Судьба человека – судьба народа
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Литературная гостиная, Образование, ФестивалиНепросто, очень непросто складывалась судьба советских военнопленных. Человек, прошедший через ад фашистских застенков, выживший, претерпевший до конца, оказывался ненужным своей Родине. Она считала его врагом народа.
О судьбе военнопленных размышляли многие писатели, среди них был Михаил Александрович Шолохов. Когда Гитлер напал на нашу страну, донской автор перечислил всю Сталинскую премию в фонд обороны страны и пошел на войну в качестве военкора. Михаил Шолохов писал о боях Южного, Западного, Юго-Западного, 3-го Белорусского фронтов. Он многое видел, тесно общался с бойцами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Его произведения имели оглушительный успех. В последнем номере 1956 года и первом номере 1957 года газеты «Правда» выходит его рассказ «Судьба человека». Произведение произвело огромное впечатление на читателей. Каждому казалось, что он знает Андрея Соколова лично. Его образ оказался собирательным и воплощал в себе лучшие черты русского народа – его силу воли, несги- баемость, мужество, доброту, сострадание, честность.
Рассказ был написан за считанные дни, а вот замысел его писатель вынашивал долгие годы. Как писал журналист Михаил Кокта в 1961 году, после войны Шолохов поехал на охоту и встретил там прототипа Алексея Соколова. Было это около хутора Моховского. Писатель присел отдохнуть около реки и увидел мужчину и мальчика, идущих к переправе. Шолохов разговорился с путником, и тот рассказал ему о своей судьбе, приняв его за «своего брата-шофера». Эта история настолько сильно потрясла Михаила Александровича, что он решил обязательно написать об этом рассказ.
И вот десять лет спустя, когда писатель читал рассказы Хемингуэя, Ремарка и других иностранных авторов, показывающих обреченного, бессильного человека, перед глазами снова и снова вставала та неожиданная встреча у речной переправы. Он решил, наконец, осуществить свой замысел.
Вскоре после публикации рассказ был зачитан по Всесоюзному радио.
А потом Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года, он лег в основу фильма, снятого режиссером Сергеем Бондарчуком. Он же сыграл в нем и главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году. Он собрал многочисленные призы на отечественных и международных фестивалях. 60-летию выхода на экран фильма и посвящена выставка «Судьба человека – судьба народа», открывшаяся на Аксайской почтовой станции. Посетили ее и наши корреспонденты.
В Аксайском военно-историческом музее открылась выставка, посвященная рассказу М.А. Шолохова. Эта передвижная выставка прибыла из станицы Вешенской. Этот проект – дань памяти великому писателю и всем, кто сражался за Родину. Ведь в своем рассказе Михаил Александрович первым поднимает тему военнопленных, рассказывает об их судьбе, подчас трагичной.
Только в июне 1957 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей».
На витринах расположились документы, рассказывающие о фронтовом пути писателя. Здесь та самая телеграмма, в которой Шолохов просит перечислить Сталинскую премию в фонд обороны. Сохранилось и командировочное предписание, выданное полковнику Шолохову Михаилу Александровичу для выполнения боевого задания редакции с 16 мая по 1 августа 1943 года. Молчаливо лежит под стеклом пропуск, в котором написано: «Народный комиссариат, главное военно-политическое управление РКК разрешает корреспонденту Советского информбюро писателю Шолохову Михаилу Александровичу работать непосредственно в воинских частях, действующих на Западном фронте». Подумать только, этому листочку почти 80 лет. Когда-то этот пропуск носил при себе Михаил Шолохов, он бывал с ним на фронте, слышал разрывы снарядов, грохот орудий, стоны и крики умирающих и раненых…
Обращаем внимание на фотографии. Вот еще довоенный снимок 1940 года – Михаил Александрович с семьей. Радостные счастливые лица… Они и не знали, что ждет страну буквально через год… А вот уже фотография, сделанная в 1942 году в Казахстане, туда писатель эвакуировал свою семью во время войны. Это фото заметно отличается по настроению…
Одна из витрин посвящена процессу создания фильма «Судьба человека».
– Когда Сергей Бондарчук пришел к Михаилу Александровичу и объявил, что намерен сам сняться в главной роли, писатель ему ответил, что он не похож на сельского шофера, простого работягу и посоветовал пожить несколько месяцев в Вешенской. Режиссер находился там очень долгое время, съемки продолжались почти год. В фильме нужно было отразить четыре времени года. Жители станицы настолько привыкли к нему, что, когда он уходил на съемки, говорили: «Сережа на работу пошел». Однажды загримированный Бондарчук пришел к Михаилу Александровичу, а тот его не узнал. Писатель тогда поверил, что перед ним настоящий Андрей Соколов, – рассказывает старший научный сотрудник АВИМ Л.В. Волощук.
