«Выходила на берег Катюша…»
Новость в рубрике: Ветераны, Даты14 июля 1941 года впервые в бою была применена бесствольная система полевой реактивной артиллерии БМ-13. Немаловажную роль в Победе советских солдат в Великой Отечественной войне сыграли военная техника и оружие. Одним из самых мощных орудий в годы войны была ракетная установка БМ-13 (впоследствии, конечно, появились и БМ-8, и БМ-31, и другие системы). Собранные на заводе имени Коминтерна в Воронеже, эти пусковые машины устанавливались и на самолетах, и на кораблях, и на катерах, даже на санях. Однако как грозное оружие с нежным прозвищем стало одним из главных орудий Победы?
Все началось еще за 20 лет до начала войны, в 1921 году. Тогда по инициативе ученого и изобретателя Николая Тихомирова была основана Газодинамическая лаборатория, которая занялась разработкой боевых ракет.
В 1930 году разработку ракетного оружия в СССР возглавили Борис Петропавловский, Владимир Артемьев, Борис Слонимер, Иван Гвай, Георгий Лангемак и Иван Клейменов. В 1937 – 1938 годах началось проектирование многозарядной системы залпового ракетного пуска наземного базирования. Для использования в рамках новой системы были выбраны неуправляемые осколочно-фугасные боеприпасы РС-132.
Также в предвоенные годы была проведена реконструкция старых заводов на новой технической базе для решения проблемы обеспечения оборонной промышленности технологией получения необходимых видов пороха. Известно, что пироксиновый порох вполне подходил для патронов, однако для более эффективного артиллерийского и минометного огня требовался так называемый баллистический порох. Для этой нелегкой работы в 1939 году к процессу была привлечена и молодая выпускница кафедры пороходелия МХТИ Лея Кизнер, которой предстояло вложить огромную часть своего труда в создание легендарной «катюши».
К марту 1941 года были собраны первые образцы новой ракетной установки, смонтированные затем на базе шестиколесного грузового автомобиля ЗИС-6. После успешных испытаний 21 июня 1941 года боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 была принята на вооружение. Началось формирование первых батарей. На следующий день нацистская Германия развязала войну против СССР.
Первое боевое применение БМ-13 состоялось 14 июля 1941 года близ железнодорожной станции Орша в Белорусской ССР.
Батарея капитана Ивана Флерова произвела из семи пусковых установок два залпа по станции, на которой скопилось большое количество немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим.
В результате мощного удара одновременно 112 реактивными снарядами над станцией поднялось огневое зарево, горели вражеские эшелоны, рвались боеприпасы. Еще через полтора часа батарея Флерова произвела второй залп, на этот раз по переправе через реку Оршицу, на подступах к которой скопилось много техники и живой силы немцев. Взрывные волны накладывались друг на друга и усиливали разрушительный эффект в разы. Осколки от снарядов разогревались до 800 градусов и поджигали все вокруг. По словам пленных немецких солдат, переживших такие обстрелы, это было одним из самых страшных впечатлений за всю войну.
В тот же день начальник германского генерального штаба Гальдер сделал в своем дневнике такую запись: «Русские под Оршей применили какое-то новое неизвестное оружие. Шквал огнеметных снарядов сжег железнодорожную станцию, все эшелоны с техникой и личным составом прибывших воинских частей».
Батарея Флерова продолжила успешно воевать – она участвовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В начале октября 1941 года при движении к линии фронта из тыла батарея попала в засаду врага под деревней Богатырь (Смоленская область). Расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины, большинство бойцов и их командир Иван Флеров погибли.
За героизм Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня. В августе – сентябре 1941 года на фронт были отправлены уже 324 боевые машины БМ-13 и БМ-8.
