Морозная искрится ночь святая
Новость в рубрике: Избранное, Религия19 января христиане всего мира празднуют крещение господне. Крещение Господне – третий и завершающий большой праздник рождественско-новогоднего цикла, который еще называют Иордан.
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие – крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, и глас с неба назвал его Сыном.
Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет четыре дня предпразднества и восемь дней попразднества. Предпразднество – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднество такие же дни после праздника.
События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22).
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля.
В двух Евангелиях от Матфея и Луки мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).
Особенности богослужения
Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения – это освящение воды. Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. Когда освящать воду, совершенно не важно.
Традиционный процесс богослужения проходит следующим образом. Еще за неделю до Крещением на реке прорубается прорубь. А утром в день праздника в церкви проходит богослужение. После него весь народ идет процессией на речку к кресту. Впереди несут деревянный церковный крест и хоругви, хор поет «Глас Господа…», за хором идет священник, а за священником – народ. Каждый несет с собой бутылку или кувшин для воды.
На реке, у креста, вся процессия останавливается и становится на льду большим красочным кругом. После недолгой службы священник трижды погружает в прорубь крест и читает молитву.
Когда вода освящена, люди подходят к проруби и набирают ее в свои сосуды. С древнейших времен христианская церковь считает освященную иорданскую воду святой. Эта вода имеет силу очищать и исцелять душу и тело человека. Иорданской водой также сбрызгивают дом, чтобы его обходило всякое несчастье. Некоторые священники даже убеждены, что не существует лекарств лучших, чем святая вода.
По традиции, крещенскую воду хранят год до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.
В ночь на Крещение Господне, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды – это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.
В день Крещения верующие могут искупаться в проруби – чтобы вылечиться от недугов. Традиция купания на Крещение есть во всех христианских странах. После того, как батюшка освятит воду в проруби, желающие погружаются с головой три раза, крестясь и произнося молитву. Суть обряда заключается в том, что верующие готовы пойти за Христом, принимая крещение и христианскую веру.
После освящения нужно прийти домой, взять обычный мел и начертить кресты на образах, дверях и шкафах. Теперь можно садиться за стол, но перед едой выпить святой воды, так как считается, что освященная на Крещение вода должна употребляться натощак, ведь именно при этом условии она имеет наибольшую силу.
Икона «Крещение Господне».
Самая известная икона XV века «Крещение Господне», принадлежащая иконописцу Андрею Рублеву. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах: Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес.
Интересный факт: наши предки верили, что, когда священник погружает крест в воду, всякая нечистая сила выпрыгивает из реки и остается на земле до тех пор, пока какая-то из женщин не придет на реку стирать белье. Когда грязное белье опустится в воду, то вместе с ним ныряет в воду и вся нечисть, которая мерзла на земле. Поэтому набожные старики раньше не позволяли своим невесткам стирать белье в течение целой недели после Крещения – «чтобы больше вымерло нечистой силы от крещенских морозов».
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!