«Моя жизнь отдана детям…»
Новость в рубрике: Избранное, Развитие спорта, Спорт в лицах, Спортивные новостиЧто такое здоровый образ жизни? Ответ на этот вопрос учитель физкультуры Е.В. Баранова ищет вместе со своими учениками. «Спортсменка, активистка, и, наконец, она просто красавица…» Каждый из нас помнит эту цитату из всеми любимой комедии. Эти слова целиком и полностью соответствуют той, о ком я поведу речь сегодня. Это Елена Валерьевна Баранова…
«С четырех лет я ходила в секцию по спортивной гимнастике. Постоянные тренировки, выступления. Минута славы, когда побеждаешь на соревнованиях, когда на пьедестале тебе вручают награду. И снова тренировки. Спорт, настоящий спорт – это всегда труд и самоотдача. Спортивная карьера гимнастки, к сожалению, недолговечна. Но она определила всю мою последующую жизнь. В 15 лет я поступила в Каменский педагогический колледж на отделение «Физическое воспитание». Дальше было обучение в Ростовском государственном педагогическом университете. Конечно, это был факультет физвоспитания», – вспоминает Елена Валерьевна.
После окончания университета Елена с головой окунулась в педагогическую деятельность. Много лет отдала она воспитанию подрастающего поколения, работая в Аксайском технологическом техникуме сначала в качестве преподавателя физкультуры, а позже и на посту заместителя директора техникума по воспитательной работе. Приходилось иметь дело и с трудными подростками, их нигилизмом и стремлением к свободе.
Однако Е.В. Баранова решила стать учителем. Вот как она объясняет свое решение: «Учитель … Многое стоит за этим словом. В чем же для меня значимость моей работы? Именно моей. Я думаю, что для меня, как и для моих коллег, учителей физкультуры, это воспитание здоровой нации. В своей работе я руководствуюсь именно этим принципом. От меня зависит, как ученики отнесутся к занятиям спортом, к здоровому образу жизни. Мои уроки, мое отношение к их успехам во многом формирует их отношение к своему образу жизни. И мне хотелось бы, чтобы этот образ жизни был связан с физкультурой и спортом». Как же повезло тем ученикам Аксайской СОШ № 2, у которых Елена Валерьевна теперь ведет уроки физкультуры! И это несмотря на все возможные проблемы, с которыми сталкивается современный учитель.
«Профессия учителя очень трудная и ответственная. Учитель, как и врач, не может допускать ошибок, потому что в его руках души учеников. Учителю нужно шагать в ногу со временем, всегда быть в курсе педагогических новинок, новых развивающих методик работы, заниматься самообразованием. И на уроках именно такого учителя интересно. Он старается заинтересовать учеников, найти новые формы урока, использовать игры. Все это требует большой кропотливой работы и искреннего интереса к своей профессии. По моему мнению, современный учитель физкультуры – это и прекрасный спортсмен, и отличный психолог, и замечательный человек, но самое главное, учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг, который поможет в трудную минуту, поймет, а самое главное, поверит», – говорит о своей учительской миссии Елена Валерьевна.
Придя на работу в школу, Елена Валерьевна принялась внедрять в сознание своих учеников принципы здорового образа жизни. Один из них – принцип здорового питания. «Мне нравится высказывание, что человек есть то, что он ест. Пропаганда правильного, сбалансированного питания стоит в нашем обществе очень остро. Дети переедают. Количество лишних калорий в потребляемой учениками пище просто зашкаливает. Ограничения в еде необходимы. Однако и новомодные диеты настолько же вредны, как и переедание. Диета – это правильное, сбалансированное питание. Перекос в употреблении одного продукта опасен для здоровья человека. И об этом я стараюсь сообщить на уроках своим ученикам. Мною была подготовлена подборка материалов по организации правильного питания. Она была использована классными руководителями при проведении классных часов», – рассказывает учитель. Именно эту важнейшую тему и сделала она основной, давая открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года – 2020».
Еще одна важнейшая составляющая здорового образа жизни, по мнению учителя, – это режим дня. «Занятия спортом – это преодоление себя. Своей неорганизованности, своей лени, своей необязательности. И здесь важно сказать о необходимости соблюдения режима дня. Это очевидные вещи. Но как трудно добиться от себя их выполнения! Для того, чтобы сподвигнуть своих учеников на решение этих задач, я предлагаю увидеть те бонусы, которые они получат от занятия спортом. Это и отменное здоровье, и красивая фигура, и уверенность в своих силах… Это, в конечном итоге, интерес к тебе со стороны других людей. Мною разработана практическое руководство для учеников 5 – 6 классов «Как правильно организовать день, неделю, месяц», – продолжает Елена Валерьевна.
