«Сколь возможно, чтению и письму обучать»…
Новость в рубрике: Всевеликое Войско ДонскоеК 1917 году по уровню грамотных людей Область Войска Донского занимала одно из первых мест в Российской империи. Грамотные, образованные люди всегда были и будут нужны государству, ведь от уровня подготовленных кадров зависит развитие и стабильность самого государства.
Это прекрасно понимали наши правители. Петр I, поставивший целью превратить Россию в мощную державу, принял решение открывать государственные школы для подготовки образованных людей из дворянской и купеческой среды и верхушки посадского люда. При Петре стали открываться «цифровые», духовные, епархиальные, государственные школы. В своих циркулярах Государь требовал, чтобы подданные его «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Благодаря Петру I в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были основаны Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, Навигацкая и другие школы. Правителю мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся поныне.
«Золотой век» Екатерины II коснулся всех сфер государственной жизни. В своей политике царица уделяла большое внимание области образования и воспитания. В ее правление в стране растет сеть образовательных учреждений. У школ появляется новая формулировка задачи: не только учить, но и воспитывать. Воспитание происходило по методу известного педагога XVIII в. И.И. Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создавать «новую породу людей – образованных и трудолюбивых». Но спустя несколько десятилетий акцент вновь был перенесен с воспитания на обучение.
Согласно учебной реформе 1782 г. средние учебные заведения делились на четыре категории: «для ученых людей», военные, гражданские и купеческие училища. В первых заведениях программа обучения включала изучение иностранных языков: латинского, древнегреческого, немецкого, французского, английского, итальянского, также русского языка, математики, физики, риторики, истории, логики, географии, нравоучительной философии. В военных училищах будущие офицеры изучали русский, французский, немецкий языки, фортификацию, архитектуру, право и нравоучительную философию. Гражданские училища предназначались для подготовки государственных служащих в коллегиях и канцеляриях. Ученики этих заведений должны были в совершенстве знать грамматику русского языка, риторику, историю, логику, географию, математику, российские законы, народное и гражданское право, французский и немецкий языки. Программа обучения купеческих училищ была представлена следующими предметами: математика, арифметика, счет, знакомство с денежными знаками и мерами других государств, география, история и теория коммерции, судоходство, кораблеплавание и по выбору один из иностранных языков – немецкий, английский, французский, голландский.
При Екатерине II была принята государственная программа просвещения. В 1786 г. был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней: «Малые училища» с двухгодичным сроком обучения и «Главные училища» с четырьмя классами. Такие учебные заведения были отправной точкой для поступления в гимназии, а многие «Главные училища» в начале XIX в. были преобразованы в гимназии.
Начало XIX века коренным образом изменило систему образования. При Александре I впервые создается школьная система, распределенная по округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения, образованному в 1802 году. Территория России подразделялась на шесть учебных округов. Все учебные заведения делились на четыре разряда: приходские одноклассные училища, уездные двухклассные училища, губернские четырехклассные училища, гимназии и университеты. Новая образовательная система сохраняла принципы бессословности и бесплатности обучения и устанавливала преемственность школ разных уровней. Учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего с изучением новых предметов.
Прообразом современного школьного дневника можно назвать «особую тетрадь», введенную в 1873 г. для записей домашних заданий. В ней имелась специальная графа, в которой расписывались родители. В это же время необходимой школьной мебелью становится парта. В России она была изобретена в 1870 г. московским офтальмологом Федором Федоровичем Эрисманом. В дальнейшем парта Эрисмана была усовершенствована петербургским студентом Петром Коротковым, за что он был награжден дипломом и серебряной медалью на Урало-Сибирской промышленной выставке 1878 г. Кстати, за такой партой учились все советские дети, так как такие парты были в городах и деревнях Советского Союза до конца 80-х годов ХХ века.
Став внутренней территорией Российской империи с конца XVIII века, Область Войска Донского развивалась согласно общероссийским законам, положениям и уставам. Казакам было характерно новое, полезное, лучшее чужое претворять и вносить в жизнь родного края. Просвещение и культурное развитие никоим образом не противоречило основам казачьих традиций и шло на том же уровне, что и в России. Дети казачьих старшин и атаманов получали домашнее образование. Понимая значение образованных людей в жизни края, казачьи дворяне часто отправляли своих сыновей на обучение в Москву.
Первое государственное учебное заведение на Дону было открыто в столице, в городе Черкасске, в 1790 году – Малое народное училище с двухгодичным сроком обучения. Ученики изучали Закон Божий, чтение, письмо, грамматику, арифметику, рисование. Через три года, в 1793 г., это учебное заведение было преобразовано в Главное народное училище с четырьмя классами. Добавились новые учебные дисциплины: русская и всеобщая история, геометрия, физика, архитектура, иностранные языки – латинский, немецкий и французский.
В 1805 г. в Черкасске была торжественно открыта первая гимназия на Дону. В честь этого события в Войсковом Воскресенском соборе был отслужен торжественный молебен, в доме войскового атамана М.И. Платова был подан праздничный обед и дан бал. Учителя произносили торжественные речи о пользе просвещения на немецком, французском и латинском языках. А вечером центр города озарил фейерверк.
Обучение в гимназии было бесплатным. Деньги на содержание и нужды учреждения и оплату учителей выделялись из казны Войсковой канцелярии. Первым директором донской гимназии назначен А.Г. Попов, окончивший Московский университет. Он был первым исследователем казачьего происхождения. В 1814 – 1816 гг. им издана «История о Войске Донском».
Дисциплина в учебных заведениях была приближена к уровню дисциплины кадетских корпусов: выправка, почтение к старшим, без-условное повиновение приказам начальства соблюдались неукоснительно. Учебный год продолжался 11 месяцев, и только один месяц – июль, был отдыхом для учеников. Были также недельные рождественские и пасхальные каникулы. Учебная неделя продолжалась шесть дней – с понедельника по субботу. В стенах и за пределами учебного заведения воспитанники носили форму. Форма была предметом гордости. В 1834 году введена в обиход форма для мальчиков. Для девочек она появилась только в 1896 году. Учащимся донских гимназий запрещалось посещать маскарады и другие увеселительные заведения.
Что касается высшего образования, то до 1907 года в Области Войска Донского не было ни одного института. Для получения высшего образования молодежь ехала на учебу в Московский, Харьковский, Воронежский, Петербургский университеты. Эти студенты получали льготу от воинской службы. А талантливые студенты из бедных семей получали войсковые стипендии.
Первый Донской Политехнический институт был открыт в 1907 году в городе Новочеркасске. Спустя четыре года в 1911 г. в Новочеркасске открывается учительский институт, готовивший кадры для преподавателей гимназий, училищ, школ Донской области. С началом военных действий Первой мировой войны на территории Польши из Варшавы в Новочеркасск был эвакуирован Ветеринарный институт и Варшавский университет, обосновавшийся в городе Ростове-на-Дону.
Таким образом, Войско Донское самостоятельно готовило для себя кадры чиновников, учителей, врачей. Существовали на Дону и профессиональные ремесленные школы: военно-ремесленные, технические, железнодорожные, сельскохозяйственные, лесные. К 1917 г. на Дону действовало 1 550 учебных заведений разного уровня, в которых обучались 89 тысяч мальчиков и 38 тысяч девочек. В частных школах Дона получали образование еще более двух тысяч детей. С полным правом можно сказать, что по уровню грамотных людей Область Войска Донского занимала одно из первых мест в Российской империи.
Г.В. Соловейкина, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!