«Между ладонью и декой дрожит мое сердце в ритме музыки старой…»
Новость в рубрике: Достижения, Избранное, Культура, Сельские поселенияЭти слова отражают состояние каждого из участников народного ансамбля «Донцы». Несмотря на заимствованные ритмы, которые фактически главенствуют в отечественной эстраде, попсу, рок и реп, всегда существовал интерес к народной музыке, песне. В последние годы этот интерес стал острее, требовательнее, глубже и является, по сути, стремлением сохранить своеобразие национального мироощущения, самобытность народа. Среди многочисленных народных коллективов Аксайского района особое место занимают Образцовый ансамбль народных инструментов «Донцы» и его младший коллектив-спутник «Мишкинские ложкари».
В репетиционной комнате «Донцов» в Мишкинском Доме культуры, как в музее, много старинных народных музыкальных инструментов.
– Мы собирали наши музыкальные инструменты по крупицам, – рассказывает руководитель и дирижер ансамбля «Донцы» Сергей Петрович Толмачев, – находили их на чердаках, в подвалах, ремонтировали, подбирали специальный лак, чтобы инструмент звучал. Многое сделано своими руками. Вот балалайка, например, – из задней стенки старого бабушкиного шкафа. Стеночка была сосновая, а резонансная сосна – это известное во всем мире музыкальное дерево.
Сегодня Сергей Петрович руководит деревообрабатывающим предприятием. За спиной богатый жизненный опыт в различных сферах деятельности. Музыка – его хобби, которое разрослось настолько, что теперь не сразу поймешь, что чему служит – работа музыке помогает или наоборот. Но для девчонок и мальчишек его ансамбля специальные ребячьи мастерские на предприятии Сергея Петровича, где участники ансамбля не только учатся работать с деревом, но и делают керамику, имеют значение не меньше, чем репетиционная комната в Мишкинском Доме культуры.
Сергей Петрович показывает глиняные музыкальные инструменты – окарины, свистки, свистульки, вылепленные ребятами. А еще они делают медальки, забавные скульптурки – не только лепят и обжигают, но и вырезают из дерева. В поездках, на ярмарках мастеров, какие регулярно проходят в Старочеркасской, ребята эти поделки продают – и культуру казачью пропагандируют, и зарабатывают, чтобы оправдать расходы в поездках. У родителей стараются денег не брать, а поездить хочется, изучая и собирая фольклор и новые инструменты с интересным звуком, и по Донскому краю, и по стране, особенно, где живут казаки и проводятся фольклорные фестивали. Были они в Курской, Воронежской областях, Красноярском крае, Москве, Крыму, Риге, Стокгольме.
– В поездке по Красноярскому краю была у нас встреча с потомками донских казаков атамана Ермака, – рассказывает С.П. Толмачев, – оттуда мы привезли идею восстановить древний славянский инструмент варган или, как его еще называют, «ведун». Это инструмент, на котором играют, прижимая инструмент к зубам. Его использовали шаманы, звук у него глубокий, вибрирующий. Если хочешь отвлечься, подумать о чем-то, варган поможет расслабиться, войти в особое состояние.
Традициям ансамбля есть на что опереться – история «Донцов» начинается в 1979 году. Тогда вокалист Государственного Академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски донских казаков Алексей Михайлович Григорьев на базе Мишкинского сельского Дома культуры организовал ансамбль «Мишкинские ложкари». Довольно быстро ансамбль стал знаменитым, с успехом выступал на разных сценических площадках, представлял культуру родного края на ВДНХ в Москве. Потом ансамбль был переименован в «Донцы». Есть среди памятных фотографий изображения со знакомыми лицами. На переднем плане с балалайкой Сергей Алексеевич Делов, нынешний глава Мишкинского сельского поселения. А на другом фото рядом с тогдашним руководителем А.М. Григорьевым – нынешний руководитель ансамбля С.П. Толмачев, еще совсем молоденький парнишка. Старый коллектив прекратил свое существование в годы постсоветских реформ.
