Юбилей – это не обязательно праздник
Новость в рубрике: Даты, Сельские поселения, Семья, События30 лет исполнилось 1 февраля самой большой в России приемной семье Сорокиных из поселка Рассвет. Впервые мы услышали о Сорокиных из поселка Рассвет в 1989 году: супружеская пара – Михаил Васильевич и Татьяна Васильевна – создала семейный детский дом (так он тогда назывался) из родных и приемных ребят, всего их было четырнадцать. Жили они в обычной трехкомнатной квартире обычной пятиэтажки – тесновато, небогато, но им обещали построить новый коттедж в два этажа, где будут не только спальни, но и много чего еще.
Мое знакомство с ними состоялось в октябре того же года. Стоял обычный осенний день, родители уехали по делам в Ростов, старшая из девочек, Саша, тогда еще девятиклассница, руководила на кухне: кому картошку чистить, кому идти в подвал за арбузами, кому кастрюлю мыть. Сама встречала младших из школы, находила всем занятия. Казалось бы, серые будни, но с каким восторгом известил с подоконника всех остальных выглянувший во двор под вечер Сережа – старший:
– Папа, мама приехали!
Думаете, потому, что они привезли конфеты-сладости? Не без того, но вообще строгие порядки в этой семье были всегда, а радовались дети тому, что у них есть, наконец, семья! Ведь попадали они в детский дом или детскую больницу, откуда их забирали Татьяна Васильевна с Михаилом Васильевичем, от мам, которым были не нужны. Скольким ребятам пришлось потом лечить заячью губу или волчью пасть, сколько часов, дней и недель занимались с ними логопеды… Десятки операций в Ростове, в Москве были сделаны приемным детям Сорокиных – для ребятишек из этой особенной семьи медики делали все возможное и невозможное…
Следующей весной, в апреле 1990 года, в поселок Рассвет приехал сам председатель правления Советского детского фонда имени В.И. Ленина писатель Альберт Лиханов. Сорокиным были вручены ключи от нового дома. На новоселье съехались гости из района, области, корреспонденты всех центральных СМИ. То-то радости было! Чаепитие организовали во дворе под просторным летним навесом, где в последующем проводили все семейные торжества. Сколько их было за эти тридцать лет! Дни рождения детей (поскольку число их росло год от года, поздравляли, как принято в больших коллективах, именинников месяца), дни рождения папы и мамы, свадьбы, крестины, юбилеи… Очередной, очень весомый и значимый, пришелся на 1 февраля этого года.
Правда, праздник и не планировался. «Соберемся летом, 17 июля, – сказала Татьяна Васильевна по телефону, – приедут все, кто сможет, и отметим сразу юбилей семьи Сорокиных и 50-летие нашего с Михаилом Васильевичем бракосочетания. Мы с ним так мечтали отметить золотую свадьбу. Жаль, он не дожил до этой даты, ушел от нас в 2013 году, как раз на Пасху».
…Поженились Татьяна и Михаил в июле 1979 года, она – швея, он – моряк, молодые, красивые, умеющие принимать решения и осуществлять их. Родилось у них двое детей, дочь Анна и сын Вася. Когда у сына начались проблемы со здоровьем, и он стал инвалидом, родители решили больше судьбу не испытывать, а удочерили девочку Сашу, за ней следующих ребятишек… Многие удивлялись, зачем им лишние хлопоты, а Сорокины не понимали этого удивления: Татьяна выросла в многодетной семье, Михаил вообще в детдоме, они всегда были с ребятишками. Старшие дети Сорокиных подрастали, родители брали в семью новых малышей.
Однажды из Тверской области приехал к ним парень, сирота, сам воспитанник, а теперь и воспитатель детского дома. Прочитал в одной из газет статью о Сорокиных, прислал письмо: «Не верю, что так бывает». «Приезжай, убедишься сам!» – написала в ответ Татьяна Васильевна. Он прибыл один, в следующий раз почти весь класс привез, гостили две недели. Трое из класса потом остались у Сорокиных…
В мае 2005 года, находясь по делам в Зернограде, Татьяна Васильевна общалась с инспектором РОНО, и та сказала как бы мимоходом, что в одной из палат детской больницы лежат два недоношенных младенца, двойняшки. Они туда направились, увидели крошечных мальчишек. Те, заметив взрослых, заулыбались. «Один из них был поразительно похож на Михаила Васильевича, – рассказывает Татьяна Васильевна, – а еще была в палате кроватка, на которой лежала девочка… В общем, забрали мы всех троих. Папа наш в тот день поехал на рыбалку, я его вечером и спрашиваю: поймал рыбку? Он в ответ – плохо ловится. А я ему о своем «улове» – об этих троих, на них осталось только документы оформить»… (Приемную семью Сорокиных с первых дней знали все медики и органы опеки, поэтому необходимые деловые бумаги делались без промедления. Иногда органы опеки сами предлагали им ребятишек, которым не повезло с родителями, а то и с другими приемными семьями).
