Мы такие разные, но мы вместе
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Молодежь, Сельские поселения, Семья4 ноября в РДК «Факел» состоялся районный фестиваль, посвященный Дню народного единства, «В единстве – наша сила!». С 2005 года празднует наша страна один из самых молодых, но уже прочно укрепившийся в сознании народа государственный праздник – День народного единства. Это тот праздник, который, как никакой другой, имеет самое большое значение в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия.
На территории Аксайского района проживают представители 30 народностей и национальностей. Десять из них стали участниками районного фестиваля национальных культур «В единстве наша сила!», посвященного Дню народного единства.
На празднике, который был подготовлен и проведен на базе РДК «Факел», присутствовали члены оргкомитета и почетные гости фестиваля: заместитель главы Администрации Аксайского района, председатель оргкомитета О.Н. Пушкина, глава города Аксая А.М. Агрызков и главы сельских поселений района, председатель Собрания депутатов Аксайского района Ю.И. Черноусов, заведующий отделом культуры Администрации Аксайского района Я.Л. Чернышев, председатель Общественного совета при Администрации Аксайского района А.С. Бобкова, директор районного Дома культуры «Факел» В.И. Жиловникова, атаман Аксайского юрта С.И. Марков и другие. Все гости собрались в празднично оформленном фойе.
Из динамиков доносились звуки народной музыки различных национальностей. По периметру фойе расположились выставочные уголки сельских поселений района, представляющих культуру и быт разных национальностей.
– Мы приветствуем в районном Доме культуры «Факел» всех участников районного фестиваля национальных культур, посвященного Дню народного единства «В единстве – наша сила!», который проходит в год 95-летия образования Аксайского района, – приветствовала всех ведущая В.М. Батырь. Каждый творческий коллектив показал фрагмент какого-либо национального обряда, и члены оргкомитета фестиваля получили возможность оценить умение отразить самобытность той или иной национальности.
Грушевское сельское поселение представило культуру татарского народа. Одним из самых узнаваемых блюд, свойственных татарам, является чак-чак, которым традиционно угощают гостей за праздничным столом. На выставочном столе, конечно, не обошлось без этой сладости, хотя, кроме нее, были и другие традиционные угощения, эчпочмак и перемяч. Грушевцы рассказали гостям праздника притчу о том, почему чак-чак стал таким известным и всеми любимым. Оказывается, когда-то давным-давно один богатый хан задумал выдать замуж свою дочь и очень хотелось ему поразить своих гостей каким-нибудь прекрасным блюдом. Великое множество яств перепробовал хан, но всеми остался недоволен. И вот, попав в семью пастуха, он отведал блюдо, приготовленное из муки, яиц и меда. Это и был чак-чак. Попробовав его, понял хан, что нашел, наконец, то, что искал. Так чак-чак оказался на свадебном столе, а молодым пожелали жить, прилипши друг к другу, как этот медом помазанный чак-чак. А детей чтобы было столько, сколько горошин в этом чак-чаке, жизнь чтобы шла только в гору, а речи, обращенные друг к другу, были только сладкими. И еще, чтобы молодожены всегда были едины со своим народом, как собранный в кучку этот чак-чак.
В Ленинском сельском поселении живут представители народа, который корнями своими произрастает из замечательной страны. Страна эта славится своими виноградниками, и называют ее «страной роз».
– Молдавия – это захватывающие виды, сады и виноградники, гостеприимные села, холодные родники и птичьи трели, пьянящие запахи цветов, – начала представление ведущая.
В Ленинском сельском поселении проживают около двадцати семей, имеющих молдавские корни. Кому же, как не им, знать свои традиции? Гостям фестиваля поведали о традиции празднования праздников Мэрцишор, молдавского Нового года, который издавна отмечали первого марта. А мэрцишор – это изящный талисман, где сплетены два цвета, белый и красный, в одну нить, который дарят на этот праздник дорогим людям. Еще об одной замечательной традиции, традиции встречать гостей хлебом, рассказали ленинцы. Во многих молдавских селах хозяйки пекут калачи, традиционные крэчунен, которые раздают колядующим в Рождество. По традиции, крэчунен из первой партии теста оставляют до весны рядом с иконой, пока не начнутся полевые работы. С началом посевных работ хозяин берет крэчунен и рвет его на три части. Одну он кладет под борозду, чтобы был хороший урожай. Другую отдает домашним животным, чтобы они были здоровыми. А третью съедают члены семьи.
Старочеркасское сельское поселение представляло грузинскую культуру и особенное, кавказское, гостеприимство. Когда гости подошли к их столу, богато накрытому, уставленному всевозможными грузинскими блюдами, хозяин заявил, что стол не накрыт. Оказалось, что нет на нем хлеба. Старочеркасцы продемонстрировали процесс приготовления национального грузинского хлеба – шоти пури. Тесто для пури раскатали особым способом, в центре сделали дырочку и поставили печься в традиционную грузинскую печь – тоне. Тем временем хозяева спели знаменитую «Сулико». Вот хлеб подоспел, и хозяин поднимает тост. И тост этот был за здоровье уважаемого человека, фронтовика, ровесника Аксайского района Виктора Читоевича Патаридзе. Под командованием Виктора Читоевича в годы войны воевали бойцы пятнадцати национальностей. Только в единстве смогли они победить врага.
