«У меня семь сыновей и три дочки!»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, Религия, СемьяТак С гордостью говорит Благочинный Аксайского округа протоиерей Геннадий Макаренко – многодетный отец. Мы все хорошо знаем, что на Руси семьи все были многодетные. А в наше время семья даже с тремя детками – большая редкость. Многие считают, что лучше иметь одного или двух детей, но дать им все самое лучшее. Действительно, вырастить много детей – это подвиг. А если в семье десять деток? Именно столько детей в семье благочинного Аксайского округа протоиерея Геннадия Макаренко. Корреспонденты газеты «Победа» решили узнать у него, как это быть отцом десяти детей? И отличается ли частная жизнь священнослужителя от жизни большинства семей?
– Отец Геннадий, расскажите немного о себе.
– Отец и предки мои из казаков, кубанского казачества. Я родился в Казахстане, в городе Актюбинске. Учился в средней школе, затем закончил строительный техникум, потом была армия, женитьба, семинария. И в 1982 году я был рукоположен в городе Алма-Ате, тогда столице Республики Казахстан, в Никольском кафедральном соборе преосвященным епископом Серафимом Грачковским, Алма-Атинским и Казахстанским. Был назначен пятым священником в Никольский собор города Чимкента – областного центра Южно-Казахстанской области. На момент рукоположения у меня уже было трое сыновей. Первый сын родился на второй день Рождества – 8 января 1979 года, второй – в 1981 году, 6 января, третий – 25 января 1982 года.
– Все январские!
– Да, первые ребята у меня январские (улыбается). Затем родилась дочь 22 марта 1984 года, когда я служил уже священником в Чимкенте. И потом дети рождались с разницей год – два. И последний сынок, десятый, родился в 1996 году. В 1995 году мы переехали из Казахстана в Белгород, меня назначили штатным клириком кафедрального собора и секретарем епархии Белгородской, и вот последний, десятый сынок родился там. Затем год прослужил в Белгороде, меня пригласили в майкопскую епархию, стал секретарем Майкопской епархии, настоятелем кафедрального собора, благочинным по Республике Адыгея и затем по городу Майкопу, когда увеличились храмы. 15 лет я прослужил в Майкопе. И восьмой год я служу в Ростовской епархии. На сегодня у меня десять детей: старшему сыну – 40 лет, а младшему – 23 года, и 16 внуков.
– Как вы с матушкой познакомились?
– Мы друг друга знали еще с юности. Она (Тамара Владимировна) училась в педагогическом училище после восьмого класса. А я – в Актюбинском строительном техникуме. У нас у обоих была общая общественная деятельность. Тогда вся молодежь в свободное время была занята культурой, искусством, спортом, различными кружками. У меня всегда было тяготение к сцене. Вот мы с ней и познакомились, будучи членами агитбригады народного любительского театра в Доме культуры строителей города Актюбинска. Выступали с концертами, ездили по колхозам, в тюрьмы, воинские части. Нам было по 17 лет. Потом была армия. И мы, собственно, встретились как жених и невеста по-настоящему, когда она работала пионервожатой. Я приехал в отпуск из армии, пришел в родную школу, в свой родной класс. Ну, знаете, как в родную школу всегда хочется зайти. А когда зашел – увидел пионервожатую, узнал ее, увел в кино, ну, и по сегодняшний день кино смотрим (смеется). А потом я пришел из армии и сразу женился, в октябре уволился, а в феврале сыграли свадьбу. После армии мне оставался один год в строитель-ном техникуме, и я его закончил, защитил диплом. Затем работал на стройке. Прорабом. И поступил в семинарию.
– Вы осознанно хотели посвятить свою жизнь служению Богу?
