Верить в мечту и творить сказку собственными руками
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, Культура, ОбразованиеУ К.Д. Ушинского есть замечательные слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Быть учителем русского языка и литературы – это мечта с детства. Когда училась в школе, то могла попробовать себя в роли учителя, потому что мне доверяли замены уроков в экстренных случаях, а в дни самоуправления всегда была завучем и вела уроки русского языка и литературы с огромным удовольствием.
– Мои старшие и младшие, – рассказывает о своих учениках из 7 «В» и 9 «А» классов Октябрьской СОШ А.Н. Журавлева (см. фото). – Маленькие – очень чувствительные. Теперь не читаю в классе отрывок из повести И.С. Тургенева «Муму»: плачут на уроке. А старшие делятся личным».
Думаю, что каждый человек с уважением, теплотой и благодарностью вспоминает тех учителей, которые сыграли важную роль в его жизни, в становлении личности, в выборе профессии. Это учителя-маяки, на них хочется равняться и в жизни, и в работе. Для меня такими «маяками» стали Надежда Федоровна Еременко, Валентина Андреевна Балакина, Михаил Дмитриевич Бочаров, Татьяна Михайловна Духопельникова. Спасибо им за вовремя сказанные правильные слова, мудрость, поддержку и опору, умение зажечь огонь творчества в душе, за волшебные уроки русского языка и литературы, которые научили любить и ценить русское слово, разбираться в подлинном искусстве.
Когда я, окончив филологический, пришла в школу, то осознала, насколько велики нравственные обязательства учителя русского языка и литературы. Интересно, что термин «филология» сам говорит о любви к слову. Очень показательно, что по-гречески phileo – это «люблю», а logos – «слово». Значит Любовь – принцип изучения языка. И вот уже 17 лет я работаю учителем русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Я понимаю, что несу ответственность перед своими учениками, коллегами, родителями, государством, обществом, перед будущим… «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…» – задумайтесь над этими словами американского писателя Генри Адамса.
Сегодня молодой человек, выходя из стен школы, должен владеть языком как средством общения, а для лучшего владения иметь представление о феномене языка, его месте в окружающей действительности. Что нужно для того, чтобы взрослеющий человек осознал, как это важно: владеть словом? любить русский язык? уметь и любить читать? Нужно многое… и работа учителя, и «правильные» государственные программы.
Такая программа есть. Это Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 – 2020 годы, направленная на защиту, поддержку и укрепление позиций русского языка. Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога. Я считаю, что современный учитель русского языка и литературы обязан знать цели и задачи изучения школьного курса русского языка, и они должны соответствовать стратегическим приоритетам государства.
Являясь заместителем директора по учебно-воспитательной работе, занимаясь методической работой, понимаю, что необходимо повышение численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам совершенствования форм, методов изучения и преподавания русского языка. Педагоги нашей школы регулярно проходят такие курсы. По моей инициативе в Октябрьской школе проводятся единые методические дни, позволяющие коллегам повышать свой профессиональный уровень, делиться секретами мастерства, объективно оценивать свой педагогический опыт и намечать конкретные цели и задачи.
Следующий этап профессионального роста – конкурс «Учитель года». В 2004 году я стала победителем в номинации «Педагогический дебют», а последние семь лет являюсь членом жюри. Конкурс направлен на выявление, поддержку наиболее талантливых учителей, поднятие престижа нашей профессии. Для учителей-словесников – это еще одна возможность напомнить о значимости русского языка и литературы, показать накопленный опыт и новые подходы к преподаванию данных предметов.
«Учитель года – 2018» принес особую радость: среди лауреатов – коллега Людмила Андреевна Мельникова и моя ученица, учитель русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Подкопаева, а победителем в номинации «Самый классный классный» стала тоже моя коллега Анна Ивановна Гришина.
Еще одним из «правильных» векторов государства, направленных на повышение интереса к чтению у детей, расширению читательского кругозора, знакомству детей с произведениями русской и зарубежной литературы, поиску и поддержке талантливых детей считаю Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», который проводится под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации. Конкурс «Живая классика» стал моим любимым делом.
Это соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. Желающих много, тексты выбирают разнообразные, интересные, подчас неожиданные… Участвуют все классы с пятого по одиннадцатый. Такая в нашей школе сложилась традиция: начиная выступать с малых лет, в одиннадцатом классе ребята попадают в жюри. От каждого класса набирается около 15 человек, а ведь есть еще параллели! Чтобы выслушать всех желающих, иногда требуется не меньше двух уроков.
Очень активно в рамках популяризации русского языка и литературы и мальчики, и девочки из разных классов участвуют в конкурсах сочинений. И мне необходимо сделать так, чтобы интерес к классике не угасал, чтобы дети чувствовали свою причастность к нашей великой культуре.
Всегда, когда прихожу в класс, вспоминаю слова моего учителя-наставника Татьяны Михайловны: «Аня, если ты детям не расскажешь о Блоке, Маяковском, Есенине, Грине, то кто?» Дети радуются живому слову и общению, формируются их человеческие приоритеты и литературные интересы. В каждом ребенке я чувствую рядом с собой интересного, достойного уважения, растущего человека. Наверное, поэтому в моем кабинете и на переменах много детей, они не хотят уходить. Им интересно поразмышлять о долге, о чести, о цене человеческой жизни, о том, как верить в мечту и творить сказку собственными руками.
А.Н. Журавлева,
заместитель директора по УВР Октябрьской СОШ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!