Три десятка лет – это сколько же сыновей и дочек они воспитали? Много. Но ведь достигнув совершеннолетия, дети становятся уже самостоятельными, вылетают из родительского гнезда? Как правило. Учатся какой-то специальности, устраиваются, создают свои семьи. Но связи с родительским гнездом не рвут. Как-то одна ведущая федерального телеканала спросила, сколько же гостей собираются в доме Сорокиных на праздники? Когда и до 100 доходит, был ответ.
Или еще эпизод. Татьяна Васильевна участвовала в телешоу А. Гордона. Передачу видели воспитанники одного из детских домов Иркутска и, как когда-то парень из Тверской области, вышли с ней на связь: «Хотим к вам!» Мама им ответила, а спустя какое-то время слетала к Байкалу, и в мае 2017 года привезла в Ростов Максима десяти лет, Илью двенадцати лет и четырнадцатилетнего Костю…
Но вернемся в теплый апрельский день 1990-го. Новый дом , полный гостей, атмосфера праздника. Однако за праздниками приходят будни. Взрослые и дети засучили рукава: посадили во дворе сад, завели дачу, чтобы меньше покупать овощей, развели на подворье коз, овец, кроликов, уток, гусей, кур, даже корову одно время держали. Дом достраивали, расширяли, тогда в нем были, кроме спален и других помещений, спортзал, мастерская – тут мальчишки крутились возле отца, он во всех железках разбирался. Убирать, шить, стирать, вязать, стряпать, купорить – этому учила мама. Она так и говорила: «Я готовлю их к жизни». Спонсоры дарили то, что нужно в доме. Но самым дорогим подарком от Детского фонда оказался тогда микроавтобус рижского автозавода РАФ, на нем Сорокины ездили по учреждениям, по больницам, по гостям, на отдых, на рыбалку. После того РАФика были у них другие машины, почти все мальчишки освоили вождение, сегодня за рулем сама Татьяна Васильевна.
Вот и в день юбилея, 1 февраля она уехала в Ростов на областную XXX конференцию АККОР. Фермерская ассоциация и приемная семья Сорокиных, получается, ровесники. А при АККОР существует Движение сельских женщин России, Татьяна Сорокина входит в число активистов. Казалось бы, что может общественная организация, не наделенная полномочиями? Но если говорить о проблемах села снова и снова, привлекать внимание властей всех уровней, то что-то обязательно изменится. Говорят же, капля камень точит. На конференции АККОР семью Сорокиных чествовали, фермер из Пролетарского района подарил двум мальчишкам – именинникам конверты с деньгами, в минсельхозпроде Сорокиным вручили большой торт и корзину с фруктами.
На обратном пути, планировала Татьяна Васильевна, мы с именинниками (а их в этот день было двое, те самые близнецы Дима и Денис, которых она привезла из Зернограда, как раз 1 февраля им исполнилось 14 лет, плюс Лиза, у которой день рождения 23 января) заедем в Ашан, купим подарки, а уже дома, вечером, отпразднуем. Программу пришлось сократить, но в торговый центр с фермерской конференции все же заехали, на подаренные деньги мама купила именинникам телефоны.
Дома уже ждали гости: завотделом опеки и попечительства Управления образования Администрации Аксайского района Марина Александровна Петренко и замглавы администрации Рассветовского сельского поселения Наталья Витальевна Ольховатова. Поздравили, вручили грамоту, большой букет роз…
Раз уж торжество не планировалось, то и поздравления – в рабочем порядке. Вот как соберутся летом! Они-то, Сорокины, все друг друга знают, а для читателей попробуем рассказать хотя бы о тех, кто живет в родительском доме сегодня. Начинаем считать: 12 школьников с 1 по 9 класс, трое внуков, плюс мама. Плюс студенты: Саша (поступил минувшим летом в ДГТУ, сейчас решается вопрос о переводе его на бюджетное отделение), Миша, тоже студент ДГТУ, но заочник, недавно получил квартиру в Аксае. Там же, в городе, живет Женя, купил небольшой участок земли, хочет заниматься предпринимательством, опыт есть. В Ростове живет с большой семьей, тоже приемной, старшая дочь Аня, они с мужем тоже воспитали больше десяти детей…
Сидим с Татьяной Васильевной в «кабинете», беседуем. Тут у нее запасы продуктов, одежда, полки и папки с документами, фотографиями, видеокассетами, а на них – моменты награждения приемной семьи многочисленными грамотами, премиями, орденами. Вот только самые значимые: орден «За дела милосердия», получен в ноябре 1997 года из рук Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II; Президентскую премию в области образования, где от Ростовской области Татьяна Васильевна Сорокина была одна, вручили ей ноябре 2005 года в Доме Правительства в Москве.
Но, конечно, самые дорогие подарки для мамы – что-то сделанное детскими руками. Вот как этот шар с красивой надписью, подаренный ей мальчишками в День матери… Разве бывает еще большее счастье?
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!