Какой он – учитель будущего?
Новость в рубрике: Донские Вести, ОбразованиеКомпетентные кадры предопределяют успех дела и являются важнейшим ресурсом повышения качества деятельности. Молодая команда учителей сегодня очень нужна школе для реализации тех новых задач, которые ставят государство и общество. «Учитель будущего» – так называется один из ключевых федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование». Его задача – создать условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогов как в городах, так и в сельской местности, для обновления необходимых для жизни и продолжения образования цифровых компетенций.
В 2019 – 2020 учебном году в системе образования Аксайского района работают 1314 педагогов: 438 педагогических работников в дошкольных организациях, 808 – в общеобразовательных организациях, 68 – в учреждениях дополнительного образования. Доля работников с высшим образованием: школы – 85 процентов, учреждения дополнительного образования – 86,7 процента, дошкольные организации – 46,6 процента.
Возрастные категории педагогического состава таковы: шесть процентов педагогических работников моложе 25 лет, семь процентов педагогов в возрасте 25 – 35 лет, 42 процента – в возрастной группе от 36 до 49 лет и 45 процентов – педагогические работники 50 лет и старше.
Ключевой остается проблема привлечения и социальной адаптации молодых педагогов в образовательные организации. С 1 сентября 2018 года 26 молодых педагогов приступили к работе в образовательных организациях района. С 1 сентября 2019 года – 27 педагогов.
Не менее половины учителей в каждом регионе к 2024 году должны будут пройти профессиональную переподготовку, так как без творческого и профессионального роста учителей выполнить новые задачи, стоящие перед российским образованием, будет просто невозможно.
В регионах будут создаваться центры непрерывного развития профмастерства, а также аккредитационные центры работников системы образования. На федеральном уровне будут внедрены модели единых оценочных требований и стандартов для оценки профессиональных компетенций работников системы образования, закреплены уровни профессионального роста учителей и руководителей образовательных организаций.
Министерство образования Ростовской области в 2019 году проводило комплексные исследования профессиональных компетенций работников образования. 14 педагогов и два руководителя школ нашего района приняли участие в этих исследованиях. Полученные результаты для педагогов – это точки отсчета новых образовательных маршрутов повышения профессиональных компетенций.
Траектория образовательных маршрутов педагогов меняется и с учетом образовательных результатов обучающихся. И это одна из задач управления качеством образования.
Сегодня проблема обеспеченности педагогического процесса решается за счет увеличения нагрузки педагогов. Всего в образовательных организациях 46 вакансий: воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, учителя начальных классов, русского языка и литературы, иностранных языков, математики, информатики и ИКТ, биологии, физики, физической культуры, технологии.
В 2019 – 2020 учебном году продолжается реализация поддержки молодых специалистов: наставничество, организационно-методическая, психологическая и материальная поддержка.
С целью преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образовательных учреждений Управлением образования, образовательными учреждениями применяются меры по привлечению в отрасль молодых специалистов и их социальной поддержке. Ежегодно проводится работа по подбору выпускников для направления их по целевому приему на обучение в высшие учебные заведения по педагогическим специальностям. В 2016 году целевое направление было выдано 12 выпускникам, в 2017 году – 23 и в 2018 – 21 человеку (из них восемь – выпускники школ).
Общее количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации в 2018 – 2019 учебном году, составило более 80 процентов. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников на уровне муниципального района организовано через систему активных форм работы: семинары, мастер-классы, профессиональные конкурсы, консультации и другое.
Педагоги муниципалитета активно участвуют в методической работе и делятся опытом на региональном и всероссийском уровнях. В марте 2019 года в рамках «дорожной карты» формирования современного пространства профессионального роста педагогических кадров в условиях регионального информационного кластера эффективных образовательных систем в Аксайском районе на базе Аксайской СОШ № 4 состоялся областной семинар «Педагогическая технология «Дебаты» как средство формирования личностных универсальных учебных действий каждого ребенка». В семинаре приняли участие методисты районного методического кабинета Управления образования, заместители руководителей образовательных организаций, педагоги района и области, участники регионального информационного кластера.
С января 2020 года четыре школы нашего района стали участниками программы «Земский учитель»: Мишкинская, Октябрьская, Ольгинская и Островская школы. Министерство просвещения запустило Всероссийский информационный портал «Земский учитель». Участие в данной программе позволит педагогам, которые решат приехать на работу в села и малые города (с населением до 50 тысяч человек), получить миллион рублей. Министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева считает, что программа станет хорошим подспорьем как для тех, кто только начинает свой педагогический путь, так и учителей со стажем, готовых перебраться в село. Обязательное условие – дальнейшая работа в школе не менее пяти лет с учетом нагрузки не менее 18 часов.
Неотъемлемой частью непрерывной системы повышения квалификации и эффективной формой обмена опытом являются конкурсы профессионального мастерства. В 2019 году конкурс «Учитель года» был проведен в 29 раз. В нем приняли участие 29 педагогов из 25 образовательных учреждений района в пяти номинациях: «Учитель», «Педагогический дебют», «Самый классный классный», «Учитель здоровья», «Педагог дошкольного образования». Победителем стал Павел Петрович Фатун, учитель физической культуры Аксайской СОШ № 2.
Педагоги образовательных учреждений Аксайского района показывают высокий уровень мастерства, обладают значительным инновационным потенциалом и творческой активностью. Актуальный педагогический опыт многих из них представляется и получает высокую оценку в различных конкурсах регионального и всероссийского уровней, размещен в сетевых сообществах в Интернете. Так, в 2019 году победителями и призерами региональных и всероссийских конкурсов педагогического мастерства стали 24 учителя, восемь воспитателей и два педагога дополнительного образования, что составляет 2,8 процента от числа педагогических работников в отрасли.
Л.В. Плугатарева, учитель начальных классов гимназии № 3 г. Аксая – лауреат Губернаторской премии конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности на территории Ростовской области.
А.Н. Кулик, педагог-психолог Центра творчества детей и молодежи Аксайского района – победитель второй степени VI Всероссийской ярмарки социально-педагогических инноваций – 2019.
Ю.В. Пиняева, учитель начальных классов гимназии № 3 г. Аксая – победитель регионального конкурса авторских инновационных проектов Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в номинации «Равные возможности и успех каждого ребенка».
А.И. Гришина, учитель математики Октябрьской СОШ – победитель регионального конкурса профессионального мастерства молодых учителей и наставников «Молодой учитель Дона – 2019» в номинации «Навигатор профессионального развития молодого педагога Дона: психолого-педагогические компетенции».
Важным результатом работы аксайских педагогов и управленцев городского и сельских поселений в свете реализации национального проекта «Образование» стали победы на всероссийских профессиональных конкурсах в этом году: Рассветовская СОШ –лауреат Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2019», СОШ № 7 п. Реконструктор – победитель регионального конкурса авторских инновационных проектов «Современная школа», гимназия № 3 г. Аксая – лауреат II степени областного конкурса «Лучший проект информатизации школы», прошедшего в рамках XIX Южно-Российской научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании – 2019». Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района зарегистрирован в Росстандарте «100 лучших образовательных организаций» и является лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2019».
Мария МАТЕКИНА