Земля горела под ногами
Новость в рубрике: Защита Отечества
У нас в Аксае, на улице Гулаева, есть памятник «Переправа». Когда он открывался в торжественной обстановке в 1975 году, здесь были и очевидцы боев за станицу Аксайскую. Приезжал в Аксай народный артист СССР Владимир Этуш. В июле 1942 года он, 18-летний, был назначен комендантом переправы и в течение суток обеспечивал движение наших войск в южном направлении.
«Как я могу забыть тот день? – вспоминал он. – Я здесь чудом не погиб от грузовика, на котором мы приехали: после взрыва ничего не осталось, а мы только что из него вышли… Над Аксаем появляется группа «мессеров». Они спустились так, что их можно было сшибать гранатой. Навстречу нам взвились серии ракет. Но переправа наша, и переправа идет…».
Эту переправу охраняли от немецких самолетов и аксайчане – славные зенитчицы Валентина Помникова, Любовь Богучарская, а также Женя Байгушев, Иван Андреевич Рыдлевский…
7-я батарея 3-го дивизиона 485-го зенитного полка при обороне моста через Дон сбила пять «юнкерсов». Ее командиром был Борис Дмитриевич Яловкин, замполитрук – Т.Я. Зиборова. В 1975 году Т.Я. Зиборова и Б.Д. Яловкин стали Почетными гражданами Аксая.
В воздушных боях над станицей Аксайской принимал участие и легендарный летчик, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин. В его дневниках есть несколько упоминаний о боях за Аксай. Вот одно из них: «Мы вылетели на штурмовку вражеских войск, переправляющихся через Дон восточнее Ростова у станицы Семикаракорской. Но до цели дойти не удалось, на пути встретилась группа бомбардировщиков «Ю-88», которая в сопровождении «мессеров» шла бомбить наши переправы через Дон у станицы Аксайской. Израсходовав в бою с противником боеприпасы, мы возвратились домой. Пришлось повторить вылет».
Выдержки из воспоминаний участницы боев за переправу замполитрука 7-й батареи Т.Я. Зи-боровой:
«С мая 1942 года начались систематические налеты фашистских стервятников на переправу, которую было доверено охранять нашей 7-й батарее. Практически май, июнь и особенно июль до 24-числа наша батарея находилась в непрерывных боях. Сначала налеты противника были не каждый день, а затем беспрерывно – и днем, и ночью. Мы не думали о сне и отдыхе, а часто и о еде, чтобы отстаивать доверенный рубеж, и несмотря ни на что наша батарея справлялась с задачей, поставленной командованием. Вскоре по Аксайской переправе пошли наши войска, люди и техника непрерывным потоком, ночью и днем. Нам пришлось вести непрерывный огонь.
Аксайская переправа стояла невредимой назло врагам. Значение этой переправы было очень большое для нашего фронта, а впоследствии и других фронтов и соединений в трудные дни временного отступления наших войск.
Как проходили бои? Это было как раз перед уходом наших войск из г. Ростова. С утра, иногда на небольшой высоте, проходила группа вражеских самолетов «Хенкель-III» и бомбила переправу и батарею не более пяти раз, а затем, или сразу, или после «хенкелей», появилась группа «Юнкерсов-87 и -88». Группами от 30 до 40 штук они разделились: одни пикировали прямо на нашу батарею, а другие – на переправу. Шквал бомбовых разрывов оглушал, казалось, все вокруг охвачено огромным пожаром, но бойцы не покидали своих боевых мест, бой батарея вела беспрерывно. Бомбы рвались, пушки били по противнику, порой было столько общего огня от разрывов снарядов и бомб, что нам казалось, что горит под нами земля… Несмотря на такие налеты, врагу не удалось вывести из строя ни мост, ни батарею, главное было сохранить переправу, что чувствовал каждый из нас всем сердцем».
В результате боев летом 1942 года примерно в течение полутора месяцев было сбито восемь самолетов противника.
Н.В. Леденев, подъесаул ВКО ВВД
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!