«Как здоровье сохранить? Научись его ценить!»
Новость в рубрике: Здравоохранение, Образование, Развитие спорта, Сельские поселенияВ 2013 году в нескольких образовательных организациях Аксайского района стартовал областной пилотный проект по здоровьесберегающей деятельности. Сегодня здоровьесберегающие технологии реализуются повсеместно во всех учебных заведениях, и есть школы, которые могут служить ярким положительным примером этой работы. В 2018 году Большелогская СОШ стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа здоровья – 2018» в номинации «Образовательная организация – территория здоровья 2018». Школа представила Сборник открытых уроков с видеоприложениями «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников».
«Активный опыт жизни ставит перед школой одну из важнейших государственных задач сохранение здоровья детей, – говорит директор Большелогской СОШ Ирина Александровна Петренко. Информационное давление на ребенка в современном высокотехнологичном мире необычайно высоко. Поэтому навыки сохранения здоровья, умение правильно использовать собственные ресурсы для получения знаний, освоение принципов здорового образа жизни являются основой дальнейшего развития человека. Все, чем мы владеем от рождения, чему научились с детства, используется на протяжении всей нашей жизни. Это в полной мере касается и здоровья. От его сохранения зависит развитие человека, его реализация как личности и члена общества.
Немаловажно, что сегодня мы имеем все возможности, как в школе, так и дома, создать для наших детей условия для развития. И школа здесь задает вектор, помогает сориентироваться в вопросах здоровьесбережения не только учащимся, но и их родителям. На родительских собраниях, в беседах, в проводимых совместно мероприятиях, родители расширяют свой кругозор по вопросам здоровьесбережения. Так в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов происходит освоение принципов здоровьесбережения, и особенно хорошо они усваиваются в повседневной жизни дома, на уроках, во внеурочной деятельности школьников».
С 2013 года школа принимает участие в областном проекте по здоровьесбережению. Эта деятельность стала для педагогов осознанной необходимостью. На протяжении пяти лет в школе ведется мониторинг психологического, физического состояния здоровья детей, проводится огромное количество мероприятий, связанных со здоровым образом жизни.
В рамках программы здоровьесбережения в школе установлен диагностический аппаратный комплекс «Армис», который позволяет выявлять на ранней стадии проблемы здоровья у детей. В случае появления каких-либо отклонений от нормы, родителям рекомендуют обратиться к врачам-специалистам, чтобы вовремя начать лечение. В школе уже были случаи, когда аппаратный комплекс «Армис» помог с ранней диагностикой проблем со здоровьем учащихся и своевременным обращением в медицинские учреждения.
Реализуя программу здоровьесбережения, школа работает по нескольким направлениям. Прежде всего, это те мероприятия, которые позволяют поддерживать здоровье и хорошую физическую форму у детей. Для 1 – 5 классов на уроках проводятся пятиминутки здоровья, которые включают в себя гимнастические, расслабляющие, переключающие внимание упражнения, позволяющие снять усталость. В средней и старшей школе такие пятиминутки проходят в виде любых форм движения пересаживание, ходьба по классу, групповые занятия, смена видов деятельности. Это не настолько наглядно, как гимнастика, но вполне подходит старшим школьникам, которые часто высказывают недоверие ко всему формализованному. Кроме того, именно смена деятельности в старшем школьном возрасте позволяет взглянуть на многие вещи свежим взглядом и найти решение там, где раньше это не представлялось возможным. А смена периодов напряжения и расслабления помогает сохранить бодрость в течение всего учебного дня.
В 5 – 7 классах введен дополнительный, третий, урок физкультуры, который позволяет совершенствовать навыки игр волейбол, футбол, баскетбол, лапта. По отзывам семиклассников, третий урок физкультуры – один из любимых, они хотели бы, чтобы он сохранился и в 8 классе. С покупкой спортивного оборудования школе помог Глава Большелогского сельского поселения Владимир Андреевич Еременко.
Спортом в школе занимаются весьма активно. «Вечерами наше футбольное поле всегда заполнено, – говорит заместитель директора Большелогской СОШ Светлана Владимировна Думушкина. И на баскетбольной площадке идет игра. В выходные ребята также проводят время на территории школы, играют, занимаются спортом».
В сентябре прошлого года школа совместно с Главой Большелогского сельского поселения провела кросс. В нем участвовали школьники с разной степенью физической подготовки, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Кто-то бежал, кто-то просто шел пешком. Поначалу у родителей и педагогов возникали сомнения, как дети справятся с физической нагрузкой. Но благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку, все были задействованы по своим силам. После кросса провели единую линейку, разошлись по площадкам, играли в спортивные игры. «Общая атмосфера радости, эмоционального порыва, счастья и веселья сопровождала участников во время всего мероприятия», – говорит Ирина Александровна Петренко.
