Выстоять, несмотря ни на что
Новость в рубрике: Даты, Защита Отечества, Избранное, Спорт в лицах9 августа 1942 года состоялся футбольный матч между командами «Старт» и «Флакельф», известный как «матч смерти». Футбольный матч, прошедший в оккупированном Киеве, едва ли относился, собственно, к спорту. Однако он стал одним из самых известных событий в истории советского футбола, о нем пишут книги и снимают фильмы, а словосочетание «матч смерти» знают даже люди, крайне далекие от спортивной жизни.
В 1941 году, когда началась война, судьба советских спортсменов мало отличалась от общей. Одни отправлялись в эвакуацию, другие шли на фронт в составе РККА или поступали в истребительные батальоны. Уже летом 1941 года фронт начал подходить к Киеву. А в сентябре Красную Армию постигла одна из крупнейших катастроф в ее истории – Киевский котел. Основные силы Юго-Западного фронта были разбиты восточнее украинской столицы. Сам Киев пал без напряженных боев, войска ушли на восток, прорываться из кольца. Началась оккупация.
В Киеве осталось немало футболистов местных команд. Поскольку многие спортсмены служили в местных военизированных организациях, после окружения Киева те, кому удалось избежать захвата, просто возвращались в родные дома.
Однако в большинстве своем красноармейцы, окруженные под Киевом, просто погибли или попали в плен. Среди пленных оказался, например, футболист Николай Трусевич. Ему было чуть за тридцать, он родился и прежде довольно долго жил в Одессе. Перед войной Трусевич играл в киевском «Динамо» вратарем. Схожая история была у Ивана Кузьменко, полузащитника того же «Динамо». Он служил в истребительном батальоне Киевского укрепрайона, затем последовали окружение и плен.
В лагерях пленных или по домам в Киеве оказалось довольно много игроков из разных клубов. За некоторых специально просили из оккупационной администрации города, и немцы пошли на их освобождение, решив, что держаться за десяток пленных глупо, а имиджу оккупационной администрации такая история может помочь. Впрочем, никаких привилегий у «лучших мастеров спорта Украины» не было. Их оставили под подозрением, а зарабатывать на жизнь они должны были сами.
Тем временем игрок и тренер Георгий Швецов, также оставшийся в Киеве, решился на сотрудничество с нацистами и развил деятельность по восстановлению спортивной жизни в городе. С ним многие отказывались работать: кто по идейным соображениям, кто от страха. Все же некоторое количество людей он сумел собрать и основал команду под названием «Рух». Однако у него появились конкуренты.
Директором хлебозавода в Киеве работал некий Йозеф Кордик, чех по происхождению. Кордик сумел убедить нацистов, что сам он «фольксдойче», то есть немец, и устроился директором хлебозавода. По совместительству Кордик был поклонником футбола. Многих игроков довоенных киевских команд он знал в лицо и, случайно встретив на улице Трусевича, предложил работать на его предприятии. Через Трусевича на тот же хлебозавод устроились еще несколько футболистов – Клименко, Кузьменко, Свиридовский и другие. Кордик поставил их на должности разнорабочих и грузчиков, а сам стал хлопотать о создании спортивной команды. В городской управе пожали плечами и согласились. Так появилась команда «Старт», включавшая нескольких бывших профессиональных футболистов, в том числе игроков, в 1941 году выступавших за «Динамо».
Окончательно сформированный состав команды выглядел следующим образом: Николай Трусевич, Алексей Клименко, Михаил Свиридовский, Василий Сухарев, Владимир Балакин, Лев Гундарев, Макар Гончаренко, Юрий Чернега, Павел Комаров, Николай Коротких, Михаил Путистин, Михаил Мельник, Георгий Тимофеев, Федор Тютчев, Иван Кузьменко.
В июне и июле 1942 года «Старт» провел семь игр с киевским «Рухом», тремя наспех собранными составами из венгерских частей вермахта, а также немецких железнодорожников и артиллеристов. Однако неопытные соперники мало что могли противопоставить профессиональным футболистам: «Старт» выиграл все матчи, забив 37 мячей и пропустив всего восемь.
6 августа «Старт» сыграл с командой «Флакельф», в состав которой входили немецкие зенитчики и сотрудники военного аэродрома Киева. Советские спортсмены разгромно выиграли у немецкой сборной со счетом «Старт» и «Флакельф» 5:1 соответственно, но игроки «Флакельфа» потребовали реванша.
Повторная игра состоялась три дня спустя на стадионе «Зенит». «Старт» свой состав не изменил, в то время как немцы усилились несколькими опытными любителями.
