До школы – десять километров пешком
Новость в рубрике: Администрация района, Образование, СоцобеспечениеСопровождение детей и семей в социально опасном положении. Как защитить семьи, попавшие в социально опасное положение, оградить детей от безнадзорности и правонарушений и при этом действовать оперативно, согласовано, а главное, результативно? Задачи взаимодействия различных ведомств при сопровождении детей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении, обсуждались в последних числах апреля на расширенном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Аксайского района. В работе расширенного заседания приняли участие члены комиссии, руководители учебных заведений, специалисты администраций сельских поселений, работающие с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Социальный педагог Большелогской СОШ И.Р. Тютюниченко на занятиях с детьми./Фото их архива Большелогской СОШ
Начало заинтересованной беседе, обмену мнениями и опытом положила заместитель главы Администрации Аксайского района по социальным вопросам Ольга Николаевна Пушкина. Она заострила внимание собравшихся на основных принципах государственной семейной политики: направленности на сохранение традиционных семейных ценностей, повышении роли семьи в жизни общества, повышении авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия.
О практике межведомственного взаимодействия рассказала начальник отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Аксайского района Марина Викторовна Петренко. Одна из главных задач – раннее выявление детей из группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении. Сотрудники МБУЗ ЦРБ Аксайского района направляют в отдел опеки и попечительства сведения о несовершеннолетних беременных и роженицах, не имеющих паспортов, регистрации желающих отказаться от ребенка, о семьях, в которых отсутствуют условия для полноценного развития детей.
В 2018 году поступило девять таких сообщений. После посещения данных семей была выявлена одна семья, находящаяся в социально опасном положении, в которой воспитываются трое несовершеннолетних детей. После проведения медицинского обследования один из детей был временно помещен в дом ребенка, двое по заявлению матери – в Центр социальной помощи семье и детям ст. Ольгинской.
В 2017 году в Банке данных семей, находящихся в социально опасном положении, состояло 27 семей, в них – 64 несовершеннолетних.
В настоящее время на учете в Едином районном Банке данных – 24 семьи, в них – 48 детей.
Наряду с информацией, поступающей из ЦРБ, ежегодно проводится мониторинг по выявлению семей группы риска (многодетные, малоимущие, беременные, не состоящие на учете, семьи, имеющие новорожденных детей, семьи мигрантов). В 2017 году в ходе мониторинга была выявлена 21 семья группы риска, на воспитании в семьях на тот момент находилось 40 детей.
В районе создан единый банк данных семей, находящихся в социально опасном положении.
Огромную роль в работе по выявлению и сопровождению детей и семей группы риска играют образовательные организации района, которые непосредственно работают с детьми и родителями, имеют наиболее полную информацию о проблемах семей.
В школах работают социальные педагоги и психологи, в задачи которых входит социальное и психологическое сопровождение детей, раннее выявление проблемных семей.
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района не только оказывает помощь в ранней диагностике психологических и социальных проблем в семьях, но также разрабатывает реабилитационные программы, готовит педагогов-психологов для работы с детьми и семьями группы риска. Об этом членам комиссии рассказала директор Центра Лариса Алексеевна Панасенко.
В Большелогской школе такая деятельность ведется целенаправленно в течение многих лет и дает положительные результаты. Об опыте социально-педагогического взаимодействия в работе с детьми и семьями рассказала социальный педагог Большелогской школы Ирина Ринатовна Тютюниченко.
В Большелогской школе основными критериями постановки на учет семей является неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (75% выявленных случаев) и отсутствие контроля за обучением ребенка (25%).
При постановке на учет детей группы риска педагоги руководствуются следующими нарушениями в поведении: непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин, нарушение правил поведения обучающихся и устава школы, совершение противоправных действий, распитие спиртных напитков, курение, употребление психоактивных веществ. Данные проблемы особенно актуальны у детей 10 – 16 лет.
Ирина Ринатовна рассказала об алгоритме сопровождения детей и семей группы риска. Прежде всего, социальный педагог заводит на каждого ребенка группы риска личное дело, в котором собирает весь накопленный материал, рекомендации педагогов, сведения об условиях проживания, официальные запросы из органов опеки, Комиссии по делам несовершеннолетних и т.д. Социальный педагог проводит профилактические беседы, вместе с классным руководителем посещает ребенка на дому. По результатам изучения проблем и рисков ребенка составляется индивидуальная коррекционная программа социально-педагогической реабилитации подростка и семьи, находящихся в социально опасном положении. В этой программе отражены все проведенные в течение года мероприятия и отмечены результаты работы.
