Цыганский барон и его философия
Новость в рубрике: СемьяПотеряться легко в этом мире, а что мы оставим своим детям? «Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют, они сегодня над рекою в шатрах изодранных ночуют…» – так начинается поэма Пушкина. Александр Сергеевич путешествовал в тех краях в 1820-е годы и описал то, что видел вокруг. А цыгане там жили всегда. Есть любопытная версия, что «цы» и «ган» произошли от названий рек на исторической родине предков. Так ли это, никто не знает, но Ганг действительно одна из самых великих рек Индии, откуда родом предки всех цыган.
– Мой дед был родом из Молдавии, – рассказывает Дербиш Николаевич Мунтян из поселка Золотой Колос, где цыганская диаспора сегодня насчитывает 500 человек, – еще до войны его семья перебралась в местности исконно русские. Я, например, родился в Кургане, к востоку от Урала, потом все мои родственники осели в Саратове. В 1956 году Хрущев запретил цыганам кочевать, это стало приравниваться к бродяжничеству, и отец пошел на производство.
Цыганские мужчины – люди мастеровые, жизнь в нужде всему научила, но особенно хорошо у них всегда получалось работать по металлу. Вот и отец Дербиша Николаевича был кузнецом, а на заводе освоил профессию сварщика. Дербиш, не окончив даже обязательную в советские годы семилетку, пришел туда же, отцу помогать. С четырнадцати лет началась для него взрослая жизнь.
Сегодня Дербиш Николаевич Мунтян – цыганский барон в поселке Золотой Колос. «В нашем таборе», – говорит его жена Валентина. «Так нет же никакого табора, кибиток, вы же в домах живете», – пробую спорить. «Все равно табор, – объясняет она, живем как одна семья». Именно так и трактуется «табор» в словарях: группа кочующих вместе цыганских семей.
Валентина Павловна женщина приветливая, улыбчивая, но чувствуется в ней непоколебимая твердость убеждений. Да, у них в таборе главный – ее муж, она не может ему ни в чем перечить, но и необходимости такой нет, они вместе уже 47 лет, вырастили пятерых детей, у них куча внуков и уже правнуки, а она за ним – как нитка за иголкой. Так и тянут вместе груз жизненных забот, который, как известно, никогда не бывает легким.
Теперь следует пояснить смысл экзотического слова барон. Где-то у европейских аристократов это означает дворянский титул, а цыганский барон – просто человек, которому доверяет табор, старейшина, атаман, советчик, защитник и судья. Да, это авторитарный стиль руководства, но зато во всем порядок, разве плохо?
– После того, как пожили в Саратове, перебрались мы в Каменск,– продолжает рассказ Дербиш Николаевич, – прожили там пятнадцать лет. Открыли свой кооператив, как раз закон подоспел, занимались строительством.
Это у Пушкина цыгане «в шатрах изодранных ночуют», а попробуйте перезимовать в таких условиях, да с малыми детьми. Поэтому, где бы ни жили, они сооружали из подручного материала временное жилье. Когда осели на земле, стали строить постоянное. Глина, песок, конский навоз – вот и все составляющие. И так строили все, потому что лес, кирпич, цемент были в дефиците, их надо было доставать, ждать в порядке очереди. Но пришло время, когда любых стройматериалов стало в изобилии. А уж как положить тот кирпич, чтобы было прочно и красиво, этому нетрудно научиться.
В Каменске жили уже в домах, и работы еще хватало всем: кроме строительства, обслуживали молочные и прочие фермы окрестных колхозов – делали и ремонтировали автопоилки, навозные транспортеры, емкости для ГСМ и много чего еще. Когда колхозов не стало, а животноводство оказалось невыгодным, мужчины стали заниматься частным предпринимательством, взяли патенты на сооружение металлических ворот для населения. Потом и здесь начались трудности: металл дорожает, не всякий заказчик может это себе позволить.
Ну что же! Надо перебираться ближе к большим городам, так решили. Поближе к цивилизации, к удобствам. Сколько можно печку дровами топить, по бездорожью ездить, если есть возможность купить земельные участки вблизи Ростова и начать все сначала? На весь переезд, правда, ушло восемь месяцев. Встретили их приветливо, тогдашний глава администрации поселения Г.Н. Несте- ров подсказал, где выгоднее купить участки под ИЖС.
В нулевые годы земля еще не имела такой цены, и эти несколько наделов в поселке Золотой Колос, недалеко от федеральной трассы М-4, они приобрели недорого, всего по две тысячи рублей. Причем, рассказывает Дербиш Николаевич, выбирали из трех мест, а остановились на этом: тихо, спокойно, воздух чистый. Первый, основной дом, поставили хитрым способом – разобрали тот, что был в Ка менске, перевезли лес, кирпич и все остальное сюда и здесь фактически восстановили. Конечно, пришлось потом расширяться, семья-то растет постоянно.
Теперь о семье. Но сначала еще раз о титуле цыганского барона. Он не обязательно наследственный. Его присваивают человеку, который делом доказывает, что он лидер, решения принимает толковые и взвешенные. Дербиш Николаевич, однако, главный человек в таборе уже в третьем поколении. Цыганским бароном еще в Молдавии был его дед Василий Федорович, в Саратове – его отец Николай Васильевич, теперь титул принадлежит ему. На Дону они живут уже 34 года. И все решения о переездах, смене места жительства и рода занятий принимались цыганским бароном. Конечно, с людьми он тоже советуется.