Наверное, именно эта преемственность и возродила коллектив спустя много лет в 2013 году, когда ансамбль «Росинка» Мишкинского Дома культуры остался без руководителя и юных, талантливых, но очень непоседливых ребят взял под свое крыло Сергей Петрович Толмачев.
Он иногда называет их «бесенятами», вспоминая то время. Было трудно, ведь несмотря на два высших образования – инженерное и экономическое, с педагогикой и детской психологией пришлось знакомиться по ходу дела, осваивая и преподавание, и общение, и игры, при помощи которых получилось наладить отношения с ребятами и создать непринужденную обстановку на репетициях.
Курские казаки познакомили не только с казачьими песнями, но и с народным смычковым инструментом – гудок. (С виду это небольшого размера изящная балалаечка – прим. автора). По их описанию и фотографии мы изготовили этот инструмент, а также традиционно русские духовые инструменты – калюку и жалейку. На дудочку-жалейку надевается костяной рог, такие раньше делали для кавказских сувениров – кубков из рога, с серебряной окантовкой. Вот и пригодились рожки для жалейки, – Сергей Петрович дует в жалейку, и она действительно издает жалостливый, немного скрипучий звук.
Сразу вспоминаются потешники-скоморохи со своими дудками-свистелками, балалайками и разнокалиберными бубнами, создающими веселый грохот с посвистом, как будто несутся по дикому полю казаки-разбойники на донских конях. И вот же он, коник длинногривый, вырезан, и поставлен пастись на деку гудка. У красивого инструмента и голос красивый!
Но, оказывается, с голосами не все так просто. Не сразу начинают звучать инструменты, особенно вновь созданные или восстановленные по записям и гравюрам. Так получилось с древним донским рылеем. Впервые увидел донской рылей Сергей Петрович на гравюре в Новочеркасском музее донского казачества. Вроде бы даже был и сам старинный инструмент где-то в запасниках, но не нашелся. И так захотелось С.П. Толмачеву иметь в коллекции «Донцов» этот инструмент, играть на нем, что мастер восстановил его по описаниям и гравюре XVIII века. Но три долгих месяца инструмент не хотел звучать – выл, вопил и сопротивлялся. Сергей Петрович и струны менял, и колки крутил, настраивал рылей и так и сяк, да все без толку! И как-то, почти отчаявшись, поговорил с инструментом по душам, поведал ему о своей жизни, и в ответ получил не привычный рев и вой, а нежное, трепетное звучание. И с тех пор звучит донской рылей во многих композициях, особенно любят его ребятишки из «Мишкинских ложкарей» – младшей группы «Донцов».
– Изучая с ребятами историю и технологию изготовления музыкальных инструментов, придумали и изготовили новый уникальный инструмент – что-то среднее между гуслями, гудком и бандурой. Долго думали, какое имя дать инструменту, даже устроили конкурс среди «донцов» и «ложкарей». Имя вскоре нашлось – донциола – «Донцы» плюс «виола» – прародительница всех смычковых инструментов.
Репетиционная комната буквально заставлена, завешана и заполнена самыми разными инструментами. Бамбуковые трубочки, связанные в ряд, словно трубы органа, набор жалеек и других дудучек, деревянные блок-флейты и балалайки – от маленького гудка до огромных контрабасов, которые и удержать-то сложно, не то, что играть на них. А еще баяны и гармошки.
Пока ребята не пришли, инструменты выглядят красивым антуражем или музейной экспозицией. Но вот потихоньку, приветливо здороваясь, в комнату заходят участники обоих коллективов. Репетируют они вместе, старшие учат младших и трогательно их опекают. Инструменты переходят со стен и полок в чуткие руки юных музыкантов. На мгновение лица у всех становятся серьезными. Ребята замирают, словно прислушиваясь к мелодии внутри них. Чувствуется напряжение, как перед бурей.
– «Степь-дорожка», – задает тон руководитель.