Сейчас в МБОУ Большелогской СОШ проходит спартакиада, на первом этаже школы установлено специальное табло, по которому можно следить за результатами участников. Основная задача, чтобы в спартакиаде участвовало как можно больше ребят. При этом не главное быть первым, но добиваться личных рекордов, каждый раз улучшая результаты, укрепляя физическую форму.
Ежегодно в мае проходит спортивная эстафета школ Аксайского района, посвященная Дню Победы. Большелогская школа в эстафете обычно занимает призовые, первое или второе, места. Популярен среди школьников и туристический слет, который проводится в сентябре вот уже на протяжении 12 лет. А учащиеся вторых классов традиционно принимают участие во всеобуче по плаванию.
Кроме физической активности, ребенку необходима психологическая стабильность. Поэтому в здоровьесбережении также значительным является направление психологической поддержки и сопровождения школьников. «В рамках реализации программы внеурочной деятельности начальной школы и в классах коррекции раз в неделю проводят занятия учителя-психологи, – рассказывает Светлана Владимировна Думушкина. – Курс «Я познаю мир» разработан для обучающихся начальной школы и нацелен на привитие навыков общения и творческого развития. В 5 классе введен курс «Вежливые ребята». Это в значительной мере адаптационный курс, ведь окончившие начальную школу ребята – уже не малыши, но еще и не взрослые. Как вести себя в новых обстоятельствах, строить общение со сверстниками, с родителями, учителями все это находит отражение в предложенном курсе.
В 6 – 7 классах мы вновь, но уже на следующем уровне, возвращаемся к курсу «Я познаю мир». И в этом возрасте дети чаще задают психологам те вопросы, которые по каким-то причинам не могут задать родителям. Для них важно, как разобраться в сложной ситуации, поступить правильно. Таким образом, чтобы отследить развитие детей, у нас разработано несколько курсов психологического сопровождения. Это помогает педагогам и родителям лучше понимать нужды детей, а детям проще адаптироваться к школьным требованиям. И, конечно, задача психологического сопровождения ребят научить их ценить свое здоровье, только так можно его сохранить!».
Ежегодно в школе проходит педагогический совет по здоровьесбережению, где педагоги обсуждают новые методические разработки в этой области, делятся опытом. Именно накопленный опыт и апробированные в школе методики побудили коллектив участвовать во Всероссийском конкурсе «Школа здоровья -2018». Для участия в конкурсе были подготовлены 5 уроков с применением различных методик здоровьесбережения.
«Мы постарались охватить уроки разных направлений начальной школы математика, литературное чтение, интегрированный урок по окружающему миру, урок технологии, – рассказывает Ирина Александровна. А также хотели показать различные здоровьесберегающие методики, при этом включив в активный процесс урока как можно большее число детей, фактически всех участников урока. Это совершенно новый уровень организации учебного процесса, который дает не только высокий процент усвоения материала, но и позволяет в полной мере проявить творческую составляющую как детям, так и педагогам. Здоровьесберегающие технологии подразумевают постоянную смену деятельности, отсутствие скуки, подвижность, интерактивность,высокую вовлеченность детей в процессе урока.
Методическая база уроков достаточно насыщенная. И это не просто отдельные уроки тех или иных учителей, это коллективный, командный труд, когда учителя работают в унисон, слажено. Все уроки сняты на видео, а к ним в виде сборника сделаны методические материалы. Именно этот сборник с видеоприложением школа отправила на Всероссийский конкурс, который проходил в Санкт-Петербурге. Результатом стал диплом лауреата конкурса. Прежде всего, для меня диплом ценен тем, что это поощрение коллективной работы наших педагогов, признание профессионального сообщества».
Коллектив Большелогской школы по-настоящему творческий и не боится экспериментировать, искать новые формы и методы работы и отдыха. Одной из последних методических находок, для проведения перемен, явилось использование головоломки – «Кубик Рубика». Эта забавная игрушка не только развивает аналитическое мышление, но и улучшает мелкую моторику детей. Ученики школы с удовольствием собирают головоломки, одновременно отдыхая и тренируясь.
В Большелогской школе интересно, туда хочется приходить, общаться с учителями и учениками, которые охотно делятся новыми идеями и разработками. Здесь есть то, что более всего привлекает – особая атмосфера творчества и взаимопонимания, в которой познают новое педагоги и школьники. Учат и учатся создавать комфортную, развивающую, здоровую среду для полноценной, насыщенной событиями жизни.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!