Травматология плюс хирургия
Новость в рубрике: Здравоохранение, ИзбранноеПри объединении качество медицинских услуг будет лучше. Любые изменения в сфере здравоохранения вызывают особый интерес жителей. Сегодня аксайчане взбудоражены известием об объединении хирургического и травматологического отделений Центральной районной больницы. У многих на устах вопрос: «Почему?». Ответ нашим корреспондентам дал главный врач Центральной районной больницы И.В. Галеев.
– Игорь Владимирович, ясно, что решение было принято не просто так, для этого были основания. В связи с чем возникла такая необходимость?
– Начнем с того, что живем в эпоху перемен, и вопросы организации стационарной медицинской помощи сегодня решаются не только на основании потребностей жителей и пожеланий главных врачей. Одним из очень важных условий является достаточное финансирование этих стационарных видов помощи. Расчет по обеспечению круглосуточных коек производится по единой методике на территории всей области. Это результат математических действий, которые напрямую зависят от количества населения, застрахованного на территории того или иного муниципального образования. Чем больше застрахованных жителей, тем больше средств получит медицинское учреждение. Из общего объема выделяются средства на поликлиническую, амбулаторную помощь, стационар. Эти доли одинаковы по всей области.
В связи с таким расчетом получается, что на сегодняшний день в Аксайском районе есть 69 круглосуточных коек, которые не обеспечены финансированием. Мы очень долго думали над этим вопросом, обсуждали не один год. Мы стараемся всеми силами сохранить в полном объеме фонд круглосуточных коек, хотя во многих районах и городах он был сокращен. В конце концов, мы должны были выбрать ситуацию, в которой финансирования будет достаточно, а объем и качество оказываемой населению медицинской помощи не то, что не пострадает, а может быть, даже и улучшится.
Да, конечно, все непривычное всегда вызывает у людей очень большие сомнения и опасения. Мы ничего не придумали нового. Это отработанная система организации помощи, которая существует не только в России, но и в ряде развитых стран.
– Из чего исходили, определив в качестве места для реформирования травматологическое и хирургическое отделения? Что хотели в итоге получить и удалось ли это сделать?
– Ну, во-первых, это в совокупности фактически больше трети всего коечного фонда больницы. Большое хирургическое отделение, немалое травматологическое, вместе получается 100 коек. Это очень большой объем.
Во-вторых, исходили из того, что хирургия и травматология – это две абсолютно родственные дисциплины. И если говорить сегодня о специализированной помощи, то все это является порождением общей хирургии. И в той или иной степени, все хирурги, которые занимаются общей хирургией, владеют методиками оперативного вмешательства, необходимыми для оказания помощи разным категориям пациентов – с травмами, урологическими и другими заболеваниями.
Мы анализировали, сколько нужно круглосуточных коек. Сегодня вся практика организации круглосуточного стационара сводится к тому, что оставаться на круглосуточных койках должны только люди, которые не в состоянии находиться на домашнем лечении. Далеко не всегда для того, чтобы получить какую-то хирургическую помощь, пациент должен быть под круглосуточным наблюдением врачей. Так, например, люди, у которых есть повреждения рук или туловища, ушибленные раны, ушибы, зачастую могут находиться дома и приходить на перевязки и прием к врачу. А поскольку пропускная способность амбулаторного кабинета травматологического пункта очень невысокая, приходилось большую часть этих пациентов класть на круглосуточную койку.
И откровенно говоря, мы прекрасно понимаем, что основная часть пациентов, которые вроде бы лечатся в круглосуточном стационаре, на ночь уходят домой. Но для этого есть дневной стационар, который мы начинаем развивать дальше.