Из Рассветовского сельского поселения приехали на фестиваль представители армянской культуры. Они рассказали о том, как в армянских семьях проходит обряд появления первого зубика. Этот обряд проводится для того, чтобы появление остальных зубов у малыша было скорым и безболезненным.
Всеобщее внимание привлекали невероятно яркие и красивые одежды представительниц корейской диаспоры, которые приехали на фестиваль из Ольгинского сельского поселения. Эти прекрасные корейские женщины являются членами корейского культурного центра и тщательно сохраняют традиции и обычаи своего народа. Одна из них рассказала легенду происхождения традиционного корейского хлеба из рисовой муки и угостила этими лепешечками всех желающих.
Далее следовала площадка, на которой жители Большелогского сельского поселения представляли культуру братского украинского народа. Они рассказали зрителям о том, как в украинских семьях празднуют новоселье, «входыны».
Старшие представители семьи приходят на новоселье с символическими подарками. Они приносят горшок с живым огнем из отцовской печи, чтобы в доме всегда был огонек, чтобы всегда тепло и светло было. Скатертью приглашают в дом дедушку домового, чтобы он охранял покой семьи. Позже скатерть стелют на стол и ставят на нее праздничные кушанья. Угли из отцовского дома засыпают в новую печь, соединяя два живых огня, в красный угол ставят икону, в дом приглашают мальчика, который и станет в дальнейшем его хозяином. Когда хата будет полна детей, то и счастья больше в ней будет. Есть дом, будут в нем и счастье, и достаток.
Ну, а за украинской хатой расположился шатер вольного цыганского табора из Щепкинского сельского поселения. В таборе как раз праздновали светлый праздник Пасхи. В эти весенние дни пекут цыганки много-много куличей разного размера, от самых маленьких, на подарки, до гигантских, высотой до 120 сантиметров. В такие дни ходят цыгане друг к другу в гости, но не с пустыми руками, а обязательно с подарками. Вручив гостинцы хозяевам, гости принимаются праздновать, петь, плясать и веселиться. Уходят гости тоже не с пустыми руками. Они получают в подарок маленькие куличики и красные ленты, которые привязывают к хозяйскому шатру на счастье.
– Этот фестиваль служит формированию культуры межнациональных отношений, ведь в Аксайском районе проживает более тридцати национальностей. И все эти национальности живут дружно, живут слаженно, трудятся на благо Аксайского района, на благо Ростовской области. Сегодняшний фестиваль – тому подтверждение. Огромное спасибо всем поселениям, которые подготовили такие замечательные сценарии. Наверное, сегодняшний фестиваль отличает от всех других фестивалей то, что красной линией проходит тема хлеба, ведь хлеб, как известно, всему голова. Большое спасибо, что вы привлекаете к этому детей, молодежь. Всех с праздником! Всем добра, успехов, благополучия и мирного неба над головой, – сказала заместитель главы Администрации Аксайского района, председатель оргкомитета О.Н. Пушкина.
В далеком 1985 году приехала на аксайскую землю Ольга Ильинична Зерщикова из Республики Марий Эл и с тех пор проживает в Верхнеподпольненском сельском поселении. Тепло приняла ее донская земля, но родные корни Ольга Ильинична не забыла. До сих пор соблюдает она обычаи и традиции марийского народа и домочадцев своих этому учит. Вместе с ними рассказала она зрителям о марийском обряде проводов из родительского дома повзрослевшего сына. Провожая его в дальнюю дорогу, мать печет традиционный «дорожный» хлеб. Один такой хлеб она отдает сыну, а другой оставляет дома до тех пор, пока ее сын не вернется домой. Только в случае его благополучного возвращения этот хлеб будет съеден. Позже, во время праздничного концерта, исполнит она в дуэте с дочерью красивую песню на марийском языке.
Потом гости подошли к богатому турецкому дому, где как раз проводили предсвадебный обряд «Кына геджеси», что в переводе на русский означает «Ночь хны». Все восточные народы традиционно считают необходимым сразу предложить любому гостю угощение. Турция на весь мир прославилась своим вкуснейшим кофе, поэтому и гостям сразу предложили кофе и традиционные турецкие сладости.
Хозяева стали рассказывать о древней мусульманской традиции, которая означает прощание невесты с родным родительским домом. В этот день в доме невесты собираются только женщины, родственницы как невесты, так и жениха. Невесту усаживают посреди комнаты и накидывают на ее голову алый платок. Одна из женщин вносит в комнату большой серебряный поднос с хной и зажженными свечами. В комнате звучит печальная мелодия, под которую невеста должна обязательно заплакать. Турки считают, чем сильнее она плачет, тем счастливей будет ее семейная жизнь. Будущая свекровь в это время осыпает голову невесты монетами, символизирующими богатство и плодовитость. Невеста, склонив голову, в знак своего глубокого уважения целует руку будущей свекрови.
