Но с каждым годом строже и священней сияние военных орденов
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Ветераны, Даты, КультураСпустя десятки лет награду отца получила его дочь. После войны помимо боевых наград на кителе у деда Петра Ивановича Баранова появлялись памятные медали, и когда я шел с ним за руку на парад, был очень горд, что у моего дедушки столько орденов и медалей. Однако в связи с тяжелой болезнью и последующей смертью получить орден Отечественной войны II степени, которым он был награжден Приказом министра обороны СССР от 6 апреля 1985 года № 87, дед не смог.
И вот спустя три десятка лет я вместе со своей тетей Галиной Парулава – дочкой Петра Ивановича решил восстановить эту незаполненную страничку. Через Аксайский военкомат мы обратились в архив Министерства обороны с просьбой о передаче дочери, как прямой наследнице, удостоверения к государственной награде. И 10 августа 2017 года нам вручили удостоверение, а дед на свое 100-летие «повесил на китель» очередной орден!
Хочу рассказать о своем деде Баранове Петре Ивановиче, прошедшем всю Великую Отечественную войну и получившим недавно свой заслуженный орден.
Родился дед 10 сентября 1917 года в станице Старочеркасской в простой крестьянской семье. 3 октября 1938 года был призван в армию и служил в 306-м отдельном танковом батальоне в г. Либаво (Латвия) водителем средних танков.
«…Когда служба подошла к концу, началась Великая Отечественная война, и мы с армией пошли прямо на фронт…», – вспоминал дед за чашкой чая.
С августа 1941 года Петр Иванович был механиком-водителем легких танков в 11-м отдельном разведочном танковом батальоне.
Часто деда приглашали к себе школьники, и тогда он более детально рассказывал про свою службу: «…так как нападение врага было внезапным, нам пришлось отступать из г. Либаво в Полоцк…».
«…При освобождении г. Пскова наш танк был подбит. Я получил легкое ранение в челюсть и был госпитализирован. После госпиталя в Краснодоне попал в 87-ю пехотную дивизию (впоследствии 87-я Перекопская Краснознаменная дивизия) в разведочный батальон и почти всю войну был разведчиком (226-я отдельная разведрота, 1382-й стрелковый полк, 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия, 55-й стрелковый корпус, 2-я Гвардейская армия)…».
24 декабря 1942 года Сталинградский фронт перешел в наступление против армии Манштейна. На Ростовском направлении наступала и 87-я дивизия, пройдя с боями путь через Дубовское, Зимовники, Орловскую, Пролетарскую, северные части Сальского, Целинского, Зерноградского районов, штурмовала Аксай и Ростов в районе Ростсельмаша и продвигалась на Запад по пустырю, где ныне пролег в Ростове проспект имени В.И. Ленина.
Под Мясникованом части сбили вражеский заслон из 30 автомашин с пехотой, освободили Б. Салы, Советку, Политотдельское и в день 25-летия Советской Армии – 23 февраля 1943 года полностью овладели селом Ряженое на Миус-реке южнее Матвеева-Кургана. Об этом героическом штурме в дивизии была сложена зенитчиком П. Шифманом песня. Путь дивизии по донской земле освещен в книгах Ростиздата «Нам дороги эти позабыть нельзя», «В боях за Дон».
Герои Донбасса освобождали Таврию, Крым и Прибалтику. Раненые в боях в Донбассе, Таврии и Крыму по излечении сражались в Литве и Латвии:
Петр Иванович Баранов – командир отделения разведки 226-й разведроты с марта 1943 года, старшина, 10.09.1917 г.р., ранен под Ауце.
«…Разведка была «глаза и уши» дивизии. Наша задача заключалась в том, чтобы тихо подкрасться к вражеской засаде и взять «языка». Вместе со мной воевали мои товарищи Бондарчук, Манацкий, Найден – они были минометчиками…».
Летом 1943 года дивизия вела бои в зоне Антрацитовского и Лутугинского районов юго-восточнее Ворошиловграда, а затем вблизи Саур-могилы в Шахтерском районе Донецкой области.
Дед вспоминал: «…При освобождении Антрацитовского района наша дивизия расположила свои полки в Красном Поле: один полк стоял в Штеровке, другой в Красном Луче, третий в Малониколаевке. Здесь дивизия держала оборону. В районе Красной Поляны я со своей группой ходил в разведку. Группа состояла из 11 человек, я был за старшего. Пять человек входили в захватную группу, три в прикрывающую и три оставались со мной. Я мог находиться в любой группе. В данном случае я был в захватной группе и сам брал «языка». За ним нам пришлось охотиться целый месяц.
В разведку всегда ходили в ночное время. Их укрепление, называемое «подковой», находилось на высоте 200 м в районе Малониколаевки. И вот мы каждую ночь пробирались по канаве, высматривая и запоминая все необходимое. И наконец, мы нашли удобную лазейку и по ней тихо подошли к проволочным заграждениям, у которых расхаживал немец, напевая себе что-то под нос. Я сбил его с ног, в этот момент он выхватил нож, ударил меня в руку. Нож застрял в рукаве фуфайки. Я схватил его за ноги и повалил на землю. Затем, связав ему руки, мы привели его в дивизию. За этого «языка» я получил орден Красной Звезды…».
