Третий фронт: и кистью, и пером!
04.05.2018 Новость в рубрике: Ветераны, Даты, КультураВ годы войны политический плакат занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Выразительные, четкие штрихи, более резкие, чем на художественных полотнах. Даже тронутые временем, они смотрятся ярко и броско. Настоящие, без тени фальши герои – эмоции на лицах неподдельные. Призывы, которым верили, благодаря которым выжили, разошлись на цитаты. В дело пошло оружие, пострашнее огнестрельного – информационное и идеологическое. Как солдаты, слова и образы попадали в цель: недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая в итоге и решила исход войны. Одним из самых мощных средств агитации, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, был жанр политического плаката.
Госиздательство «Искусство», «Окна ТАСС», «Боевой карандаш», студия имени М.Б. Грекова, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, – вся гигантская агитиндустрия социалистического реализма действовала, как хорошо отлаженный механизм. Пожалуй, нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы (псевдоним трех известных художников М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова), Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и другие.
За четыре года плакатисты создали более 1 250 работ. На сообщения Совинформбюро реагировали мгновенно: художники тут же набрасывали эскизы, поэты писали стихи.
Массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны в организации отпора врагу. Короткий энергичный текст и образ, понятный каждому, – в военные годы плакаты зачастую заменяли газеты. «Плакатисты очень часто прижаты к событиям вплотную», – писал известный художник Виктор Иванов.
В мастерских Москвы и Ленинграда, Куйбышева, Иванова, Ростова-на-Дону, республик Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока днем и ночью трудились десятки художников и поэтов. Особенно тяжело приходилось мастерам в Ленинграде. В труднейших условиях блокады, в голод и холод, под обстрелом и бомбежками они самоотверженно трудились, вдохновляя своим творчеством на мужество советских воинов.
Целая армия художников была занята созданием бесконечного потока рисунков и карикатур, объясняющих, призывающих и ободряющих: начиная от больших, исполненных простейшими трафаретными способами, кончая летучими листками на передовых позициях. Для поддержания боевого духа были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов, которые ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт.
Героями художников становились солдаты, труженики тыла, блокадники, дети и старики, матери и сестры. Один из самых известных плакатов Великой Отечественной войны – «Родина-мать зовет!». Ираклий Тоидзе придумал его, когда в мастерскую вбежала жена со словами: «Война началась!». Уже через несколько минут он сделал первый набросок.
Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе черного мрачного существа, либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния. Бой шел между Добром и Злом – таков был их посыл.
Плакаты призывали к самоотверженной борьбе, поднимали дух воинства, давали надежду изнемогающему от тягот войны гражданскому населению, сплачивая ряды советских граждан.
Один из популярных мотивов – обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев Гражданской войны.
С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты отражали страдания женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь – женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим сражениям, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеивается его захватнический напор, закончившийся уничтожением. Для достоверности художники подолгу изучали немецкую хронику, обращали внимание на жесты и походку лидеров Третьего рейха. Параноик с крючковатыми пальцами и растрепанными волосами – таким Гитлер смотрел с плакатов на своих солдат.
С каждым шагом к Берлину лица советских граждан на иллюстрациях становились все радостнее. 9 мая 1945-го на стены начали клеить последние плакаты военного времени, посвященные Победе, за которую бились не только штыком, но и пером. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома противника.
Юлия МИШИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!