И буря звуков обрушивается на меня, ритм захватывает, и вот я скачу по степи на лихом коне, копыта которого взбивают пыль и мнут ковыль. И слышу за собой многоголосый топот казачьей конницы, свист шашек, щелчки нагаек. Выныриваю из музыкального вихря и вглядываюсь в лица сидящих передо мной ребят. Озорная девчонка – пятая слева – точно мне подмигнула, а мальчишечка рядом с ней улыбается во весь рот. Музыканты двигаются в ритм музыки, качают головами, улыбаются друг другу и чему-то внутреннему в себе.
И пошли мелодия за мелодией: «Казачье раздолье», «Батька-атаман», «Легенда дикого поля», «Ойся ты, ойся».
– Мы во время выступления, – говорит С.П. Толмачев, – можем и в пляс пойти, и импровизацию какую-нибудь запустить. Многие мелодии так и родились во время репетиций. Кто-то что-то начал наигрывать, другой подхватил, развил. О, интересно! Через какое-то время все играют новую мелодию, оформляют ее, адаптируют под себя, кто-то перебор свой вставил, ритм поменял – и вот готово произведение, которое мы по праву считаем своим.
– Так получилось с музыкальной композицией «Легенда дикого поля», – рассказывает участница коллектива «Донцы» Мария Смотрова, мы с Наташей Воробьевой, моей подругой, придумали песню, теперь она в репертуаре ансамбля. Этот коллектив стал для меня как семья, и если бы не ребята и Сергей Петрович, я не знаю, чем бы еще занималась, даже представить себе это невозможно.
И, наконец, прозвучала композиция «Туман над рекой», завоевавшая симпатии и Гран-при взыскательного «скандинавского» жюри Международного фестиваля-конкурса «Art-Generation Baltic-2018» Рига (Латвия) – Стокгольм (Швеция). В ней перемежаются мелодии знаменитой песни «Дым над водой» Deep Purple, вступления балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, русских, казачьих наигрышей. Мне даже послышалась там детская песенка «Жили у бабуси два веселых гуся», но мелодии настолько изменены и подогнаны друг к другу, что точный состав композиции на слух угадать сложно. Впечатление это произведение оставляет самое удивительное: надо обладать высокой музыкальной культурой, деликатностью и тактом, чтобы органично слить в единое целое рок, классику и народные мотивы.
Во многих композициях главенствующую роль играют младшие – «Мишкинские ложкари». Очаровательно выглядит хрупкая Настя Воробьева, мастерски орудующая шашкой на фоне высокого «донца» Никиты Тома, который не только ловко фланкирует шашкой, но и замечательно играет на альтовой балалайке.
Илья Болгов называет свое участие в ансамбле хобби, ему нравится хорошая компания, чувство локтя и общее дело. Илья, играя на балалайке, все время улыбается дивной, одухотворенной улыбкой. Он, конечно, не видит себя со стороны, а я радуюсь, что дети могут так улыбаться, получая удовольствие от того, что играют народную музыку.
Образцовый ансамбль народных инструментов «Донцы» – поистине уникальный, единственный в своем роде творческий коллектив, хранящий традиции народной музыки. В репертуаре ансамбля – более 30 русских народных и казачьих мелодий, произведений зарубежных и русских композиторов, композиций собственного сочинения, среди которых «Степь-дорожка», «Батька атаман», «Легенда дикого поля», «Туман над рекой», «Казачье раздолье» и другие. «Донцы» известны не только в Ростовской области, но и в других регионах России и за ее пределами.
Самодеятельные артисты, которые занимаются музыкой не профессионально, играют на высоком уровне музыкальной культуры, что отмечено многочисленными наградами национальных и международных конкурсов и фестивалей. Только в 2018 году исполнители завоевали около 20 наград в престижных музыкальных состязаниях. В г. Москве «Донцы» были отмечены дипломом лауреата I степени на фестивале Международной премии «Art Open Word» и дипломом лауреата I степени Международного фестиваля «Креативное пространство». Международный фестиваль «Арт Поколение Москва-2018» отметил «Донцов» дипломом Гран-при. На Международном фестивале-конкурсе «Art-Generation Baltic-2018» Рига (Латвия) – Стокгольм (Швеция) – снова Гран-при. Опять Гран-при на Областном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Южный ветер-2018». Дипломом I степени коллектив награжден в Ростове-на-Дону на ежегодном Международном фестивале детского и юношеского творчества «Имена России». Коллектив также принимал участие в крупных музыкальных мероприятиях: фестивале Союзного государства Россия – Белоруссия «Творчество юных», в Международном фестивале «Казачья станица – Москва», в областной концертной программе, посвященной Дню народного единства.
