Где здравый смысл!? (Не было печали…)
Новость в рубрике: Городское поселение, Депутаты(К вопросу о присоединении Аксайского района к г. Ростову-на-Дону).
В популярной у казаков песне о лихолетьях Гражданской войны поется: Эй, хорунжий, сбор кричи.
Созывай казачью честь!
Из-под города Керчи донеслась дурная весть!
На этот раз дурная для казаков весть донеслась не откуда-то издалека, а от соседнего и славного города Ростова-на-Дону. В «светлые» головы некоторых тамошних чиновников пришла далеко не позитивная и светлая мысль присоединить к городу Ростову-на-Дону не просто город Аксай, а весь Аксайский район: наверно, как отсталый, сирый и убогий!!!
Не буду говорить об экономической гибельности этого проекта для всех жителей Аксайкого района (это уже объективно доказательно просчитали специалисты-экономисты), коснусь только той части, которая имеет отношение к донскому казачеству, его истории и привлекательности его для туристов всего мира в плане развития туризма на Дону, о чем настойчиво-заинтересованно постоянно говорит губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, создавший даже областной департамент по туризму. И в этом отношении Аксайскому району нет равных не только на Дону, но и на всем Юге России. Тем более, что существуют предложения о претворении в жизнь нацпроекта по развитию сельских территорий. Опять же, в этом отношении Аксайский район с его историческими казачьими станицами заманчиво перспективен!
В плане казачьей истории Аксайский район является самым известным и знаменитым казачьим регионом не только Дона, но и всей России. Достаточно сказать, что на территории района находятся две из четырех столиц Донского казачества. Я говорю о Монастырском городке, более известном как Камплиция или Каплица, и станице Старочеркасской – бывшем городе Черкасске. Славную историю имеет и сам город Аксай, который скоро отметит свое 450-летие.
Возьмите любое значимое событие в истории России и вы увидите, что в них участвовали донские казаки, родившиеся и жившие в г. Черкасске (ст. Старочеркасской), Аксайской станице, Монастырском городке – т.е. в нынешнем Аксайском районе.
То, что вклад казаков (а это, в основном, уроженцы и жители нынешнего Аксайского района) в историю и культуру государства Российского был значительным, не оспаривалось никем. Речь шла только о степени этого вклада. Л.Н. Толстой считал, например, что «вся история России сделана казаками». Бесспорно, в этом утверждении великого писателя есть значительное преувеличение, но и большая мера истины тоже налицо. Окиньте внимательным взглядом историю России со времен Ермака Тимофеевича и вы увидите, что все значительные события нашей истории не обошлись без активного участия казаков. Едва появившись на юге России (а это территория нынешнего Аксайского района), донцы включились в военную и политическую жизнь страны.
В свои ряды казаки принимали всех желающих. «Казачество, – писал известный российский писатель и общественный деятель А.И.Герцен, – отворило дверь нетерпеливым и не любящим покоя, всем искавшим приключений и жаждавшим сильных ощущений, всем, рвавшимся к опасным подвигам… Оно вполне соответствовало тому буйному началу, которое выражается русским словом «удаль» и составляет одну из характерных черт славян. Казак не хотел знать никакого правительства, кроме своего выборного, …но родине служил верой и правдой и не жалея лил за нее свою кровь».
Великий Н.В.Гоголь считал казачество явлением чисто славянского духа: «Когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы, и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись казаками, которым и счета никто не ведал. …Это было точно необыкновенное явленье русской силы: его вышибла из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против христианских хищников».
То же отмечал литератор и общественный деятель К.Д.Кавелин, подчеркнувший, что «казачество – это поэзия русско-славянского мира. Да и где ей было развиться, как не там, куда каждый, недовольный своим положением, бежал пожить на просторе, и где не стесненный ничем, он мог по-своему развивать и изведать все свои силы».