Счет в игре открыли немцы. Потом Иван Кузьменко дальним ударом сравнял счет, и еще в первом тайме два гола забил Макар Гончаренко. Поскольку у Кузьменко была застарелая травма мениска, то на второй тайм выйти он уже не смог. Второй тайм прошел в равной жесткой борьбе. Немцы забили два гола и сравняли счет, но затем «Старт» вырвал победу 5:3. При этом арбитр матча, которым был назначен немец, судил по всем футбольным правилам.
Перед матчем в раздевалку киевских футболистов вошел немецкий офицер (полковник), наблюдавший за матчем, и в жесткой форме под угрозой лагерей и расстрела потребовал проиграть. Однако, несмотря на угрозу смерти, киевские игроки решили стоять до последнего. Это была борьба с ненавистным врагом.
16 августа «Старт» сыграл свой последний матч с командой «Рух» и победил со счетом 8:0. Через два дня после этого гестапо арестовало шестерых футболистов прямо в пекарне, где они грузили муку, через пару дней были арестованы еще трое.
Истинные причины арестов неизвестны до сих пор. Большинство историков сходятся в том, что немцы таким образом пытались обнаружить потенциальных агентов НКВД, которыми, по их мнению, вполне могли оказаться футболисты ведомственного «Динамо». В пользу этой версии говорит и то, что никто из футболистов, а также ни один из сотрудников полиции арестован не был. Мало того, на игроков «Старта», по их мнению, кто-то донес.
Из всех арестованных через три дня отпустили только Балакина. Мельник и Сухарев под подозрения гестаповцев вообще не попали. Последним был арестован Николай Коротких. Он же первым и погиб. Фамилия бывшего «динамовца» оказалась в списке бывших агентов НКВД, который составили для гестапо украинские полицаи. Через знакомых футболист узнал об этом списке и спрятался, но его выдала собственная сестра, панически боявшаяся немцев. Во время многочасовых допросов Коротких был замучен до смерти.
Трусевич, Кузьменко и Клименко были расстреляны в феврале 1943 года. Свидетели казни сообщили, что их тела были сброшены в братскую могилу. Существует версия, что трое игроков «Старта» погибли в результате конфликта, связанного с собакой коменданта лагеря Пауля Радомского. Между заключенными из соседних секторов происходил обмен продуктами, запах которых учуяла овчарка. Один из молодых зэков схватил лопату и попытался убить пса, но это увидел офицер гестапо, вышел во двор и бросился на парня. Несколько узников вступились за товарища. На шум выбежал Радомский, который застрелил бунтовщика.
Затем заключенных выстроили в шеренгу и объявили, что за покушение на жизнь немецкого офицера сейчас расстреляют каждого третьего. Трусевич, Кузьменко и Клименко волей случая оказались в расстрельном списке, а футболиста «Старта» Тютчева, стоявшего в том же ряду, судьба пощадила: он в числе первых смог сбежать из лагеря. Как и остальные футболисты, за исключением Павла Комарова, его угнали в Германию при эвакуации Сырецкого концлагеря в сентябре 1943 года.
В сентябре 1964 года Указом Президиума Верховного Совета СССР медалью «За отвагу» посмертно наградили футболистов-участников «матча смерти» между «Старт» и «Флакельф» в 1942 году Николая Трусевича, Алексея Клименко, Ивана Кузьменко и Николая Коротких. Еще шестерых участников тех событий – Владимира Балакина, Макара Гончаренко, Михаила Мельника, Михаила Путистина, Михаила Свиридовского, Василия Сухарева – отметили медалью «За боевые заслуги».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
История киевских футболистов, жестокая и трагичная, как и все во время Второй мировой войны, не могла быть вычеркнута из истории советского футбола и легла в основу литературных произведений, а затем и двух фильмов производства Советского Союза и современной России. Фильм «Третий тайм» (1962) был приурочен к 20-летию знаменательной игры и снят по повести военных лет А.М. Борщаговского «Тревожные облака», а спустя 50 лет на большие экраны выходит лента «Матч» (2012) с Сергеем Безруковым в главной роли. Последний был снят с особым вниманием к деталям: все роли в фильме были списаны с реальных людей, для съемок были сшиты 20 кожаных мячей и исторически точные бутсы на обе команды, в эпизодах были задействованы настоящие спортсмены, а актеры специально тренировались для своих ролей. Например, самого Безрукова тренировал советский и российский вратарь Сергей Овчинников.
Дарья ЧУПЕРЕВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!