У самой проезжей дороги…
Новость в рубрике: Избранное, Сельские поселенияАксайский район невелик, пересечь его от одной границы до другой можно за каких-то несколько часов. А как живется на его окраинах? Сегодня наш рассказ об одном таком уголке Верхнеподпольненского сельского поселения. Называется хутор гордо и красиво – Слава Труда. Впервые упоминается в учетных данных 1950 года в составе Старочеркасского сельсовета Аксайского района Ростовской области – так гласит «История населенных мест Дона с древнейших времен до 2000 г.» известного историка-краеведа Михаила Астапенко. Расположен прямо у трассы Ростов – Волгодонск, в пяти километрах севернее поселка Дивный, на границе Аксайского района с Багаевским. Населенный пункт невелик, предприятий никаких нет, просто видишь улицы, утопающие в зелени.
Их две: Славянская и Степная. Обе отсыпаны свежей тырсой, между ними переулок, тоже отсыпан. Трава по улицам и вокруг хутора обкошена, подъезд с трассы удобный. В жаркий летний день улицы безлюдны, но дорога рядом – живет, дышит. Спокойно, размеренно живет малый хутор Слава труда
В находящемся в пяти километрах отсюда хуторе Верхнеподпольном еще, кажется, недавно располагалась центральная усадьба совхоза «Заречный», а в хуторе Слава Труда было его четвертое отделение. Росли здесь на полях пшеница и кукуруза, овощи и бахча, были сады. Рабочих рук требовалось много, особенно в сезон, который у нас длится с апреля до октября. В самом хуторе было выстроено общежитие для сезонных работников, приезжали сюда и старшеклассники, и учащиеся ПТУ из Батайска. На левобережье всегда было развито орошаемое земледелие, ведь именно в этом месте, возле хутора Слава Труда, расположен пятый дюкер Азовского магистрального канала, от которого начинается отсчет поливной воды, идущей на поля нашего района. Несколько лет назад фермеры левобережья были озабочены установкой на этом дюкере счетчика, дабы навести учет и порядок в водопользовании, чтобы влага шла только на полив, а не на сброс. Но водосчетчик и вообще проблемы орошения касаются всех землепользователей, и не только Аксайского района, а мы ведем речь сегодня о хуторе Слава Труда. О его буднях, о его прошлом и будущем.
А кто лучше всех расскажет обо всем, если не старожилы. В хуторе Слава Труда это Любовь Анатольевна Калмыкова. Живет в центре, на улице Славянской, напротив магазина. В нем она и проработала почти всю свою жизнь, с 1962 по 2016-й, 53 года. А магазин в селе – что-то вроде клуба, здесь можно и хлеб-соль-сахар купить, и последними новостями обменяться, и передать хуторянам, если кому надо, в какие дни и часы принимают специалисты сельской администрации, по каким вопросам. Любовь Анатольевна, когда работала, была чем-то вроде передаточного звена между населением и властью. Не в каждом селе или хуторе есть такие люди, но если они есть – это здорово.
– Родом я из Аксая,– рассказывает о себе, – но замуж вышла сюда. Муж мой, Валентин Петрович Калмыков, родился в этом хуторе, мы вместе работали, понравились друг другу, решили пожениться. Из всех занятий мне больше других с детства нравилась торговля, вот я эту профессию и выбрала. Плавала на теплоходе с туристами, меня Волго-Донское речное пароходство послало в специальную школу учиться – обслуживать их по торговой части. Хуторочек наш и тогда был небольшим, почему-то с продавцами не везло, мне и предложили пойти сюда работать. Мы с мужем сначала со свекрами жили, потом купили эту хибару, – кивает она на стены и крышу дома, в котором мы с ней и сидим, – дом просторный, прохладный, вполне добротный, но когда-то на его месте была действительно хибара. Приобрели, чтобы было поближе к работе.
И потекла у молодой семьи жизнь размеренная, как у всех. Муж – механизатор в совхозе, жена – хозяйка и мать. В 1962-м году родилась старшая дочь Валентина, Любовь Анатольевна в декретном отпуске почти не была, и отпуска тогда были короткие, да и работы много. Вышла на работу, когда дочке исполнилось семь дней… В 1967-м родилась Марина, вторая по старшинству, и в 1972 – сын Олег. У бабушки сегодня пять внуков, три правнука – растет молодежь на смену. Старшая правнучка уже восьмой класс окончила, в девятый пойдет…
Любовь Анатольевна в свои молодые годы училась жизненным премудростям у старших, у свекрови. Как, например, испечь вкусный хлеб – это ведь не каждая хозяйка умеет, а надо научиться так, чтобы и семья была довольна, и душа радовалась – все-таки с магазинным не сравнишь. Хотя и ольгинские хлебопеки, и наши аксайские – мастера хоть куда. Это сегодня расширяется сетевая торговля, а в годы работы Любови Анатольевны торговля на селе была кооперативной, а конкретно – в Аксайское РайПО входило несколько кооппредприятий, магазины левобережья почти все входили в систему Ольгинского РТП – рознично-торгового предприятия, которым последние три десятилетия руководит А.Н. Куклин. У Любови Анатольевны ворох благодарностей и благодарственных писем от РТП, от Аксайского РайПО, от Облпотребсоюза – заслужила.