Не одно столетие казаки имели свое самоуправление. Высшим законодательным органом донцов являлся Казачий Круг. На Кругах донцы избирали своих предводителей – атаманов. Если кандидат в атаманы подходил казакам, они трижды кричали ему «Любо!». Избранному большинством голосов атаману вручались знаки атаманской власти и достоинства – булава и насека. Если атаман был неугоден большинству казаков, то его могли на Кругу переизбрать, но утвержденному Кругом атаману подчинялись беспрекословно, говоря: «Куда наш атаман взгляд свой кинет – туда мы свои головы бросим!». Казаки шли за своими атаманами в огонь и воду, ибо почти все они были людьми выдающимися, волевыми, харизматичными.
Умением самоорганизоваться казаки на Дону показывали подневольному населению Московского государства, Крымского ханства и Османской империи как можно разумно организовать свою жизнь и власть на основе свободного выбора, а не принуждения!
Появившись на незаселенном Юге Московского государства, самоорганизовавшись и окрепнув в боях с басурманами, казаки стали великим подспорьем разоренной в конце ХУ1-начале ХУП столетий Руси. «Во дни порабощения России, – писал о том времени русский литератор Филипп Филиппович Вигель, – ее бессилия и неустройства на южных пределах ее… встала живая стена, составленная из ратников, которые удальством своим долго изумляли окрестные края. То, что мудрость человеческая сделала для охранения Рима (военные пограничные поселения) и не спасла его, провидению угодно было то сотворить для нас, от берегов Днепра и вдоль по тихому Дону проведена была блестящая черта: она должна была, как межа, означать владения России. Когда же они достигли до этой грани, то черта сама собою, естественным образом, стала передвигаться и тянуться на нескончаемое пространство. Мы находим ее на берегах Кубани и Терека, Урала и Иртыша, ее видели на Амуре до стока ее в Тихий океан. Запас, самим небом для нас приготовленный, за который мы не можем достаточно возблагодарить его: казачье войско сберегло нам половину Украины, помогло взять обратно другую и теперь в отдаленнейших местах стоит везде на страже, как передовые версты сил русских. Его заслуги неисчислимы».
На протяжении всей своей истории донские казаки принимали участие практически во всех военных мероприятиях Русского государства. Их отряды вместе с ополчением князя Дмитрия Пожарского освобождали в 1612 году Москву от польских захватчиков. За эти подвиги донцы получили свое первое наградное знамя от царя Михаила Романова, в избрании которого на российский престол в 1613 году сыграли не последнюю роль.
В ХVII столетии донские казаки прославились своими морскими и сухопутными походами против турок и татар, отбивая у них при этом десятки тысяч славянских и иноплеменных полонянников. Измученный неутомимыми нападениями казаков на его владения, могущественный турецкий султан Мурад Второй, перед силой которого трепетали и склонялись многие европейские, африканские и азиатские правители, признавался: «Гнев и ненависть всех христианских народов не мешает мне спать, но казаки причиняют мне бессонные ночи».4 И гремела казачья слава «от Азова до Искера, …раздражая султана, грозя хану, смиряя ногаев», – писал Н.М. Карамзин.
Навечно осталось в истории России знаменитое «Азовское осадное сидение» казаков в 1637-1641 годах, когда 10 тысяч донцов (в основном из Черкасского, Монастырского и Аксайского городков, Махина нынешнего Аксайского района!), укрепившись в Азове с женами и детьми, сумели выстоять и победить в 100-дневной беспрерывной борьбе с 240-тысячной объединенной армией турецкого султана. Воспетое в «Исторической», «Поэтической» и «Сказочной» повестях, эта военная эпопея осталась в российской истории, как образец стойкости казачьего духа, величие которого признавали даже враги донцов татары и турки. А выдающийся поэт России Иван Никитин, поэтизируя кровавые события периода борьбы за Азов, писал про
…Подвиг дивный и кровавый,
Которым в летопись веков
На память вечную и славу
Внесен разрушенный Азов.