После формирования в Лутугинском районе 87-я дивизия в сентябре 1943 года была переброшена под Мелитополь и наступала с боями в Таврии через Мелитопольский, Ивановский, Ново-Троицкий, Чаплинский и Каланчакский районы.
«…После освобождения Донбасса наша дивизия пошла на Мелитополь, потом на Турецкий вал. Под городом Армянск мы простояли два месяца, ведя бои и защищая каждую пядь земли. Немцы укрепились за Турецким валом, а перед ним была открытая местность без единого бугорка. Я со своей группой получил приказ вести разведку боем. Перед нами пошла группа саперов, которая ставила шашки, делая дымовую завесу, но из 22 человек, вернулись только двое, поэтому мы получили приказ оставить разведку боем. И вот выпал снег, все кругом замело. Мы с товарищами решили сходить в Армянск. Не доходя до Армянска, попали на немецкий блиндаж, когда подошли ближе, оттуда вышел немец, мы схватили его и привели в штаб дивизии. За это я был награжден орденом Славы, – рассказывал дед. – За освобождение Мелитополя я получил медаль «За отвагу» и медаль «За отвагу» на Миусе в 1943 году».
В апреле 1944 года дивизия приняла участие в освобождении Крыма. Она прошла с боями через Красноперекопский, Первомайский, Сакский, Симферопольский, Бахчисарайский районы, одной из первых под командованием Г. П. Куляко ворвалась в бухту Южную, Корабельную сторону, заняла вокзал и вышла к знаменитой Севастопольской панораме. За бои на Перекопе дивизия получила почетное наименование «Перекопской», а за штурм Севастополя была награждена орденом Красного Знамени, стала Краснознаменной в числе четырех соединений, награжденных этим орденом.
Дед вспоминал: «… Второй орден Славы (№ 108332) я получил за взятие Сапун-горы. Я также был послан в разведку и привел «языка». После меня со знаменем на Сапун-гору пошел один из наших боевых товарищей, но был убит. Фамилии его я не помню…».
После боев в Крыму дивизия провела тяжелейшие бои в Прибалтике за Шауляй, Ауце, Бене, Жагаре, Добеле, в районе Акмян, прикрыла от врага Ионишкис, отразила многочисленные танковые атаки противника. За подвиг, совершенный под Шауляем, геройский верхнекумский 1378-й полк получил почетное наименование Шауляйского, а другие полки стали краснознаменными. Полк, как и под Верхнекумском, удержал позиции под Ауце, не пустил врага на восток. Оказавшись в окружении, полк совершил коллективный подвиг, выйдя из окружения в районе Жагаре, сохранив весь личный состав и технику, нанеся врагу большие потери.
Выдержка из наградного листа от 30.11.1943 года: «Выполняя приказ командования захватить контрольного пленного, в составе группы поиска ст. сержанта Мясоедова 06.11.1943 года действовал отважно и смело. Группа зашла во фланг противнику, внезапно и дерзко напала на группу немцев, обороняющих проход, уничтожив 16 солдат противника и одного взяв в плен, без потерь вернулась в расположение своей части, во время операции вместе с кр-цем Сорокиным шел впереди. 15 ноября 43 года участвовал в группе сержанта Матвеева, которая, действуя из засады, в районе с/хоза им. Буденного на дороге, по которой было замечено движение противника. Эта группа того же 15.11.1943 года уничтожила вражеского мотоциклиста и захватила его документы и мотоцикл. Во время движения частей нашей дивизии по пути отступления войск противника, производя разведку на марше в составе группы с/сержанта Мясоедова, в районе совхозя «Красный Партизан» вместе с Мясоедовым обнаружили засаду танков противника и своевременно предупредили свои части. 02.11.1943 года, производя разведку и двигаясь по «пятам» отступающего пр-ка, в районе селений Бугаевка, Антоновка и Кременчуг в составе группы взяли в плен двух немцев. При выполнении других боевых заданий т. Баранов также проявлял отвагу и мужество и поэтому достоин награды «Красная Звезда»…
«…После освобождения Севастополя наша дивизия взяла направление на Белоруссию. Здесь я снова попал в госпиталь…».
«…После выздоровления меня направили в отдельный батальон связи, командиром взвода эксплуатации. Так закончилась моя боевая деятельность в 87-й дивизии…».
С ноября 1944 года – заместитель командира взвода постоянных линий связи 1028-й отдельной телеграфистской строительной роты связи.
С сентября 1945 года – старшина роты связи линейно-строительных частей 1046-го отдельного батальона связи.
«…Войну я закончил в Латвии в городе Либаво…».
13 ноября 1945 года на основании Указа Президиума ВС СССР от 25.09.1945 года уволен в запас.
Внук А.Н. Воронин
Отправить ответ
1 Комментарий на "Но с каждым годом строже и священней сияние военных орденов"
Молодец ! Дед настоящий ГЕРОЙ!!! Если такие внуки будут так бережно хранить, почитать и передавать память о подвигах наших солдат будущему поколению, Россия будет жить!!!