– Конечно, я вырос в церкви. Церковная жизнь с детства мне была близка и знакома. Верующими людьми были дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки. Ходили в храм. Я уже до армии читал на клиросе, а у матушки бабушка была тоже очень церковным человеком. Постоянно ходила в храм. И ее с сестрой брала с собой, но как-то тогда я не обращал на нее внимание. Не знал, что это она. Ведь ходили мы в один храм. А вот когда мы стали уже взрослыми, тогда, соответственно, и вспыхнули чувства, которые были такими настоящими, правильными, то, что называют страстью, любовью. Дети наши – это плоды большой любви.
– А кем работает ваша жена?
– До венчания она работала учителем в школе, где я учился. Когда мы повенчались, еще не были готовы фотографии, а в комсомольской организации школы и у директора школы фотографии уже лежали. Директор ее пригласил к себе и сказал: «Напишите заявление задним числом, и мы вас не будем дергать». А все потому, что мы венчались. Как относились к вере в то время? Через горнило советской власти в то время прошли верующие люди всех деноминаций – мусульмане, католики, баптисты, но, прежде всего, православные христиане. Поэтому часто требовали официального отказа от веры. Вызывали, допустим, на совет дружины школы или на общешкольное собрание и устраивали общественное линчевание. Работать не давали верующим людям, учиться не давали. Не выше техникума. Перед вами сидит тот, кого не пустили в строительный институт. Я очень хотел учиться, но из-за того, что в свое время директор школы написал в характеристике, что я верующий человек, я не смог пойти учиться дальше. Хотя очень хорошо учился, у меня не было ни одной тройки в аттестате.
Через это пришлось пройти и моей жене. Ее уволили с работы. Но знаете, везде есть хорошие люди, и хороших людей больше, чем плохих. И ее приняли на работу в детский садик воспитателем. Она ушла оттуда в декрет, и когда после родового отпуска нужно было выходить на работу, ей тоже сказали написать заявление, потому что «хвостик» уже дошел. Супруга была беременна к тому времени уже вторым ребенком, поэтому мы с легкостью бросили все это дело.
А после рождения второго ребенка нам помог один замечательный человек, директор школы. Мы с ней познакомились в храме. В то время и такие люди иногда заходили в храм. Я управлял тогда хором, работал на стройке, а в субботу и воскресенье читал на клиросе. И я сказал директору тогда, что у меня жена учитель и произошла такая ситуация. Она согласилась ее взять, потому что относилась с пониманием, сказала только, чтобы жена нигде и никому не говорила, где работает. А работа находилась в другой части города, в новом микрорайоне, в новой школе, что было очень удобно. И работала она там учителем до рождения третьего ребенка. Потом ушла в декрет. Я к этому времени уже стал священником, и мы переехали в город Чимкент. И вот тогда жене, конечно, стало уже не до работы: у нас было уже трое детей, потом родился четвертый, потом пятый, шестой… И она стала мамой. Она очень хорошо проработала всю жизнь мамой. Я считаю, что работать мамой для женщины – это самая главная работа. Глупости все это про карьеру, про какой-то рост. Глупости! Любая женщина хочет быть матерью, любимой своим мужем женщиной и хозяйкой. Это уже как некий стереотип сложился, что в жизни чего-то нужно добиваться. Жизнь очень быстро проходит, и если женщина стала настоящей матерью и вырастила хороших детей, она сделала для страны, для общества, для собственной живой, бессмертной души самое главное. И я считаю, что моя супруга, став настоящей матерью, сделала самое главное в своей жизни, не только родив десятерых детей, но и воспитав их.
Мужчина, кем бы он ни был, прежде всего, понимает, что нужно работать для того, чтобы семья была одета, обута, сыта. А у меня это же не просто работа, это служение людям и Богу. Я сейчас понимаю, что я, наверно, жене недодал много внимания. Уходил, когда дети еще спали, а возвращался, когда они уже спали. Иногда днем получалось, конечно, прийти покушать и отдохнуть. Оставался воскресный день. После божественной литургии я поставил себе за правило, что обед всегда все вместе. И даже после замужеств и женитьб моих детей в воскресный день всегда все собирались на обед. Сейчас, конечно, уже не получается. Иногда на третий день Пасхи, на третий день Рождества и в новогоднюю ночь, и к отцу на день ангела 13 сентября собираемся всей большой семьей, и уже, конечно, с внуками. Всем собраться очень тяжело, потому что дети мои живут в разных уголках страны.