Оба ансамбля под руководством С.П. Толмачева стали активными участниками творческих мероприятий в дни Чемпионата мира по футболу в Ростове-на-Дону. С.П. Толмачев награжден медалью Губернатора Ростовской области «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России», памятным знаком главы Администрации Аксайского района «Аксайский район».
Серьезная и очень ответственная София Садченко обнимает донциолу словно любимую куколку. Она играет на ней недавно, но вкладывает в игру все свои старания, всю душу.
Самая младшая Сашенька Карташова во время очередного концертного номера отрывается от балалайки и подходит к огромному барабану, имя которого тулумбас – большой боевой казачий барабан. Она яростно и задорно стучит по нему, укрощая огромные барабанные палочки и приручая гудящий резонансный звук.
Баграт Шагинянц разворачивает меха маленькой гармошки и лихо поет «Ойся ты, ойся», ему помогает Настя Воробьева – крутит ручку на донском рылее, извлекая ни на что не похожий пронзительный звук.
Мне жаль, что я не могу на странице газеты подробно рассказать о каждом участнике, замечательном виртуозе балалайки Александре Белоущенко, брате Алексея Тома – Никите, Наташе Воробьевой и Артеме Острянине, Кате Устенюк и Сергее Толмачеве-младшем – племяннике Сергея Петровича, Павле Гошовском, Кирилле Пипенко, Андрее Кикина, Владиславе Садченко. Каждый участник – это свой отдельный, уникальный мир, свое понимание музыки, свой характер и темперамент. И все, что есть у каждого из ребят, они привносят в общую творческую работу, сплетая воедино лучшие свои качества, делая дух «Донцов» уникальным, узнаваемым, восхитительно прекрасным. Когда ребята играют, над ними распространяется некий ареол – духовная аура, возвышающая и музыку, и ее исполнителей.
– Поначалу было трудно, – рассказывает С.П. Толмачев, – освоение любого инструмента всегда дается через упорный труд. Не все это выдерживают. В коллективе остались только те, кто не отступил. А ведь были и пальцы в крови и мозолях от струн, и синяки на руках и ногах от ложек, с которых мы начинали освоение народных инструментов. Приходилось подкладывать мягкие тряпочки на колени, обматывать руки платками. Но теперь многие ребята играют виртуозно, мне за ними не угнаться.
Ребята чувствуют себя на репетициях непринужденно, свободно общаются как между собой, так и с руководителем коллектива, с гостями. При этом у «донцов», даже самых маленьких, проявляются зрелость суждений, свое мнение, умение рассуждать, обсудить важные музыкальные моменты, а также пошутить к месту, посмеяться, разряжая обстановку. Однако любое обращение руководителя, сделанное деловым тоном, мгновенно дисциплинирует и мобилизует всех участников – они садятся на свои места, берут музыкальные инструменты и играют так серьезно, вдумчиво и вдохновенно, как будто еще минуту назад не смеялись расслаблено над шуткой товарища, не пихали друг друга, с шумом протискиваясь через тесное пространство репетиционной комнаты.
Побывав в гостях у обоих коллективов, «Мишкинских ложкарей» и «Донцов», которые являются продолжением и дополнением друг друга, я несколько часов слушала удивительный концерт, несущий заряд бодрости и хорошего настроения, а главное, уверенность в том, что жива на нашей земле и народная музыка, и народный дух, и есть кому любить это и сохранять.
Когда совсем стемнело и репетиция закончилась, я вышла на порог Мишкинского сельского Дома культуры, вглядываясь сквозь пелену дождя в захваченное тучами небо. На одно мгновение блеснула в небе, словно яркая звезда, вечерняя Венера, покровительница искусства. И я подумала, что, как писал поэт, «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда!».
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!