Трофеи этой Азовской военной эпопеи – крепостные ворота, крепостные калитки, коромысло и стрела торговых весов – с апреля 1642 года хранятся не где-нибудь, а на майдане станицы Старочеркасской Аксайского района. Эти знаки казачьей доблести хранят энергетику десятков миллионов людей, прикасавшихся на протяжении столетий к ним: Степан Разин, Петр Великий, Александр 1, Александр Ш, Александр Суворов, Александр Пушкин, Василий Суриков и несть им числа!
В течение ХУП столетия донские казаки участвовали во всех больших и малых войнах, которые вела Россия. Сражались они против шведов и поляков, турок и татар. Особенно отличились донцы в Азовских походах Петра Первого в 1695-1696 годах. Превосходные боевые качества показали казаки во главе с атаманом Фролом Минаевым (жил и похоронен в г. Черкаасске-ст. Старочеркасской Аксайского района) не только в степных схватках с татарами, но и в морских боях с первоклассными турецкими судами. Царь Петр назвал донского атамана Минаева первым российским адмиралом…
В стремлении получить выход в Балтийское море, «прорубить окно в Европу» Петр 1 начал в 1700 году войну со Швецией, великой державой того времени. Черкасские, Аксайские, Мишкинские, Махинские казаки участвовали во всех крупных и множестве мелких операций этой войны, продлившейся 21 год и завершившейся победой России и получением заветного выхода в Балтику. Казаки отличились во многих сражениях этой войны, а донской казак Данила Ефремов, ставший потом первым генералом русской императорской армии из среды российского казачества, едва не захватил в плен зимой 1707 года под Калишем самого шведского короля Карла ХII.
Ныне этот славный воин покоится на главном казачьем кладбище Дона и России – Ратном кладбище станицы Старочеркасской Аксайского района. А Евремовское подворье в станице Старочеркасской, на котором расположены основные экспозиции Старочеркасского музея-заповедника и Старочеркасского Свято-Донского мужского монастыря, являются одним из ключевых объектов показа по истории донского казачества, которое в это году посетили туристы из более, чем 80 стран мира! В случае присоединения к Ростову это место потеряет свою сакральность, став частью периферийного района мегаполиса Ростова-на-Дону. И выветрится из этих славных мест романтизм казачьей истории, которая так привлекает Отечественных и Зарубежных туристов.
Особую доблесть выказали донские казаки в русско-турецких войнах, под знаком которых прошел для России весь восемнадцатый век. Черкасские и Аксайские казаки (Платов, Иловайские, Грековы, Краснощековы и др.) отличились во взятии первоклассных турецких крепостей Каушаны, Бендеры, Очаков. Массовый героизм и изумительное воинское мастерство показали они штурме считавшейся непреступной крепости Измаил в декабре 1790 года. Великий русский полководец А.В. Суворов, прекрасно знавший боевые качества донцов и не раз водивший казачьи полки на врагов Отечества, с восторгом писал в одном из рапортов светлейшему князю Григорию Потемкину: «Храбрость, стремительный удар и неутомимость Донского Войска не могу довольно выхвалить».
Новой славой покрыли свои знамена донские казаки в знаменитых Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова в 1799 году. Аксайские и черкасские казаки отличились во взятии Милана, в генеральных сражениях на реке Треббии, при Нови, при прорыве через непроходимый Чертов мост в Альпах. За выдающиеся заслуги в этих походах донцы получили в 1800 году наградное императорское Георгиевское знамя. И вручали его в г. Черкасске – нынешней станице Старочеркасской Аксайского района.
В Х1Х столетии самым грозным и упорным противником России был французский гений военного искусства император Наполеон 1. Но донцы умело и успешно действовали против этих, лучших в Европе, войск и многократно бивали их. Оценивая боевые качества донцов, Наполеон вынужден был признать: «Я не знаю лучших легких войск, чем казаки. В казаках сидит сам черт». Вторгшийся в Россию с огромными силами и занявший ее вторую столицу Москву, Наполеон затем потерпел сокрушительное поражение, полностью потеряв свою 600-тысячную «Великую армию». «Весь Дон восстал на голос чести», казаки выставили на борьбу с Наполеоном 90 полков пятисотенного состава – практически все взрослое население Дона. Бонапарт, дважды едва не угодивший к казакам в плен, был с позором изгнан с русской земли.