– Расскажите о ваших детях, как их зовут, чем они занимаются? Кто пошел по вашим стопам?
– У меня семь ребят и три девочки: Иван, Константин, Геннадий, Лидия, Семен, Александр, Мария, Ангелина, Иосиф и Николай. Трое мальчишек пошли по моим стопам – стали священнослужителями. Как я всегда говорил своим ребятам – есть два служения в этой жизни – Богу и Отечеству. В армии служили все мальчишки, военными стали двое. Один, правда, ушел впоследствии на производство, а вот второй до сих пор служит в Севастополе. Еще один сын в Москве занимается бизнесом. Третий – в Санкт-Петербурге в партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». И последний, самый младший сынок всегда с нами – он у нас «солнечный», родился с синдромом Дауна. Он у нас самый любимый, самый ласковый самый милый – всегда ребенок. Дочь одна управляет хором, а две других работают мамами. Тоже (улыбается). Две дочери замужем за священниками, третья вышла замуж за мирянина. Она работает в индустрии красоты.
– Как воспитывали своих детей, когда они были маленькие? На чем делали акцент в воспитании?
– Я – строгий папа. Но строгость с милостью всегда должна быть связана, с любовью. А кто наказать должен? Отец. А кто пожалеть по-настоящему должен? Тоже отец.
Что такое отцовская любовь? Когда отец бьет ребенка ремнем по попе за то, что он украл у соседки с огорода яблоки, он что, не любит своего ребенка? Отец очень любит своего ребенка, и отец не хочет, чтобы этот ребенок стал вором. И после этого он воровать уже не будет. И даже если отец наказал серьезно сына, даже физически наказал за то, что пришел в 14 лет домой пьяным, то к рюмке он уже больше не притронется. Да если и притронется, то уж потом, с умом. Разговоры могут остаться разговорами, и, как правило, так и случается. А когда человек понимает, что за этим последует наказание, особенно ребенок, то перед тем, как сделать что-то непозволительное, неправильное, он уже подумает, а стоит ли?
Да, я был строгим, но я понимал четко, что это было нужно. И подтверждением тому было мое 60-летие. Когда все мои дети, вся моя большая семья съехалась поздравить меня. Это было для меня по-настоящему трогательно. Они все созвонились, списались, договорились. Для меня это было сюрпризом, потому что приехали абсолютно все. Конечно, на торжество я пригласил всех, но в силу занятости моих детей и расстояний, которые нас отделяют, понимал, что кто-то может и не приехать. Ближайшие – Ростов, Краснодар, а те, кто дальше – Питер, Москва, Майкоп.
Второй сынок у меня имеет такие способности – собрать всех вместе. Он – настоятель храма и благочинный в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону. Он и собрал всех. Для меня это был некий серьезный итог. Итог моего отношения с детьми. Конечно, зачем зря лукавить, и сегодня есть какие-то непонимания, все есть. Но когда дети поздравляли меня, уже оставшись в кругу семьи, сказали: «Спасибо тебе, папа, за ту строгость, которую ты сопрягал с любовью к нам. За то, что сумел научить нас, ведь мы впитали, благодаря тебе, любовь к Богу, к церкви, к молитве, к Священному писанию. Эта дисциплина, привитая с детства, помогла нам быть такими же дисциплинированными и в жизни по сегодняшний день. И вот что мы впитали тогда, видя, как живут отец и мать, мы пытаемся проецировать и на свои семьи, и в отношении друг к другу, и в отношении к дому, и в отношении к своим детям, и в отношении, прежде всего, к вере, к Богу, к жизни церковной. Это и понимание постов и постных и праздничных дней».