Так вот для чего мы затеяли все? Нам нужно было создать условия для логичного и объемного оказания травматологической помощи на амбулаторном этапе в поликлиническом разделе. До объединения у нас фактически один доктор принимал в травмпункте огромное количество людей, которые в первой половине дня нуждались в неотложной помощи, а потом во второй половине дня – тех, кто приходил на повторную консультацию. Отсюда колоссальный перегруз кабинета и законные возражения людей. И самое главное, было невозможно оказать помощь тем, кто не нуждался в стационарном лечении в условиях травмпункта. В крупных больницах Ростова, например, человек может получать лечение именно там. Мы пошли по этому пути, фактически сегодня выделили под травмпункт два дополнительных помещения, теперь прием ведут еще два травматолога. У нас разделились неотложный и плановый приемы. Постепенно мы идем к тому, чтобы в условиях травмпункта наши специалисты могли еще и проводить оперирование небольших по объему переломов. Есть методики, которые не предполагают большого разреза, а например, через прокол кожи вводятся в просвет сломанной кости металлические конструкции, которые позволяют надежно зафиксировать перелом и быстро начать потом процедуру разработки, поскольку не нужна длительная фиксация гипсом. Это касается фактически всего плечевого пояса. Начиная от пальцев кисти и заканчивая предплечьем, а это процентов 40 всех травм, которые являются основанием для обращения людей за неотложной медицинской помощью. Не все раны мы можем зашить в травмпункте, более глубокие повреждения требуют специальных условий, ушивания мышц, сухожилий, это уже задача, которую переносим в стационар. Пациентам в половине таких случаев незачем в стационаре находиться, они могут приходить на перевязки, наблюдаться у врача.
Еще один из положительных моментов, которого мы добились, объединив два отделения, – высвобождение площади для того, чтобы можно было проводить некоторые обследования с наркозом.
– Как это отразилось на работе специалистов хирургического отделения?
– Хирурги, которые работают в совмещенном отделении, очень быстро адаптируются к тому, что травма – это и их тоже поле деятельности. Если два отделения существуют параллельно – травматология и хирургия, то даже если пациент поступает в неотложном порядке, очень долго выясняют, к кому из специалистов он должен попасть на койку. Сегодня четкого разделения – травматологическая и нетравматологическая койка – при травме нет. Если сломана только кость, пациент попадает в травматологическое отделение, а если при этом есть сотрясение головного мозга, это уже называется сочетанная травма и человек должен быть госпитализирован в хирургию. Основная масса больных поступает после ДТП, когда одна кость ломается очень редко. Это обязательно сочетание с какими-то еще повреждениями. Бытовые травмы, как правило, не очень тяжелые, и пациенты могут лечиться в амбулаторных условиях.
Если бы мы пошли по пути сокращения какого-то другого коечного фонда в наших отделениях, пришлось бы сократить медицинских сестер, врачей. Решение, которое мы приняли, долго взвешивалось, прорабатывалось в том числе и с нашими общественниками. Принятые меры позволили сохранить всех людей. Они просто официально поменяли место своей работы.
А у нас работают талантливые и очень хорошо подготовленные травматологи. Один из них специализируется больше по операциям, связанным с накостным наложением пластин, другой умеет проводить операции с помощью оптической системы на внутрисуставных структурах, он владеет методикой, которая позволяет штифтовать сломанные кости под контролем рентгеновского аппарата. Специалисты имеют возможность проводить оперативное вмешательство в стационаре.
– Людям кажется, что объединение может негативно сказаться на качестве медицинской помощи. Так ли это на самом деле?
– Качество оказания медицинской помощи не ухудшилось, а в будущем оно даже станет лучше, потому что расширяется спектр умений и навыков общих хирургов. Они, ведя травматологических больных, осваивают тонкости и нюансы травматологической профессии. Представьте, ночью дежурит общий хирург, он оказал помощь травматологическому больному, и мы ждем, когда утром придет травматолог и осмотрит его. Мы волнуемся, а правильно ли сориентировался в этой ситуации общий хирург. А если он каждый день ведет больных с травмами, принимает участие вместе с травматологами в их оперировании и лечении? В этом случае, встретившись на ночном дежурстве с травмой, он будет четко знать алгоритм действий и работать уверенно.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
1 Комментарий на "Травматология плюс хирургия"
Стало хорошей традицией разрушать все хорошее!Результат всех «улучшений» мы уже сейчас на себе испытали!Очень жаль,что не хватает финансирования!И совершенно понятно,что больные никак не выиграют от этого объединения.Где травма и где хирургия.А обосновать можно все,что угодно…