Оценивая вклад донцов в эту самую великую победу дореволюционной России, фельдмаршал М.И. Кутузов писал казачьему атаману, уроженцу станицы Старочеркасской графу Платову: – «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812 года, которые были главнейшею причиною к истреблению неприятеля… Сия благодарность пребудет в сердце моем до тех пор, покуда угодно будет богу призвать меня к себе. Сие чувствование завещаю я и потомству моему». Атаману Платову Кутузов отправил личное послание, в котором подчеркнул заслуги казачества следующим образом: «Услуги, оказанные Вами Отечеству, не имеют примеров. Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона». А Наполеон, удиравший от русских войск и их авангарда – казаков обронил ехавшему с ним в карете графу де Коленкуру: «Надо отдать справедливость казакам: именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании. Это, бесспорно, лучшие легкие войска, какие только существуют». Именно к этому времени относится фраза Наполеона: «Дайте мне одних лишь казаков – и я пройду всю Европу».
«…Казаки явились в 1812 году тем отважным, лихим войском, каким были прежде, – писал выдающийся русский писатель и общественный деятель А.И. Герцен. – Они вносили в регулярную армию поэтический и народный элемент. Без строя и выправки, с пикой и бородой, на маленьких лошадках с длинной гривой, они рассыпались, исчезали, нападали со страшной дерзостью и ускользали с восточной уклончивостью. Они всего больше остались в памяти неприятеля. …Европа с удивлением смотрела на бегство Наполеона, на несущихся за ним в погоню тучи казаков».
Еще не раз в течение ХIХ-ХХ столетий донские казаки выступали на защиту Отечества. Доблестно сражались они в годы Крымской войны 1853-1856 годов, когда против России по существу выступила всеевропейская коалиция государств, решившая вернуть Российскую империю к границам Московского государства, отторгнув от нее Украину, Белоруссию, Прибалтику, Крым, Кавказ, Дальний Восток. Но не удалось, благодаря мужеству и самоотверженности русской армии, в том числе и казаков. Почти все Войско Донское поголовно сражалось в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, принеся после 500-летнего османского ига свободу братской Болгарии.
Но боевой доблестью, подвигами на благо Отечества свершенными, не исчерпываются заслуги казачества перед Россией. Это отмечали еще народники в одном из воззваний к казакам. Они писали, что «велика заслуга казацкая» в деле обороны «Отечества от бесчисленных орд турецких, черкесских и иных», но «еще выше та защита, которую казаки подавали народу русскому в борьбе против всех его внутренних притеснителей. Вольное казачество было колыбелью русской свободы. Вы подавали пример всему народу, как следует жить вольному человеку». Именно благодаря этому в русском народе широко воспеты деяния Степана Разина (уроженец ст. Старочеркасской), Кондратия Булавина (в г. Черкасске был избран войсковым атаманом, здесь же похоронен), Емельяна Пугачева (несколько раз бывал в г. Черкасске, на Ратном кладбище которого похоронена его мать Анна Михайловна) – донских казаков, заступников простого люда. Именно поэтому великий поэт России Александр Пушкин назвал донского казака Степана Разина «единственным поэтическим лицом русской истории».
За столетия своего существования казачество породило мощные циклы народных песен. «В них, – отмечал писатель Н.А. Добролюбов, – горит любовь к родине, блещет слава прошедших подвигов; в них дышит и чистое нежное чувство женской любви, особенно любви материнской; в них же выражается и та тревожная оглядка на жизнь, которая заставляла казака, свободного от битвы, «искать свою долю». Весь круг жизненных насущных интересов охватывается в песне, сливается с нею, и без нее сама жизнь делается невозможною». Критик Виссарион Белинский, причисляя «донские казачьи песни… к числу исторических», отмечал, что «в них весь быт и вся история военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное».