Существует несколько версий происхождения прозвища для БМ-13. Первая связана с известной песней Блантера. Когда батарея Флерова сделала залп из ракетной установки по площади, где в тот момент находились немцы, кто-то из свидетелей происходящего якобы сказал: «Да, это песня!», а кто-то другой подтвердил: «Да, как «Катюша». И вот эта кличка сначала перекочевала в штаб 20-й армии, при которой находилась батарея, а потом распространилась по всей стране.
Вторая версия о «катюше» связана с заводом Коминтерна: на машинах ставилась литера «К». В пользу этой теории говорит то, что гаубицу М-20 с литерой «М» бойцы прозвали «матушкой», а пушку-гаубицу МЛ-20 – «Емелькой». Есть много других предположений по поводу происхож- дения прозвища «катюша»: кто-то считает, что в момент залпа машины протяжно «пели» – в одноименной песне тоже есть длинный распев; кто-то говорит, что на одной из машин было написано имя реальной женщины, и так далее. Но, кстати говоря, были и другие названия. Когда появилась установка М-31, кто-то стал называть ее «андрюша», а немецкий миномет Nebelwerfer прозвали «ванюша».
Кстати говоря, одним из названий БМ-13 среди немецких солдат была кличка «сталинский орган», потому что направляющие машины были похожи на трубы этого величавого музыкального инструмента. И сам звук, когда «катюша» «пела», тоже походил на органную музыку.
В годы Великой Отечественной войны реактивные снаряды использовались в сухопутных войсках, в авиации и на флоте. С июля 1941 года по декабрь 1944-го советская промышленность смогла выпустить для фронта более десяти тысяч пусковых установок залпового огня и более 12,5 миллиона реактивных снарядов всех калибров.
Апофеозом боевого применения «катюши» стал штурм Берлина. В ходе Берлинской операции было задействовано 1 510 установок и 1 795 пусковых рам для снарядов различных калибров. Группами реактивной артиллерии в Берлине были разбиты 120 крупных вражеских очагов сопротивления, подавлены десятки огневых точек, уничтожено свыше тысячи солдат и офицеров противника. Знаменитая «катюша» стала оружием Победы в полном смысле этого слова.
В 1991 году указом Президента СССР М.С. Горбачева за заслуги в создании реактивного оружия были посмертно присвоены звания Героев Социалистического Труда Николаю Тихомирову, Ивану Клейменову, Георгию Лангемаку, Василию Лужину, Борису Петропавловскому и Борису Слонимеру. Награждения не афишировались, и сегодня мало кто знает и помнит этих выдающихся творцов оружия Победы.
Тем не менее время настоятельно требовало, чтобы правдивую историю «катюши», ее роль в вооружении бывшего СССР написал непосредственный участ-ник событий. В 1995 году академик Б.В. Раушенбах предложил Л.Б. Кизнер перенести все ее воспоминания, как внесшей огромный вклад в создание реактивного оружия, на бумагу, поскольку в публикациях о создании «катюши» было много искажений и неточностей, и даже фальсификации. При поддержке оставшихся ветеранов и с использованием подлинных документов в итоге родилась книга «Одни только факты», имевшая большой общественный резонанс. Дискуссия на эту тему длилась несколько лет и поныне вызывает большой интерес.
Спустя несколько лет Л.Б.Кизнер стала автором 600-страничной книги «Ракета готова к старту» о становлении советского ракетостроения. Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что явилось одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им войск.
По приказу Верховного Главнокомандующего от 8 августа 1941 года началось формирование первых восьми полков реактивной артиллерии, что стало вехой в ее истории. Новым формированиям присваивалось наименование Гвардейских минометных частей резерва Верховного Главнокомандования, чем подчеркивалось исключительное значение нового реактивного оружия. Этим же приказом возлагалась персональная ответственность командующих войсками фронтов и армий за принятие необходимых мер по сохранению нового оружия и по предупреждению захвата его противником. Столь эффективного оружия не было ни у Германии, ни у тогдашних союзников СССР – Великобритании и США.
Мария ПЕЧОРИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!