Семья же, или табор – многочисленные ветви и веточки того дерева, стволом которого был Василий Федорович с супругой. Уже в Саратове пятеро детей деда становились на ноги, осваивая другие, чем у отца, профессии. Он-то был лудильщиком, чинил медные самовары и кастрюли, а дети пошли на производство. У Николая Васильевича детей было десять, жена имела звание мать-героиня, Дербиш был второй по старшинству.
– Когда подрос, отец меня женил,– рассказывает.
– Как? Без вашего согласия?
– У нас так заведено. Старшим виднее.
Но вот смотришь сегодня на эту семейную пару, и не верится, что брак их много лет назад устроен был их родителями по расчету.
Цыганские семьи крепкие, и есть на то причины. Женщина воспитывается в строгости и покорности мужчине. Дорогу ему перейти не имеет права, должна мужчину пропустить вперед. Сразу после замужества покрывает голову платком. Сесть за общий стол, например, на свадьбе, может, но стесняется. Вести дом девочку приучают лет с десяти: пол подмести, посуду помыть, лет с двенадцати подпускают к огню: жарить, варить. Но они же – будущие матери, и в целях сохранения здоровья Дербиш Николаевич запретил им выходить замуж до семнадцатилетия.
Мы, конечно, наслышаны о буйных страстях – о Земфире и Алеко, о Кармен и Хосе, но великие писатели воспевали скорее стремление к свободе, к воле вообще, присущие этому народу. Цыганских этнических групп на земле множество – есть мусульманские цыгане, есть испанские, венгерские, даже скандинавские. С каким коренным народом местности живут, те привычки и перенимают. Наши цыгане донские – православные. Почитают церковные праздники, святых, тяготеют к общечеловеческим ценностям. Мужчина должен быть опорой семьи, обеспечить ее так, чтобы никто ни в чем не нуждался.
К этой мысли мальчика приучают тоже родители с детства. Вот они и учатся тому делу, какое сегодня может прокормить. Мужчины табора – строители, опыта набирались постепенно, потом стали искать, где им работать. Нашли, хотя и далековато отсюда – в центральных областях России, ближе к Подмосковью. С наступлением весны выезжают туда бригадами, возвращаются осенью. А женщины с детьми дома, на хозяйстве.
Многодетность – характерный признак цыганской семьи. «Что такое один ребенок? – искренне удивляются, – а если с ним что-нибудь случится? Одиночество хуже смерти!» У цыган сыновья, создавая семья, отделяются, но младший сын остается с родителями, их досматривать.
Сегодня табор насчитывает, как уже упоминалось, 500 человек, это почти вся улица Степная в Золотом Колосе, название которой тоже дал Дербиш Николаевич: «Мы же живем на краю степи, вот пусть так и называется!» И руководство администрации Рассветовского сельского поселения с ним согласилось.
Так случилось, что встретились мы с Дербишем Николаевичем в Аксае, возле центральной больницы, куда он привез двух своих невесток, Марию и Марусю, и двух правнучек, Наташу и Лену. Потом поехали покупать малышкам обувь, детское питание, коляску. До дома добрались уже после обеда.
Улица утопает в густой тени деревьев, домов сквозь зелень сразу и не разглядишь. Зато летом много фруктов. Главное ведь не красота, а удобство! Вот и в палисаднике главного человека в поселке – и черешня, и вишня, и груша, и яблонька, над дорожкой из дома в летнюю кухню металлические дуги, увитые виноградом. Цыганская кухня ничем особым как будто не отличается, но вот на празднике в поселке Рассвет в честь Дня народного единства цыганские голубцы заняли первое место. «А потому,– рассказал Дербиш Николаевич,– что мы для них мясо используем не в виде фарша, а рубленое, кусочками, готовится это все в собственном соку».
Мы вошли во двор, и резвую малышню, которая только что тут была, словно ветром сдуло. Им дважды повторять не надо, они знают, что старшим мешать нельзя. Появилась хозяйка, стала рассказывать:
– В этом доме живут десять человек. Три женщины – я, Мария и Маруся, две девушки – дочки Маруси, трое мужчин – Дербиш Николаевич, наш сын, наш внук, и две наши правнучки – Наташа и Лена.
На предложение сфотографироваться женщины и девушки откликнулись охотно – хоть и росли в строгости, но ведь природу не обманешь. Дербиш Николаевич сниматься сначала категорически отказывался, но потом согласился. В руки взял памятный знак «Аксайский район», который вручается от имени главы Администрации района В.И. Борзенко людям уважаемым и заслуженным, хорошо известным в районе и в своем сельском поселении.
– За что отметили? За то, что призываю своих жить дружно между собой и с местными жителями, следить за детьми, чтобы не шалили в поселке. Как-то зашел разговор на совещании в районе, что, дескать, кавказские дети задирают русских, а я говорю: следить за этим должны мы, родители, воспитывать. Еще моя задача – взаимодействовать с местной властью, участвовать в жизни сельского поселения, следить за поддержанием в поселке порядка, чистоты… Да разве мало у него дел? Забота о том, чтобы у всех был дом, семья, работа, чтобы дети были здоровы, чтобы чтили свои традиции. В цыганском обществе сор из избы выносить не принято, все возникающие проблемы решаются внутри.
Дербиш Николаевич дополняет:
– Я предлагаю, что требуется сделать, но при этом надо, чтобы все были согласны…
Такая вот жизненная философия: жить в современном мире, сохраняя идентичность и самобытность своего народа…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!