Характерно, что несомненными первенствующими героями русских песен и преданий ХVI-ХIХ веков являются донские казаки: в ХVI веке – это Ермак Тимофеевич, в ХVII-м – Степан Разин (уроженец ст. Старочеркасской, цепь Разина хранится в Воскресенском соборе этой станицы), в ХVIII – донской казак Иван Краснощеков (жил в г. Черкасске, похоронен на Ратном кладбище ст. Старочеркасской), герой войн с турками и шведами, погибший в 1742 году; ХIХ век в русских исторических песнях, безусловно, остается за донским «вихорь-атаманом» (как его величал выдающийся поэт Василий Жуковский) графом Платовым (родился, венчался и жил в ст. Старочеркасской). А песни о Степане Разин, по общему мнению всех исследователей русского фольклора – «самый популярный цикл не только из песен ХVII века, но и из всех русских исторических песен».3
Интересно, что песни о Степане Разине, особенно бессмертную песню «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, выплывают расписные Стеньки Разина челны…», с охотой пели даже иностранцы, практически не говорившие на русском языке, например великий актер Чарли Чаплин и великий генерал и президент Франции Шарль де Голль, последний исполнил эту песню на русском языке в Рамбуйе под Парижем во время визита во Францию советского лидера Хрущева в апреле 1960 года.4
Огромным был вклад донского казачества в культуру России. Писатели М.Шолохов, Ф.Крюков, П.Краснов, А.Калинин, А.Серафимович, художники Н.Дубовской, Н.Пономарев, И.Крылов, М.Греков, композиторы С.Траилин, А.Листопадов, К.Думчев, историки В.Сухоруков, С.Сватиков, Х.Попов, поэты А.Леонов, Н.Туроверов, Н.Келин, певцы И.Ершов, Я.Тетеревятников, Н.Гедда, Б.Рубашкин, скульпторы С.Корольков, Е.Вучетич, геолог И.Мушкетов, географ А.Краснов и многие другие деятели внесли неоценимый, часто уникальный (как Михаил Шолохов) вклад в развитие литературы, науки и искусства России.
К октябрю рокового 1917 года на просторах России располагалось 13 казачьих войск: Донское, Кубанское, Оренбургское, Терское, Астраханское, Уральское, Семиреченское, Забайкальское, Сибирское, Амурское, Уссурийское, Енисейское, Иркутское. Российское казачество в целом насчитывало около 4,5 миллионов человек, ему принадлежало свыше 65 миллионов десятин земли. Большевистский переворот, а затем последовавшая Гражданская война в России круто изменили судьбы казачества, и прежде всего главного российского казачества – Донского.
Стараниями «Иудушки Троцкого» и Свердлова донское казачество было объявлено вне закона, его многовековая история и культура, заслуги перед Россией большевиками объявлялись несуществующими. «У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством, – вещала троцкистская газета «Известия народного комиссариата по военным делам» в номере от 8 февраля 1919 года. – У казачества есть лишь заслуги перед темными силами руссизма. …По своей боевой подготовке казачество не отличалось способностями к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить сходство между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира…». И далее следовало прямое указание большевиков на уничтожение донских казаков: «Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие… Дон необходимо обезлошадить, обезоружить и обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Черное море».2 Через две недели после опубликования этой казаконенавистнической статьи, 24 января 1919 года, оргбюро РКП (б) приняло секретную директиву, подписанную Я. Свердловым, согласно которой предусматривалось «поголовное истребление всех верхов казачества», а «ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью», также «к среднему казачеству» этой же директивой приказывалось «провести массовый террор». Одновременно с террором по всему Дону большевики стали конфисковывать хлеб, продовольственные товары, в донские станицы и хутора, «дабы унизить казачество», троцкисты переселяли крестьян из северных губерний, а сами станицы переименовывать в имена большевистских лидеров. Началось бессмысленно-жестокое уничтожение казаков. В своем воззвании «К честным гражданам Российской республики» полный Георгиевский кавалер и командарм 2-й Конной армии красных Филипп Кузьмич Миронов писал, имея ввиду бесчинства большевиков: «Коммунисты своими злодеяниями вызвали на Дону поголовное восстание. Кровь, теперь пролитая на Южном фронте, это кровь напрасная и лишняя, и проливается она под дикий сатанинский хохот новых вандалов, воскресших своими злодеяниями времени средневековья и инквизиции. Население стонало от насилий и надругательств». За время большевистского террора десятки тысяч ни в чем не повинных людей были уничтожены, многие вынуждены были уйти в изгнание…
«Ты, выкорчеванное начисто,
Ты, изведенное под корень,
Былое русское казачество
Незаживающее горе.
