Разгуляйся, казак! Веселись!
Новость в рубрике: Избранное, КультураКакие увеселения и забавы были у донских казаков в XVII – XIX веках? Военная организация донских казаков оказала огромное влияние на повседневный уклад их жизни, быт, культуру, праздники, фольклор. Праздники донских казаков, увеселения, забавы имели ярко выраженный военизированный характер. Жизнь на степных просторах, полная опасностей и боевых тревог, формировала особых людей, «с детских лет связанных профессионально с военным делом, воинов по рождению и воспитанию».
С самого раннего детства казачат готовили к военной службе. Любимыми занятиями их были: стрельба из лука, в пять лет они уже вовсю скакали на лошадях, в десять лет им ставили руку на владение шашкой, лили струю воды, и они должны были рубить ее так, чтобы не было брызг, и когда достигался такой эффект, считалось, что рука поставлена.
Главными развлечениями на праздниках были соревнования в стрельбе из лука или ружья. Устраивались скачки и кулачные бои, где казаки демонстрировали свое искусство езды на лошадях, показывали джигитовку. Джигитовка – скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, такие как: стрельба с коня и рубка чучел, поднятие предметов с земли, подъем пешего на коня, скачка стоя, скачка вниз головою, скачка сидя задом наперед, перелизание на полном карьере под брюхом лошади с одной стороны, чтобы сесть на седло с другой стороны и так далее. Цель джигитовки состояла в развитии в казаке смелости и ловкости.
Увлекались донцы и борьбой. Для этого обычно все собирались в круг, в центр которого вводили двух могучих борцов, у которых все тело было намазано жиром. Поединщики придирчиво осматривали друг друга, сходились и расходились, примеряясь, как удобнее схватить соперника. Публика, стоявшая кругом, подбадривала их. Руки борцов скользили по телам, они упирались ногами в землю, жали друг друга. Наконец, один из борцов, изловчившись, бросал другого на землю. Победить противника – значит положить его на лопатки.
Одной из любимых забав казаков являлась стрельба по плывущей мишени, которую ставили на поплавок и пускали по течению Дона. Победителем считался тот, кто сбивал мишень.
Много было конных игр. Казак, ведя коня на полном галопе, пробрасывает пику (длина 3 м 28 см) сквозь свободно висящее кольцо. Побеждает тот, у кого пика пролетит сквозь кольцо и подвязанный к кольцу бубенчик не зазвенит.
Соревновались казаки и в преодолении водной преграды. Группа казаков в полной амуниции мчалась на лошадях к реке. Бросившись в воду, на конях переплывали на противоположный берег. Победителем становился тот, кто первым выходил на противоположный берег. Одной из любимых с древнейших времен у казаков была игра в бабки, или кости (лодыжки). При игре развивалась такая меткость в бросании плоских округленных или квадратных камешков в поставленные в ряд лодыжки, что казаки могли ими убивать и птиц, и зайцев на значительном расстоянии.
Любимой забавой пастухов считалась дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок подхлестывали кнутами. Условия были самыми различными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту или наперегонки. Особые мастера ухитрялись подбрасывать кубарь высоко в воздухе или попадать им в цель за много метров.
Бывали командные соревнования, когда сшибали дзиги противников. Несмотря на то, что взрослые считали «гонять кубарь» пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, обучало владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.
Стрельба в цель была любимым занятием. Эти упражнения развивали меткость. Некоторые казаки могли на значительном расстоянии выбивать пулей из рук монету, зажатую между пальцами, не задев руки.
Эти игры, где необходима была отвага, крепкие руки и сильные ноги, подготавливали казака к его будущей нелегкой жизни.
Мысль о делах военных была любимой у многих казаков. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший, и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.
К забавам ХVII – ХVIII вв. можно отнести и охоту, которую устраивал атаман. По его приглашению отличные наездники собирались в заранее определенном месте. Троекратный ружейный выстрел был знаком к началу охоты. Толпы всадников с криками начинали носиться в разных направлениях, поднимая зверя. В те времена в донской степи водились вепри, волки, зайцы, олени, козы, лисы и другая живность. Каждому хотелось завалить вепря, лося или хотя бы убить козу или зайца. Охота обычно заканчивалась удачно, домой казаки возвращались с добычей. В таких охотах казачья молодежь училась смелости, отваге, совершенствуя зоркость глаз, чуткость уха.
«Кулачки» – состязания в рукопашном бое, были весьма популярны в казачьих станицах. Кулачные бои в XVIII в. были явлением общественной жизни, политики, в высоком понимании этого слова, обеспечивали подлинное равенство граждан. Раз в год казаки бились в кровь, калечили или даже убивали тех, кого считали мерзавцами. Чем больше людей считали тебя мерзавцем, тем меньше шансов было у тебя уцелеть в побоище. Нечестность с согражданами обходилась дорого, порой в собственную жизнь или жизнь близких.