А на этом снимке запечатлен момент общения писателя с бойцами Красной Армии. Они окружили его, видно, что идет живой разговор…
Помнит эти разговоры фронтовой блокнот Михаила Александровича. Свидетель тех страшных событий, испещренный записями писателя, – сегодня часть музейной экспозиции. Его тоже могут увидеть все желающие. Маленькие книжки карманного формата, изданные в 1942 – 1943 годах («Они сражались за Родину», «Наука ненависти»), потрепанные, без обложек, тоже нашли свое место на витрине. Их носили в кармане, перечитывали. Есть здесь и письма, свернутые треугольником. Они приходили от благодарных читателей прямо на фронт. Писали бойцы, писали обычные люди, пытавшиеся выжить в тылу. Кто-то, наверное, надеялся, что Михаил Александрович встретит на войне отца, мужа, брата, а может быть, он уже их видел.
Экспонаты, дошедшие до нас сквозь время, особенно ценны. На одной из витрин – пожелтевшая от времени страница той самой газеты «Правда» с рассказом «Судьба человека». Тут же черновик, рабочий вариант рассказа. Рукой Михаила Александровича что-то зачеркнуто, дописано. «За окраину хутора вышел на дорогу мужчина…» – удается нам прочитать. Сохранилась фотография, на которой изображен Михаил Шолохов, читающий редакционному отделу свой новый рассказ «Судьба человека».
Рядом с этими экспонатами фотография Евгении Григорьевны Левицкой, которая долгое время была другом и соратником Михаила Александровича, помогала ему издавать его произведения. Именно ей он посвятил рассказ «Судьба человека». Сохранилось печатное издание, в котором было опубликовано интервью с ней. Если хотите прочитать его, приходите в музей «Почтовая станция» на выставку.
Фотографии, сохранившиеся со съемок, помогают представить, как шел этот процесс. А иллюстрации к произведению, выполненные четой Петровых, Кукрыниксами, Ю. Ребровым воскрешают в памяти сюжеты и образы произведения. Здесь изображены самые трогательные моменты рассказа.
Сергей Лаврентьев, российский киновед и кинокритик о фильме «Судьба человека»:
– Сергею Бондарчуку удалось самое трудное. Следуя Шолохову, он сумел облечь абстракцию «национальный характер» в плоть и кровь экранного образа – неоднозначного при всей его внешней простоте, отмеченного богатой и сложной духовной жизнью.
Не менее трогательны строчки из писем, которые присылали Михаилу Шолохову отовсюду. Некоторые из них можно прочесть. Голоса времени перенесли нас на несколько десятилетий назад.
«Уважаемый Михаил Александрович, ученики 10-го класса ГДР обсуждают на уроке литературы Ваш рассказ. Я ученик 10 «Б» школы имени Юрия Гагарина в городе Цвиккау… Снова и снова книга пробуждает интерес и развертывает дискуссию… спорили о следующем вопросе – Андрей Соколов попал в плен в мае 1942 года, один фашистский солдат велел дать ему сапоги и Соколов протягивает ему также свои портянки. Почему он поступает таким образом? Одни говорят, что ваш герой получил шок и не понимает, что делает, другие говорят, что он хочет показать, что он русский и не боится их. Это и мое мнение. Мы были бы рады, если бы вы, Михаил Александрович, помогли нам, как понимать эту ситуацию», – писали школьники в 1977 году. Интересно, смог ли писатель ответить им.
«Дорогой Михаил Александрович, я не читал, а с жадностью глотал строки вашего рассказа. Сердце бывшего солдата, встречаясь с трудностями войны, каменело, я не имел представление о слезах. Теперь, читая ваш рассказ, я плакал…» – писал фронтовик из станицы Добринской в 1957 году.
«… Андрею Соколову пришлось претерпеть страшные мучения и страдания, невзгоды за судьбу Родины, свою личную судьбу, ему пришлось пережить безбрежное море человеческого горя, но он, казалось бы, в самых невероятных условиях не падал духом, верил в победу…». Это строчки из письма полковника юстиции Василия Андреевича Пустовалова из города Гродно Белорусской ССР.
Писем было очень много. На одном из фото Шолохов разбирает гору конвертов. Сегодня свои впечатления о рассказе читатели оставляют на сайтах и страничках в социальных сетях. Им тоже нашлось место на выставке.
Документы, письма, фотографии допол-няют личные вещи писателя, форма военного времени. Встречают посетителей и Андрей Соколов с приемным сыном.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!