И память о тебе всезнайками
Заплевана теперь по брови —
Корят казачьими нагайками,
Не помнят о казачьей крови…
Да, пусть тебе землею сплачено
И пусть гордилась ты по праву-
Но сколько же тебя потрачено
За триста лет российской славы!
Побеги Дуба Запорожского,
Ветвилось ты, с врагами споря,
От моря теплого волошского
До желтого лихого моря.
Каймило степь станицей русскою,
Песками шло, текло рекою,
Яицкое и Оренбургское,
Донское, Волжское, Терское,
Сибирское и Черноморское,
Кубанское и Семиречье,
По всем границам барсом порскало,
Звенело дерзкой русской речью,
Цвело лампасом, шашкой лязгало,
Папаху набекрень носило —
Амурское и Забайкальское,
И сколько вас еще там было.
Тот шел в тебя, кому ни в пахари,
Ни в толстосумы, ни в юроды —
Зато и жаловали плахами
Тебя паны и воеводы.
Кто песню пропоет печальную
О гибели хмельной и зряшной,
В столетья книгу поминальную
Кто занесет твой жребий страшный!
И вам, потомкам, не припомнится ль
При споре с Братом Желтолицым
Та Богом посланная конница,
Которая не возвратиться ль? – писал профессор Московского университета, поэт Роман Михайлович Самарин в своем стихотворение «Русское казачество».
Но до конца сломить казачество и уничтожить казачий дух ни тогда, ни после не удалось, ибо можно убить полтора миллиона, лишить остальную часть их родины, но невозможно убить казачий дух, уничтожить казачьи традиции и культуру, ибо все это, ковавшееся веками борьбы и труда, таланта и ума, живо в душах казачьих. Выдающийся русский писатель Александр Куприн писал по этому поводу: «Для наших потомков будут завещаны казачьи вольности. Справедливость требует сказать, что с ними не особенно бережно считалось правительство дореволюционного времени, еще помнившее былые смуты и тревожные годы. Но союз с вольным человеком, прочнее союза с человеком приневольным. Вот потому-то не только ошибкою, но и государственным преступлением было посылать казаков усмирять внутренние уличные беспорядки. Это развращает одних, возбуждает других и родит взаимное неуважение. На такие дела есть хорошо оплачиваемая, хорошо воспитанная полиция. Казака в моральном отношении надо беречь пуще глаза. …Непоколебимо верю я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верю я и в будущую неразрывную связь казачества с нею, за это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка…».
…С началом в нашей стране перестройки, началось возрождение российского казачества. В ноябре 1990 года на казачьем Кругу в Ростове-на-Дону был создан «Союз казаков Области Войска Донского», определенно высказавшийся за то, чтобы считать гражданскую войну на Дону закончившейся. Круг поставил задачу возрождения казачества на началах народоуправления, православия, свободы предпринимательства и духа. 16 июня 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление о реабилитации казачества. Этим актом были отменены все беззаконные декреты, постановления и указы в отношении казачества, принятые в 1918-1920 годах. За казачеством были признаны права по возрождению традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, форм земледелия и землепользования, несения воинской службы в частях Вооруженных сил и Пограничных войск России. В июне того же года был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». После этого появилось несколько развернутых законодательных актов в части реализации Постановления Верховного Совета России и Указов Президента Российской Федерации. В настоящее время идет практическое выполнение этих и других законодательных актов, появившихся в ХХI веке.
