В вопросах жизни и здоровья мелочей не бывает!
Новость в рубрике: Образование, Семья, Человек и законВопрос безопасности детей в школах и детсадах далеко не праздный в наше время, особенно после нашумевших страшных и трагических случаев в Перми и Улан-Удэ. И речь не только о физической защите, которая, безусловно, необходима, но и о выяснении причин растущей агрессивности детей и неготовности взрослых ее распознать и ей противостоять. Кроме того, в мире постоянно возникают новые вызовы, угрозы видоизменяются, а те, кто старается их реализовать, становятся опаснее и изощреннее. В террористических целях используются современные технологии и Интернет, а наши дети, пропитываясь чуждой идеологией на сомнительных Интернет-сайтах, зачастую становятся оружием против нас самих. О непростых проблемах безопасности детей в образовательных организациях мы беседуем с начальником Управления образования Администрации Аксайского района Владимиром Ивановичем Черноусовым.
– Печально известные события нападения на детей в школах послужили причиной широкого обсуждения вопросов безопасности. Какие выводы можно сделать? Стоит ли винить в произошедшем систему образования?
– Винить однозначно только школу, конечно же, нельзя. Появился Интернет, который сейчас доступен всем, естественно дети черпают информацию, вступают в разные сомнительные группы, сообщества, которые разрушают психику детей, толкают их на страшные поступки. Дети чаще всего не воспринимают происходящее как реальность, им кажется, что это игра. Но такие игры приводят к трагедиям, преступлениям. И ребята, сами того не осознавая, становятся преступниками. Потом наступает наказание, а с ним и раскаяние. Это, конечно, очень страшно. Поэтому негативные действия в детской среде – это очень серьезно.
В школе бывают конфликты с участием родителей, учащихся, педагогов. Возникают сложные ситуации и во внешкольной жизни. Все эти конфликты переносятся в сознание детей. Нередко ребята замыкаются в себе, проблемы не решаются, нарастают, а потом выливаются в агрессивное поведение.
Надо менять подходы, больше уделять времени вопросам воспитания школьников, а не только образовательной деятельности.
– Как именно должна измениться работа с детьми по предотвращению деструктивного поведения?
– У нас только что прошел районный семинар по вопросам безопасности. В заинтересованном разговоре с руководителями образовательных учреждений мы нацеливали директоров школ и педагогов на то, что нам сегодня нужны не столько большие, массовые мероприятия по предотвращению терроризма, деструктивного поведения учащихся – сделали и отчитались, а ежедневная индивидуальная работа с каждым ребенком, заинтересованное, доброжелательное внимание к нему. Классный руководитель должен знать семью, понимать ребенка, наладить с ним доверительные отношения, узнать, чем его подопечный живет, имеет ли друзей, чем дышит, увлекается, как проводит свое свободное время. И если учитель, классный руководитель видят, что ребенок как-то не так реагирует, не так действует, необходимо оказать помощь. Иногда обыкновенного разговора по душам достаточно. А в сложных случаях у нас в школах есть система медиации (примирения), есть психологи, готовые помочь. Необходимо каждого ребенка видеть, с каждым ребенком работать.
Случаи деструктивного поведения детей в значительной мере отражают общее напряжение общества. Следует быть особенно внимательными к этим вопросам, особенно сейчас, когда США, страны Европы ополчились на нашу страну, считают нас врагами. И естественно, что мы должны противостоять агрессии. И для этого нужна четкая, понятная идеология, на основе которой должна выстраиваться и воспитательная работа в школе.
Сегодня у нас действуют различные детские общества и объединения, которые реализуют интересные воспитательные, патриотические программы. И это хорошо! Воспитательная работа должна ориентироваться на ребенка, его индивидуальность, особенности личности, конкретные запросы, способности и увлечения.
Конечно, мы на месте не сидим, работа с учениками и воспитанниками проводится большая.
Педагогами-психологами и классными руководителями обеспечена регулярная диагностика социально-психологического климата в классах (группах), особое внимание уделяется изменениям в поведении детей: частые пропуски занятий, отказ от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин, частые жалобы на плохое самочувствие, замкнутость, самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся, резкое снижение успеваемости, недоверие к сверстникам и взрослым, низкая самооценка, постоянное или частое состояние тревожности, пугливость, боязнь громких звуков и резких движений и т.д.
Под особый контроль взяты семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении. Семьи, находящиеся в социально опасном положении посещаются социальным педагогом и классными руководителями на дому с целью выявления причин неблагополучия, взаимоотношений в семье.
По итогам каждого посещения семей составляются акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних. Все наблюдения и исследования становятся компетенцией психолого-медико-педагогического консилиума.
Во всех школах ведется внутришкольный учет детей «группы риска», районная база обновляется два раза в год. На конец 2017 года в «группе риска» состоит 63 ребенка. Все они вовлечены в дополнительное образование и имеют кураторов – представителей различных ведомств (Администрации Аксайского района, казачества, поликлиники, отдела по ФКиС). Банки данных детей, состоящих на различных учетах органов системы профилактики (КДН, ПДН, внутришкольный учет) своевременно обновляются, благодаря сотрудничеству с ведомствами.
– Воспитание, конечно, играет огромную роль в предотвращении деструктивного поведения детей, а значит, и поддержания благоприятной атмосферы в учебных заведениях. Но есть и другие угрозы – внешние. Какие меры безопасности предусмотрены в образовательных организациях Аксайского района?
– Все школы оснащены системами видеонаблюдения, некоторые нуждаются в дооборудовании, дошкольные учреждения, к сожалению, не все оборудованы, в восьми учреждениях отсутствует система видеонаблюдения. Все общеобразовательные организации обеспечены так называемыми «тревожными» кнопками экстренного вызова охраны и кнопками пожарной сигнализации, их работоспособность регулярно проверяется.
В 14 школах установлены турникеты, которые помогают осуществлять пропускной режим. Хорошо бы в школах поставить металлоискатели, и тогда пронести топоры, ножи, другое оружие будет просто невозможно. Естественно, хотелось бы, чтобы охрану в школе несли специалисты. Только в двух школах района охрана осуществляется охранными предприятиями и то частными. В остальных учреждениях ведется дежурство согласно штатному расписанию сотрудниками (вахтерами) в дневное время и сторожами в ночное время.
В образовательных организациях ведутся журналы посещения, фактически учет посторонних, приходящих в школу. Также составлены паспорта антитеррористической защищенности объекта, согласованные с подразделением Управления ФСБ РФ по Ростовской области и ОМВД России по Аксайскому району.
Территории образовательных учреждений ограждены по периметру забором. Мы не пропускаем во дворы школ и детских садов машины, не паркуем их.
Все нужно предусмотреть, ведь существуют и террористические угрозы, и, естественно, мы постоянно обходим территории школ, проверяем чердаки, подвалы.
Кроме того, мы осуществляем подвоз детей на автобусах к школам и здесь безопасность также немаловажна. Это профессионализм и состояние здоровья водителей, исправность автобусов, правильная посадка-высадка детей. Когда мы говорим о жизни и здоровье детей – мелочей не бывает!
По закону все мероприятия по вопросам безопасности должны осуществляться за счет государственного финансирования. И это очень значительные затраты.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!