После горьких девичьих рыданий будущая свекровь высыпает в каждую ладонь девушки полную ложку хны и кладет в нее по золотой монете, символизирующей удачу, богатство и изобилие. Затем одна из женщин, наиболее счастливая в браке, окрашивает хной ладони, кончики пальцев рук и большие пальцы на ногах невесты. Незамужним девушкам тоже окрашивают руки хной. По турецким поверьям, это поможет им в недалеком будущем тоже выйти замуж. Традиционно, нанося рисунок на руки невесты, в него бывают искусно вплетены инициалы жениха. В брачную ночь он должен найти на руке невесты эти инициалы. В противном случае, жениху придется сделать невесте подарок. Закончив обряд, алый платок заменяют белым. Невесте подают традиционный свадебный хлеб – экмек, которым она угощает гостей. «Ночь хны» – древняя традиция, но турки сохранили ее и донесли до сегодняшних дней.
А традиционную казачью культуру представили нам казаки Мишкинского сельского поселения. Именно в Мишкине живут участники образцового ансамбля народных инструментов «Донцы» под руководством Сергея Толмачева. «Донцы» с воодушевлением исполнили на сцене две инструментальных композиции, «Донской сувенир» и «Степь, дорожка». Случилось это после того, как всех гостей фестиваля пригласили пройти в зрительный зал и посмотреть замечательный концерт, составленный из песен, танцев, музыки разных народов, проживающих на территории Аксайского района.
Все, кто имел удовольствие присутствовать на этом концерте, были совершенно очарованы корейским «Танцем с веером», исполненным фольклорным ансамблем «Ариран» под руководством Ирины Цой, грузинским танцем в исполнении ансамбля грузинского танца «Метехи» под руководством Георгия Гогишвили.
Всех порадовали и «Восточные мотивы», турецкий танец, исполненный хореографическим коллективом «Маруся» под руководством Марии Кривошеиной. Зажигательным и ярким был цыганский танец в исполнении образцового ансамбля танца «Радуга» под руководством Олеси Лазаревой.
Представители армянского народа порадовали зрителей прекрасным танцем «Арцах» в исполнении хореографического ансамбля «Искры Армении» и прекрасным владением национальными ударными инструментами, которое продемонстрировали участники ансамбля народных инструментов «Барракуда», аккомпанируя юным танцовщицам.
А вот творчество татарского народа было представлено не только прекрасным татарским танцем «Кызлар» в исполнении хореографического ансамбля «Орион» под руководством Евгения Иващенко, но и татарской народной песней «Яратыпкарасан» в исполнении Эльвины Багаутдиновой.
Хореографический коллектив «Очарование» под руководством Ирины Пищенко исполнил украинский танец «Дiвич вечiр», а вокальное трио «Улыбка» – песню «Одна калина за окном», в которой были куплеты и на родном русском, и на мелодичном украинском языках.
Юлия Ким из хутора Ленина исполнила молдавскую песню «Приходи на мамалыгу», а в исполнении семейного дуэта Зерщиковых из хутора Черюмкин зрители услышали прекрасную марийскую песню «Салым соло покшалнет».
Всех участников фестиваля наградили грамотами и сувенирами. Как отметил заведующий отделом культуры Администрации Аксайского района Я.Л. Чернышев, День народного единства в истории современной России мы отмечаем с 2005 года, на самом деле корнями он уходит в далекий XVII век. Это праздник, который символизирует единство, многонациональность народов, проживающих на территории России. И, самое главное, он показывает всем, какой мы сильный народ, когда мы все вместе.
– Я искренне вас поздравляю с этим замечательным праздником. Желаю тепла и уюта вашим домам, пусть никогда, никогда не грянет гром над ними. И тогда, я думаю, работники культуры всегда будут раскрашивать нашу жизнь самым теплым, самым красивым, что есть у человека, – искусством, творчеством, самым добрым и светлым. Я хочу поблагодарить всех участников, которые сегодня стоят рядом со мной на сцене. Все вы большие молодцы, – сказал Я.Л. Чернышев. – С каждым годом становится заметнее новый творческий подход. Видишь новую изюминку, новые лица, видишь тот потенциал, который есть у наших работников культуры. Самое главное – то, что наши дома культуры тесно связаны со всеми жителями, проживающими на территории Аксайского района. Я искренне всех благодарю и хочу пожелать дальнейших творческих успехов.
С праздником!
Россию населяют много народов и национальностей. И только в братстве и тесном единении друг с другом россияне смогут преодолеть любые испытания. Так было всегда на нашей многострадальной, богатой и такой любимой российской земле, так будет и в дальнейшем!
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!