– Режим дня и дисциплина были ключевыми моментами в воспитании?
– Конечно. Уже маленькими дети четко знали – можно играть, можно ходить на ушах, но если отец сказал, выключать телевизор и ложиться спать, никто никогда не спорил.
Я помню дочь старшую. Ее угощают конфеткой после причащения. Пост. «Эта конфеточка скоромная, я ее кушать не буду, а вот пост закончится, я ее съем», – сказала она. Ей было два или три годика. Никто не учил ее специально, что эта конфета скоромная и ее нельзя есть. Это впитывалось с молоком матери, это был и есть по сей день образ бытия всей большой семьи.
Для ребят даже огород был поделен – у каждого своя грядка. И был в этом некий дух соревнования. У кого грядка запущенная – тот не ходил на речку или не ел мороженое, как все. Например, у папы сегодня выходной – понедельник, значит, идем купаться, есть мороженое, может быть, шашлыки, а вот Семен не пойдет, он огород не прополол. Утром просыпаемся, собираемся идти на речку, смотрим – а у Семена огород убран. Он весь вечер полол и утром поливал и убирал, чтобы его с собой взяли, дома не оставили.
Птица была в хозяйстве, барашек держали, и все делали ребята, они жили в доме и были ко сему приучены. Знают, что помидоры не на деревьях растут, а молоко не в пакетах производится.
– Дети также соблюдали пост, как и вы?
– Да, всегда. Великому посту предшествует Сырная неделя, масленичная. Вот остаются после Масленицы блины, творожок, сметана, вареники с творогом. В первый день поста говорю супруге: «Ты детям это отдай». А мы картошку в мундире приготовили, капусту соленую без масла. А дети говорят: «Вон какие, сами-то вкусное едят, а нам отдали вчерашнюю сметану да блины». И мы поняли, что делать так не нужно. Дети всегда пост соблюдали.
– Батюшка, какие сложности у многодетной семьи? Когда детки были маленькие, не пугало, что каждого нужно поставить на ноги?
– Конечно, каждый день думали, чем накормить, напоить, во что обуть, во что одеть, как выучить. Безусловно, всем этим занимались. Каждого поставили на ноги, дали образование. Материально-квартирные проблемы, конечно, есть у всех многодетных семей. И мы дружно пытаемся решать их и по сегодняшний день. Проблемы остаются и жилищные, и материальные. Но решаем мы их все вместе, нашей большой, дружной семьей.
– Скажите, есть ли особенности в отношениях между батюшкой и матушкой?
– Муж и жена пусть будут хоть царь и царица, но «будета оба в плоть едину» (Мф. 19:5). Отношения такие же, как у самого простого человека. И не важно, кто муж и жена – крестьяне, рабочие, интеллигенция, инженеры, духовенство или политики. Ведь отношение между мужчиной и женщиной – это любовь и уважение друг к другу, прежде всего.
Знаете, законным браком считается брак венчанный. Гражданский брак – это запись в актах, эта регистрация и есть просто сожительство. А сейчас все с ног на голову. Гражданский брак – это когда живут вместе, а законный – когда расписаны в ЗАГСе. Поэтому между любящими мужчиной и женщиной, которые хотят быть вместе и растить детей, должен быть гражданский брак (роспись) и в идеале законный брак – венчание. Не документ держит, а любовь и отношение друг к другу. Мои бабушка и дедушка были венчаны, но не расписаны. Расписались уже в глубокой старости. И то потому, что надо было из-за документов.
Конечно, стараемся вместе куда-то сходить. Любим театр. Выбираемся туда не очень часто, но стабильно. Также мы почитатели Кубанского казачьего хора, ансамбля «Дон православный». Я люблю оперетту. Бываем в Музыкальном театре, в Молодежном театре г. Ростова-на-Дону.
Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему Отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным. И я в этом глубоко убежден.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!