Готовы стать семьей
11.05.2018 Новость в рубрике: ОбразованиеСегодня каждый, кто хочет принять в семью или взять ребенка под опеку, должен пройти занятия «Школы принимающего родителя». Согласно статистике, с каждым годом в России появляется все больше приемных семей, имеющих государственную поддержку. Однако взять ребенка из детского дома в свою семью – дело непростое, для этого нужно не только пройти не одну проверку и оформить кипу документов, но и подготовиться к этому морально. Об этом мы побеседовали с исполняющей обязанности директора Большелогского центра помощи детям и по совместительству педагогом-психологом «Школы принимающего родителя» при Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района Ириной Алексеевной РЕМИШЕВСКОЙ.
– Ирина Алексеевна, расскажите, что же это за школа?
– Это школа по подготовке граждан к приему детей, проживающих в государственных учреждениях, иначе говоря, к усыновлению, опеке, попечительству.
Известно, что когда ребенка оставляют или если его родителей лишают родительских прав, то он попадает в государственное учреждение. Люди неравнодушные принимают его в свою семью, но по определенным причинам иногда его возвращают. К сожалению, в нашем районе в прошлом году имелись такие возвраты. Сегодня, согласно Федеральному законодательству, каждый, кто хочет принять ребенка в семью, должен пройти занятия «Школы принимающего родителя», на которых получает все необходимые знания психолого-педагогической, медицинской, юридической и социальной направленности.
В целях подготовки принимающих родителей и профилактики возвратов детей в 2012 году и появились такие занятия, которые помогают родителям психологически и юридически. Проводятся они на базе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района.
– Что входит в программу занятий?
– Программа занятий состоит из несколько разделов, тематика которых включает представления об основах законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, о потребностях, этапах и особенностях развития и поведения приемного ребенка и необходимых компетенциях принимающих родителей. Кандидаты в приемные родители получают информацию о последствиях разрыва с кровной семьей, особенностях адаптации в новой семье, «трудном» поведении приемного ребенка, отрабатывают навыки управления «трудным» поведением и так далее.
Занятия проводятся в форме лекций, групповых занятий, тренингов, индивидуальных собеседований. Подготовка родителей проводится в течение полутора – трех месяцев. По итогам обучения родители получают сертификат. Следует отметить, что многие слушатели уже после окончания «Школы» обращаются к нам, советуются по тем или иным вопросам и проблемам.
За время работы «Школы принимающего родителя» мы подготовили порядка 200 кандидатов, многие из которых уже состоялись как приемные родители или опекуны.
– Только лекции и тренинги? А есть ли практические занятия?
– Да, уже на протяжении трех лет мы в каждой группе проводим выездное занятие на базе Большелогского центра помощи детям, которое на практике показывает, что же такое дети, находящиеся на государственной поддержке, каковы их особенности. Таким образом, мы развенчиваем миф о том, что госучреждение – это не то место, в котором дети сидят по лавкам, а на окнах стоят решетки, это дом, в котором дети чувствуют себя как в семье.
– Какие специалисты принимают участие в работе «Школы принимающего родителя»?
– Я сама педагог-психолог, и вместе со своей коллегой на занятиях рассказываем будущим родителям о том, с какими проблемами они могут столкнуться, как поступить в той или иной сложной ситуации, которая обычно возникает при воспитании приемного ребенка. В этом нам помогает многолетний опыт работы с детьми.
Специалист отдела опеки и попечительства информирует слушателей «Школы» о юридическом аспекте замещающего родительства, знакомит с Российским законодательством.
– Вы говорили, что выпускники «Школы принимающего родителя» продолжают к вам обращаться…
– Конечно, даже после прохождения курса семьи приходят к нам за консультацией. С некоторыми мы заключаем договора о сопровождении. При Большелогском центре есть клуб замещающих семей «Паруса Надежды», на заседаниях которого семьи помогают друг другу решать тот или иной вопрос. Так, на одной из прошлых встреч клуба семьи, приехавшие в Большелогский центр помощи детям, принимали участие в различных мастер-классах, которые проводили воспитанники Центра.
– Не бывает страшно будущим родителям перед такой ответственностью?
– Если кандидаты приходят в отдел опеки, значит, они считают, что готовы взять на себя эту ношу. Тогда сотрудник опеки и выдает направление в «Школу принимающего родителя», а тут уже наша задача – «снять розовые очки», показать будущим родителям, что воспитывать приемного ребенка очень непросто, в то же время объясняем, что тех проблем, с которыми им предстоит столкнуться, бояться не нужно, что есть специалисты, к которым можно и порой нужно обращаться.
Наши занятия проходят скорее в «домашней» обстановке, часто даже за чашкой чая. В группе участники настолько сплачиваются между собой, что, когда курс подходит к концу, всем становится немножко грустно.
Конечно, на занятиях надо учитывать и контингент детей, которых они собираются взять в семью, надо понимать, что процент сирот ничтожен, у большинства детей, находящихся в детском доме, родители попросту лишены родительских прав. Тем не менее практика показывает, что с каждым годом все больше детей из госучреждений обретают семью.
– А подключаете ли вы к работе в качестве примера замещающие семьи?
– Это, скорее, дело добровольное, если принимающие семьи имеют возможность приехать на занятие. Мы, как преподаватели, можем рассказать практически все, но всегда легче воспринимается живой пример.
Быть родителем сегодня в столь быстро развивающемся мире – это, прежде всего, колоссальная ответственность. Ответственность не только перед собой как человеком, но и перед своим ребенком, обществом и, в первую очередь, перед будущим, которое мы строим уже сегодня.
Дарья КАТОРГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!