– Какая жизнь была в хуторе веселая, некогда скучать. Каждая семья, кроме работы, имела хозяйство – птицу, коз, а то и корову, обязательно огород. Детворы – по двое, трое, а то и четверо. Дома культуры здесь не было никогда, зато каждую неделю приезжала кинопередвижка, привозила фильмы веселые и грустные. Возле общежития вечерами – танцы…
Конечно, намного оживленнее было в Дивном – там большой ДК, библиотека, средняя школа, вся инфраструктура. И сейчас жители хутора Слава Труда, у кого нет машины, едут на такси до Дивного, оттуда ходит автобус и до Ростова, и до Батайска, и до Аксая. Но и до Дивного тоже пять километров, пешком не пойдешь. Получается, хутор Слава Труда действительно на отшибе…
Хотя это – как посмотреть. Улицы пустынны, а люди – в большинстве своем – на работе. Вот и Олег Валентинович, сын Любови Анатольевны, выкроил время, чтобы повстречаться с корреспондентом. Но немного, всего полчаса.
Олег Валентинович, отслужив в армии, пошел на почту. Мужчина-почтальон? А почему нет, у нас ведь почтальон Печкин – любимый герой. Он в курсе всех дел, всех знает, если надо, поможет. Вот и Олег Валентинович тридцать лет разносил людям газеты и журналы, письма и открытки, доставлял пенсию, продавал конверты и марки. Когда в жизнь вторгся Интернет, почта стала осваивать новые услуги. Но сын Любови Анатольевны с почты ушел. Как и многие его односельчане, нашел себе занятие в городе. Вообще-то он оптимист:
– Ну и что же, что нет совхоза? Зато вниз по трассе, в сторону Ростова – Дивный, Островский и еще сколько мест. Складские терминалы «Пятерочки» возле Дорожного, «Металл-профиль», а дальше «Атлантис-Пак», птицефабрика. Почти все предприятия доставляют работников своим транспортом. Да кто хочет, тот найдет работу.
Раздолье в этих местах и всем, кто умеет трудиться на земле. Все поля в окрестностях разобраны арендаторами, они выращивают картошку и морковку, лук и капусту. В самом хуторе люди занимаются овощами в теплицах, есть и такие, кто приезжает поработать на земле только на лето, а зимой живет в городе. Один выращивает клубнику, другой газонную траву, и ничего не пропадает, все продается. И еще у проезжей дороги, рядом с хутором – АЗС, кафе, СТО, гостиница, баня – сервис для дальнобойщиков и рабочие места для местных.
По улице Славянской живут в основном пенсионеры, зато по Степной – люди помоложе. Тут у дворов и технику увидишь, и самодельные небольшие площадки для детворы.
Населения в хуторе всего 140 человек разного возраста, 56 дворов. В Дивненскую школу в минувшем учебном году ездили девять учеников на школьном автобусе, а для одиноких пожилых людей есть система соцобслуживания. Много лет отдала этой работе Наталья Степановна Мезина – человек отзывчивый и душевный, тоже, можно сказать, из старожилов.
Более трех десятков лет возглавляет участковую избирательную комиссию на всех выборах активная общественница Галина Федоровна Садовская.
Кто-то когда-то назвал хутор Слава Труда неперспективным. Это означает – дальнейшее развитие территории, если и будет планироваться, то по остаточному принципу, не сегодня. Но люди-то живут сегодня! Дороги, вода, сотовая связь, вывоз мусора – с этим проблем нет. За медицинской помощью обращаются в Дивный, там врачебная амбулатория.
Но вот чем озабочена Любовь Анатольевна Калмыкова, а с ней и все односельчане, так это отсутствием в хуторе газа.
– Мы много раз обращались в соответствующие инстанции с просьбой решить эту проблему, – рассказывает глава администрации Верхнеподпольненского сельского поселения Т.Н. Терских, – ответ один: хутор небольшой, строительство газопровода нерентабельно.
Так и обходятся хуторяне баллонным газом для кухни, а зимой для отопления – углем. Дорого, пыльно, а делать нечего.
Может быть, все-таки дойдет когда-нибудь очередь строительства газопровода и до маленького хутора? Люди в это верят.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!