Чем же интересно и ценно для нас казачество, что можем мы взять в применении к современным реалиям и воплотить их в современную жизнь. В это связи интересны размышления известного поэта, публициста и общественного деятеля Казачьего Зарубежья профессора Николая Николаевича Воробьева-Багаевского (1908-1989) Говоря о глубинной, непреходящей сути такого явления как российское казачество, он писал: «Что такое Казачество? Просто так, в миг один, не расскажешь… Нет, не только лампасы и лихость… Нет, не крымских барашков папаха, не нагайка с мудреною вязкой… Не седло с дорогою насечкой и не дедовской шашки каленый, вострый иссиня-серый клинок¸ не отцова щербатая пика и не дедов чекмень темно-синий… Это все – только внешнее и не раз оно в жизни менялось…, есть и в этом особая прелесть, и беречь это надо с любовью. Но не в этом вся суть, …а суть-то в зерне, в сердцевине. …Что ж отыщешь ты в недрах глубоких, что нутро тебе скажет в ответ.
А ответит оно тебе словом, словом легким, как сон, как пушинка, но которое трудно дается, разве только трудами да кровью. Это слово – «СВОБОДА», за это наши древние пращуры бились и своею соленою кровью напоили ковыльные степи. Вот за чем, за какою заморскою , красоты неописанной, Птицей устремлялись на Дикое Поле от жестокого гнета крестьяне, из походов далеких драгуны, из Литвы недовольные шляхтой, от мурзы узкоглазый татарин… Вот за что казаки умирали, заслоняя своею же грудью, а о жизни своей и не мысля… Вот, что гнало людей на чужбину…
И еще своим взглядом орлиным ты отыщешь заветное слово: «СПРАВЕДЛИВОСТЬ». Не к сердцу ли казачьему приросло оно, слилось, застыло?.. «Справедливо», «По Правде», «По-Божьи» – так решали присудом народным, так по совести дело рядили…
Слово «ВЕРНОСТЬ» кровавою нитью пронизало историю нашу. Слово «ВЕРНОСТЬ» спиною широкой подпирало кремлевские стены. Не отцы ль наши шарили пикой по степям на российских границах? Не одиннадцать разве дубовых, в медь окованных, было ворот – у царей по далеким границам? Кто держал там бессменную стражу, Русь от ворога обороняя? Верность крепкая, верность до гроба, но… и сами ее ожидали.
…Не суди казака по лампасу, а суди по делам да по мыслям – вот на этом Казачество зиждет вековые свои основы».
8 июня 1820 года Аксай и станицу Старочеркасскую посетили великий русский поэт А.С. Пушкин, герой Отечественной войны 1812 года знаменитый генерал Н.Н. Раевский с семьей. Ознакомившись с уникальными казачьими памятниками и вольнолюбивой историей станицы Старочеркасской, генерал Раевский в письме жене пророчески заметил: «…Старый Черкасск останется вечно монументом как для русских, так и иностранных путешественников». Стараниями великого М.А. Шолохова здесь образован историко-архитектурный музей-заповедник, внесенный в туристические справочники ЮНЕСКО, который посещают сотни тысяч российских и зарубежных туристов. Аксайский район с казачьими музеями Старочеркасска, Аксая, Мишкинской может стать главным притягательным центром Дона для туристов со всего мира. Тем более, что под развитие донского туризма распоряжением губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева создан целый департамент по туризму. Неразумная инициатива горячих ростовских парней по присоединению Аксайского района к мегаполису напрочь перечеркнет эти планы и надежды на развитие донского туризма.
…Покуда жив казачий дух, жива великая Россия, вечное и неповторимое, милое сердцу русскому Отечество наше… Так не дадим же равнодушным к судьбам казачества ростовским чиновникам своими неразумными, напрочь лишенными здравого смысла предложениями погубить казачью историю, казачий дух и развитие казачества Аксайского района на благо Дона и Отечества нашего – России!
Астапенко Михаил Павлович, историк,
академик Петровской академии наук (СПб), член Союза писателей России,
член Исторического совета ВКО «Всевеликое Войско Донское»
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!