Главные бои проходили где-то через месяц после ежегодных на Новый год перевыборов станичных атаманов, их помощников и судей. Среди казаков были личности, неудовлетворенные выборами. Кулачные бои давали возможность набить физиономию оппонентам (или напротив, схлопотать от них). Тем самым снималось напряжение.
Военные элементы входили также и в свадебные обряды донских казаков.
Но жизнь донцов менялась от века к веку, менялись и увеселения казаков. Уже к концу ХIХ – началу ХХ вв. станицы хотят жить по-городскому. Поэтому постепенно деревенские игры заменяются городскими.
Устраивались и вечеринки, где собирались только казаки. Главное отличие казачьей вечеринки состояла в том, что музыканты играли бесплатно, только за угощение.
Весело отдыхали казаки. Праздников было много: престольные, православные, семейные: именины, крестины, свадьбы. Они являлись частью казачьего быта.
Одним из любимых праздников на Дону была Масленица. На Дону празднование Масленицы носило ярко выраженный военизированный характер. Главным событием Масленицы являлись скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. Молодежь в такие дни практически не выходила из конюшен, недосыпая ночей, готовя своих коней к соревнованиям. С наступлением первого дня Масленицы со всего Черкасского городка собирались к назначенному месту наездники на выхоленных лошадях, украшенных дорогой сбруей. Зрители приходили пешком и приезжали на санях и нарядных возках с жаровнями внутри для обогрева.
В поле, на открытом месте, устанавливалась мишень в виде большого пучка камыша. Первый всадник на скаку должен был выстрелом из ружья зажечь камыш. Следующий, держась за гриву коня, делал выстрел из пистолета по мишени. Другие конники вслед за ним прыгали уже через пылающий костер. Такие скачки продолжались до вечера, и казаки успевали поменять за это время несколько снопов камыша и лошадей.
Во время Масленицы во многих станицах сооружали снежные городки – царство зимы – с высокими башнями и стенами, для прочности облитых водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались «штурмом» в последний день праздника. Участники делились при этом на две группы: одна защищала городок, другая нападала на него. В некоторых станицах городки защищали девушки, используя длинные палки и стоя на скамейках, а нападали парни. Взяв город, парни получали право перецеловать всех девушек, защищавших его.
Активное участие в праздновании Масленицы принимали дети, устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушечек.
Во время значимых и крупных мероприятий на Дону также устраивались скачки, джигитовки. Первая Черкасская ярмарка была устроена атаманом Платовым в 1802 году на реке Варгунке, по-над Булавинским шляхом, проходившим мимо Аннинской крепости на Маныч. В честь этого события состоялись грандиозные скачки, победители которых получили серебряные кубки, стаканы, сбрую, седла, ткани. После появилась пословица «Подарунки дарят на Варгунке!». Вечером того же дня на Рамазановом озере был сожжен фейерверк, а вся ярмарка освещалась бочками с горящей смолой.
При закладке Новочеркасска в 1805 году были устроены скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади, участвовало 500 всадников. Победитель получил коня со всей сбруей, пришедший вторым – несколько аршин сукна и парчи, третий – сафьян и стремена.
Общеказачьими были войсковые и полковые праздники. У донских казаков войсковой праздник отмечался 17 октября. Праздничные церемонии имели ярко выраженный военизированный характер: все казаки одевались в парадную форму, происходил вынос реликвий, оружия, знамен. Воинские понятия верности и чести, гордость своим казачьим званием, дисциплина в быту являлись неотъемлемыми частями самосознания каждого казака.
Воинским духом была проникнута вся культура донских казаков. Военная служба, которая была главным делом всей жизни казака, повлияла на быт донских казаков, их обряды, праздники, увеселения и забавы.
В начале ХХ века среди молодежи популярными становятся балы – молодежные вечера. Обычно для таких балов снимали просторную комнату, договариваясь с ее хозяйкой об оплате. На балы шли только по приглашениям, которые могли быть устными или письменными. Устраивали игры, танцы. Из музыкальных инструментов, сопровождавших балы, были гармонь, скрипка, бубен. Музыканты начинали играть танцы. Чаще других танцевали «барыню», вальс, «парочку». Это что-то вроде «русской». Кавалер выходит на середину комнаты и кланяется сидящей с краю девушке. Потанцевав две – три минуты, дама садится на место, а кавалер приглашает следующую. И до тех пор, пока кавалер не перетанцует со всеми гостями, а их бывало до 50 и более. Пот катится с него градом, но он не терял духа.
Танцевали танец, который назывался «костолом». Он требовал большого искусства, так как в нем кавалер, не выпуская приподнятой руки своей дамы, проходил под этой рукой и целовал даму в губы.
Натанцевавшись до изнеможения, начинают «ходить по песням». Играли также в чехарду, краски, цыгана.
Устраивались и офицерские вечера, которые отличались тем, что приглашенными в основном были купцы, писари, урядники, мастера с женами и дочерьми. Кавалеры всегда являлись в мундирах. На таких вечерах танцевали польки, вальс, мазурки, кадрили.
Г.Д. Астапенко, краевед, член Союза журналистов России
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!