Есть и еще один аспект, особенно важный в работе с подростками, для которых огромное значение имеет их место в социуме. «Человек живет в обществе. Ученики зависят от мнения своих сверстников гораздо больше, чем взрослые. И это уже проблема социальная. Как внедрить в сознание людей мысли о необходимости и важности занятий спортом и ведения здорового образа жизни? Подростку иногда гораздо проще сказать «ДА» своим товарищам, даже если они подбивают на плохой поступок, чем «НЕТ». О том, что очень важно иметь собственное мнение, я говорю своим ученикам. Может быть, мои слова о том, что необходимо мужество, чтобы отказаться от неподобающего предложения, помогут им занять правильную позицию, в том числе, и по отношению к здоровому образу жизни», – подчеркнула Елена.
Но жизнь учительская была бы неполной, если бы Елена Валерьевна не попробовала себя в роли классного руководителя. «Я не только учитель физической культуры, но и классный руководитель 5 «Д» класса. Каждый день я открываю школьную дверь и встречаю своих пятиклашек. Передо мной ясные взоры моих учеников, их светлые, любопытные глаза – добрые, верящие. Какое настроение подарю входящим в двери детям, таким и будет их день. Они многого ждут от меня, и я стараюсь не обмануть их ожидания. Я знаю, что они верят мне и стараются не огорчать своими проступками. Я думаю, что для них очень важно мое внимание и теплые слова в начале учебного дня, что им нужна моя помощь и важно мое участие. И я еще раз убеждаюсь, что мне нравится то, что я делаю. А трудности с детьми? Они в нашей работе неизбежны… Просто их надо вовремя разрешать», – уверена она.
«Для меня значимыми являются слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или пе-чалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь … – все это имеет для ребенка большое значение».
Поэтому Елена Валерьевна своим примером показывает значимость занятий спортом. Уже шестой год она является участницей соревнований в рамках Спартакиады Дона. Начинала с волейбола и шахмат. Занималась настольным теннисом. На протяжении трех лет была абсолютной чемпионкой Аксайского района по гиревому спорту. Последние два года выигрывала соревнования по плаванию в Аксайском районе в своей возрастной категории и сейчас снова активно готовится к соревнованиям. Ко всему прочему, Елена Валерьевна активно поддерживает идею Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, занимается популяризацией комплекса среди подрастающего поколения, разъясняет детям смысл и значимость комплекса ГТО для каждого человека. Она дает возможность попробовать свои силы в сдаче нормативов комплекса на своих уроках, воплотить в жизнь действительно увлекательную идею собрать целую коллекцию знаков ГТО в течение всей жизни, ведь 11 ступеней комплекса рассчитаны для населения с 6 до 70 лет и старше. Сама Елена Валерьевна начала сдавать нормативы с восьмой ступени. Нормативы на гибкость, быстроту и выносливость, плавание и стрельбу, метание гранаты были выполнены на «золото» без затруднений.
Елене Валерьевне повезло, ведь ей на пути встречались прекрасные люди, учителя и тренеры, воспитавшие в ней все ее лучшие качества. Она с благодарностью вспоминает своего тренера по спортивной гимнастике Касаткина Владимира Константиновича, под влиянием которого она решила стать тренером. С теплотой говорит она и о своих преподавателях – Протасовой Галине Григорьевне, которая показала ей особенности спортивной гимнастики уже с позиции тренера-воспитателя, и Богданове Александре Васильевиче, который вел специализацию по легкой атлетике и оказал самое активное влияние на становление своих студентов. А сейчас Елена Валерьевна и сама является достойным продолжением своих преподавателей.
«Что значит слово «учитель»? Кто он? Наставник, мудрец, человек. Учитель – это не просто профессия. Учитель – это сама жизнь, отданная детям, это призвание.
Учитель должен быть порядочным человеком, не лгать, не кривить душой, помочь ребенку стать не кем-то – самим собой! Вот и я хочу быть такой же! Уметь помогать, понимать, слышать, как самый надежный друг. Чтобы таланты в детях, как зерна, взошли, расцвели и крепли. Стремлюсь отдавать свои знания ученикам. Наградой для меня служит свет детских восторженных глаз, удивленно-восторженные возгласы, радостные улыбки. Будучи учителем, я хочу реализовать важнейшую цель педагогики – воспитать добрых, самостоятельных, способных к сотрудничеству детей.
Понимать детей, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные принципы моей работы. Я убеждена, что все дети без исключения способны и успешны, что каждый ребенок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Только тогда он может добиться поставленной цели», – подытожила разговор моя собеседница.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!