Ведущая роль по выявлению детей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении, по мнению социального педагога И.Г. Тютюниченко, принадлежит классному руководителю, который предоставляет все данные о ребенке, посещает семью с целью обследования материально-бытовых условий. Также незаменимым помощником является Совет старшеклассников, который осуществляет контроль за дисциплиной проблемных учащихся, оказывает помощь в учебе. Неуспевающим ученикам из числа «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении, оказывают помощь учителя-предметники. Для таких детей организовываются дополнительные занятия, на которых также выполняется домашнее задание.
Если на начальном этапе профилактическая работа не дает положительной динамики, то к работе с подростками привлекаются сторонние специалисты.
Учащиеся с родителями приглашаются на Совет профилактики. На Совете профилактики анализируются результаты проделанной профилактической работы и выносится решение о том, какие дополнительные службы необходимо привлекать. Если подросток регулярно совершает противоправные действия и его родители не исполняют обязанностей по воспитанию, решением Совета профилактики документы на данную семью передаются в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Если в семье сложные материально-бытовые условия, то школа обращается с ходатайством в администрацию Большелогского сельского поселения.
Если родители злоупотребляют спиртными напитками и ведут асоциальный образ жизни, то информацию о данной ситуации в семье передается в отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и подразделение по делам несовершеннодлетних МВД РФ по Аксайскому району.
Ирина Ринатовна рассказала об одном из недавних случаев, который может служить наглядным примером работы Большелогской школы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
В начале этого учебного года в первый класс поступил ребенок. Классный руководитель обратила внимание, что малыш приходит в школу неопрятный, часто пропускает занятия, объясняя тем, что далеко живет или не мог добраться из-за трудных погодных условий. Кроме того, выяснилось, что мама ребенка злоупотребляет спиртными напитками. В школу пригласили маму ребенка, которая сообщила о сложном материальном положении и бытовых трудностях.
Комиссия школы выехала по месту жительства ребенка и установила, что данная семья на протяжении десяти лет проживает в поле, на расстоянии более 10 км от школы, в хозяйственной постройке. Жилищно-бытовые условия – неудовлетворительные, помещение не пригодно для жилья, отсутствуют свет, вода, газ, нет удобств, печка находится в плачевном состоянии, топится дровами, сильно чадит, в помещении сильный запах гари. Мама ребенка сообщила, что за все время проживания в данном помещении ни одна служба не посещала ее семью. Сама она тоже никуда не обращалась за помощью.
Для того, чтобы ребенок оставался жить с мамой, была оказана помощь в устройстве мамы на предприятие «Аксайские луга», расположенное в поселке Российском, на должность доярки. Помимо предоставления работы, генеральный директор предприятия пошел навстречу данной семье и выделил двухкомнатный домик для проживания на территории предприятия. Однако мама ребенка не вышла на работу и не переехала с ребенком в предоставленное жилье.
Учитывая неудовлетворительные жилищные условия данной семьи, которые создавали угрозу жизни, здоровью и безопасности ребенка, отделом опеки и попечительства было принято решение об определении несовершеннолетнего в Ольгинский центр помощи семье и детям.
Большелогская школа ходатайствовала о постановке данной семьи в Единый Банк семей, находящихся в социально опасном положении. Педагоги школы постоянно находятся на связи со специалистами Центра и интересуются здоровьем, успехами ребенка. Родительский комитет неоднократно навещал мальчика. На Новый год театральный коллектив школы «Кудесники» показал новогоднюю сказку для воспитанников Центра.
Много практических примеров работы с детьми группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении, было предложено специалистом администрации Ольгинского сельского поселения О.Д. Быкадоровой. Ольга Дмитриевна рассказала, как удается своевременно выявлять семьи группы риска, проводить профилактические мероприятия с учетом индивидуальных особенностей семьи, оказывать практическую помощь семьям в решении экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических и других проблем. Эффективная работа помогла не только поддержать семьи, но и многие из них снять с учета в связи с улучшением условий проживания и воспитания детей.
В итоговом решении комиссии отражен положительный опыт работы и намечены дальнейшие шаги в направлении развития деятельности по выявлению и сопровождения детей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении.
























