты об истории своей улицы, растительном мире Донского края. Учащиеся изготавливают справочник лекарственных трав, создают книжки-малышки «Как сохранить здоровье», делают новогодние игрушки.
В третьем классе мальчишки и девчонки рассматривают Ростовскую область как административную единицу. Подробно изучают герб, флаг, разучивают гимн Ростовской области, знакомятся с известными людьми, живущими на Дону.
В контексте изучения природы дети знакомятся с климатическими условиями, процессами и явлениями, характерными для Донского края. Говорят о гололедах, туманах, ливневых дождях и грозах. Изучают местные водоемы – реки Дон, Егорлык, Калитву, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Рассмотрев водную карту малой родины, третьеклассники начинают постигать тайны донской земли. Они окунаются в мир прошлого, узнают о первых поселениях на берегах полноводной реки и слушают рассказы о древнем городе Танаис.
Ростовская область – родина донских казаков, поэтому педагог рассказывает юным аксайчанам о первых казачьих городках, об особенностях быта казаков и принципах воспитания в семье. Обучение учеников третьего класса сопровождается прогулками на лоне природы и экскурсией в исторический музей. Также дети разыскивают фотографии родного села, города или поселка, сделанные несколько десятилетий назад, и сравнивают их с современными снимками. Творчество помогает юным краеведам лучше понять, прочувствовать историю и культуру малой родины. Ребята делают поделки на тему «Жизнь и быт казаков», разрабатывают исследовательские проекты, листают старые книги, газеты, журналы, ищут информацию в сети Интернет.
В четвертом классе школьники повторяют то, что узнали в предыдущие годы и дополняют полученные знания новыми сведениями. Они уже изучают административную карту войска Донского и Ростовской области, узнают исторические названия районов и ближе знакомятся с Аксайским. Изучают его символы, историю, достопримечательности.
В тематическом блоке «Человек и природа» на уроках доноведения школьники говорят о проблемах экологии региона. Они продолжают учиться природосбережению, изучая, как человек влияет на разрушение почвы, изучают Красную книгу, особо охраняемые природные территории области.
Учитель рассказывает об использовании полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве, о разработке месторождений и добыче полезных ископаемых в Донском крае.
Исторический пласт занятий затрагивает правление Петра I, Гражданскую войну, годы Великой Отечественной войны, знакомство с историческими личностями, связанными с Доном. Ермак Могучий, Степан Разин, Емельян Пугачев, Матвей Иванович Платов, Яков Петрович Бакланов – все они внесли большой вклад в историю Донского края. Не забывают дети и о практической составляющей. Они изучают памятники, посвященные Великой Отечественной войне, посещают зоопарк, делают поделки и составляют проекты. Те, кто хочет продолжить изучение родного края более глубоко, записываются в кружок «Краеведение», который ведет Ольга Сергеевна Фуга.
Ну, здравствуй, Дон! Какой уж год подряд
Для нас с тобою праздник – наши встречи.
Все о тебе: «ты тихий» – говорят,
И впрямь сегодня тихий, добрый вечер.
Волна вольна (по пушкинской строке),
Но ветер – верховой, а не «низовка».
Рыбак на кайке, что невдалеке,
Подсек кого-то. Качка не без толка.
На недалеком левом берегу,
На отмели – собранье белых чаек.
О чем там гам, расслышать не могу.
Кого-то из чего-то исключают?
Еще не рыж у кромки волн камыш
(Тростник, если сказать не по-донскому),
А над волной спокойной чудо-тишь
Готовности к малиновому звону
Колоколов церквушки на горе
Под голубыми, к небу, куполами…
И Пушкин на почтовой, во дворе,
Никак не может распрощаться с нами…
Будь здрав, мой Дон, со мной и без меня,
Наперекор всем недругам, напастям.
Минуй тебя все беды и ненастья…
Любой порою ночи, бела дня
Храни тебя добра и мира счастье!
Б.А. Голотин
Она рассказывает детям об истории, знакомит с памятниками истории и культуры. Ребята узнают о первобытных племенах, древних городах, о народах, когда-то населяющих территорию области. «Сарматы – воины», «Готы на Дону», «Нашествие гуннов», «Географическое и культурно-историческое пространство Донского региона» – это только малая часть тех тем, которые школьники изучают на занятиях.
Практические навыки лицеисты получают в кружке «Школа безопасности» вместе с Павлом Игоревичем Кашкиным.
– Дети обучаются техникам траверс, навесная переправа, спуск, подъем, умению страховать себя и так далее. После того, как они освоили эти навыки, мы с Павлом Игоревичем ведем их в поход. Там ребята начинают заниматься программой самовыживания. Они разводят костер для обогрева и приготовления пищи, учатся оказывать первую медицинскую помощь в тех случаях, когда нельзя обратиться в медпункт. Начинающие туристы готовят еду. Под нашим контролем, разумеется. Когда приходим на Каплицу, я рассказываю об этом месте. Дети с интересом узнают, что этот казачий городок появился под станицей Старочеркасской в конце XVI века и был столицей донского казачества с 1620 по 1637 год. Говорю и о том, что этот Монастырский городок был разрушен турками в 1644 году, в 1696-м по приказу Петра I на его месте построили укрепление-транжемен, а в 1867 соорудили часовню Покрова Пресвятой Богородицы «в честь и вечную славу донских казаков-покорителей и крепкодержателей Азова». В советское время часовня была разрушена, в 2005 году ее вновь отстроили на древних фундаментах в максимальном приближении к первоначальной.
Мухина балка – это место нашего частого обитания. Проводим в этом месте тренировки. И конечно, ребята знают, что это природный памятник, оздоровительная зона, которая обладает заповедным статусом и имеет богатую историю. Дети понимают, что к этому уникальному месту нужно относиться трепетно. Любовь к Отечеству начинается с бережного отношения к природе, к малой родине. Мы с Павлом Игоревичем стараемся привить эти качества лицеистам. Надеемся, что это у нас получается, – делится Ольга Сергеевна.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!