Честным пирком, да за свадебку!
Новость в рубрике: Избранное, Молодежь, Религия, СемьяВременем формирования свадебного обряда принято считать XIII – XIV века. При всей вариативности обряда его общая структура одинакова и включает сватовство, смотрины, помолвку, вытие, девичник или мальчишник, свадебный поезд, свадебный выкуп, венчание, гулянье, свадебный пир. Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа.
Начальник отдела ЗАГС Администрации Аксайского района Е.А. Ягольник:
– В августе и сентябре традиционно мы регистрируем самое большое количество браков. В этом году за восемь месяцев в районе было создано 350 семей, к концу сентября эта цифра увеличится на 100. Аксайские влюбленные, наверное, как и во всем мире, очень любят назначать день свадьбы в определенные даты. В этом году 19.09.19, в четверг, мы проведем День торжественных регистраций, поскольку сразу 20 пар изъявили желание создать семью в этот день.
Сватали обычно родственники жениха – отец, брат, реже мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовал сговор родителей жениха и невесты. Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садился под матицу потолочная балка или бревно, являющаяся перекрытием и основой для крыши и стропильной системы), а в Вологодской он должен был погреметь печной заслонкой. Часто сват произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты.
Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.
Через несколько дней родители невесты (либо родные, если невеста сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому ее родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра родители невесты отказывали жениху. Если после осмотра родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. После только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).
Как правило, «сговор» проводился примерно через две недели после сватовства, в доме невесты. На него обычно собирались родственники и друзья семьи, жители деревни, так как день «сговора» был определен после осмотра хозяйства жениха, а за несколько суток до самого «сговора» эта новость распространялась по всему селению. Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами.
После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой, решали прочие важные моменты. Жених делал невесте свой первый подарок – часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала свое согласие стать его супругой.
Церковное воззрение в древней Руси освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость, но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчании.
Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда – до двух недель). В это время готовилось приданое, в которое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца. На «неделе» жених должен был приехать с подарками.
Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован, но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.
На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») – расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Это символизировало окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождалось «прощаньем с красной красотой» – лентой, вплетенной в косу девушки.
Девичник был важным элементом этих приготовлений и прощания с родным домом и мог продолжаться от недели до двух недель. У невесты собирались около 15 «шитниц» и «девишниц», которые вместе шили до вечера, пели прощальные песни, причитания. Вечером их навещал жених с привезенным им ларцом с лакомствами и перстнями, румянами, зеркальцем, мылом, гребешком и другими подарками. Невеста же в ответ угощала чаем жениха и парней.
Дружка (или дружко) – один из главнейших участников свадьбы. Хотя все участники обряда замечательно знают его, дружка в определенной мере руководит обрядовыми действиями и должен знать свадебные традиции от и до. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов. Обычно дружка – родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут – вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо. В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но все равно один из них главенствует над другими.
Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляли свадебный поезд. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и тому подобное. Выкупать может как сам жених, так и дружка.
Иногда имел место обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать ее еще раз. Эти традиции до сих пор соблюдаются в некоторых регионах. Перед женихом сажают нескольких женщин, накрывают покрывалом, из-под которого видны только ступни представительниц прекрасного пола. Суженый должен узнать ножку своей невесты. Выводят и другую женщину, правда, платком ее уже не накрывают.
Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Благословляют и сейчас. После того, как молодые были повенчаны, девушке заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.
После венца жених везет невесту в свой дом, где их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими.
Сохранившимся с древнейших времен элементом бракосочетания является соединение рук молодых (часто на хлебе) и его вариант усаживания молодых на почетное место и их покрывание одним платком. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте.
Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Начинается свадебный пир. Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.
На второй день свадьбы проверяли характер и хозяйственность молодой. Она кланялась, подносила чарку и подарок каждому родственнику по старшинству, отвечала на вопросы (как зовут, из какой семьи). Затем молодая пекла оладушки, показывала привезенное приданое, демонстрировала ткацкие или прядильные способности. В игровой форме проверяли учтивость, послушание и терпеливость молодой: просили подмести пол, а сами подбрасывали мусор и монетки, которые ей следовало собрать и отдать свёкру или свекрови с вопросом – не теряли ли они этого. Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя ведрами на коромысле.
Вечером возобновлялось застолье для родственников жениха и невесты, а также приглашенных дальних родственников и соседей. Гости приходили со своими угощениями, которые расставляли на столе. Молодые садились на почетное место под иконы и получали подарки и пожелания на счастливую жизнь. Пиром руководили дружка и тысяцкий, которые нахваливали молодых и всех собравшихся.
Третий и последний день свадьбы подразумевал взаимные визиты родственников молодоженов для более тесного их знакомства. Гостей встречали хлебом-солью, старались хорошо угостить, устраивали игры, пляски, шутки ряженых.
Современные свадьбы регистрируются в ЗАГСе или во Дворце бракосочетаний государственными служащими в зале под марш Мендельсона в собрании приглашенных гостей. Все чаще и чаще молодые связывают себя узами брака не только на земле, но и на небе, выбирая венчание. Практика сватовства к настоящему моменту практически утрачена. К свадьбе готовят кольца, которые надевают во время церемонии бракосочетания.
После церемонии регистрации брака жених и невеста считаются молодоженами. Они принимают поздравления, пьют шампанское и нередко бьют бокалы на счастье. При выходе с места церемонии молодоженам кидают под ноги монеты, а новоиспеченная жена выбрасывает букет невесты. Нередко гости крадут жену прямо во время свадебного гулянья, а супруг выкупает свою суженую.
После молодожены устраивают фотосессию для свадебного фотоальбома. А вечером их ждет праздничный банкет. Застолье сопровождается периодическими возгласами «Горько!». Современная свадьба не обходится без красивого многоярусного свадебного торта, которым жених и невеста угощают гостей в финале застолья.
Анна СЕМЕНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!