Павшие живут, пока их помнят!
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, Защита Отечества, ИзбранноеПоисковая работа в грушевской продолжается и поныне. Итоги большой исследовательской работы юных краеведов грушевских школ нашли свое отражение в многочисленных альбомах, фотоматериалах. И эту работу продолжают их последователи и сегодня. Школьные музеи пополняются новыми материалами.
«Пока отец воевал, мы с мамой и младшим братишкой жили в поселке Хотунок,– вспоминает старожил станицы Грушевской Петр Герасимович Фоменко. – Помню, летом 1942 года несколько дней не смолкала перестрелка. Фашисты наступали с севера, со стороны города Шахты. Дальнобойные орудия обстреливали железную дорогу, Новочеркасск, а с неба бомбила авиация…
Было страшно. Во время бомбежек мы прятались в подвале у соседки, бабы Кати Мажаровой. Однажды в подвал вбежала молодая женщина в военной форме с винтовкой в руках. Мы смотрели на нее, затаив дыхание. Она долго, ожесточенно возилась с заклинившим затвором винтовки, а устранив неисправность, взглянула на кучку перепуганных детей и женщин и уверенно сказала: «Ничего не бойтесь, победа будет за нами».
Как-то утром в дом вбежала бабя Катя: «Немцы!» – выдохнула с ужасом. Вскоре во двор въехал немецкий грузовик с солдатами. Офицер что-то кричал, видимо, давал указания, а мы с мамой и братом стояли в стороне и с тоской смотрели, как фашисты забирают нашу живность. Увели корову, пытались забрать свинью, но она так визжала и пыталась вырваться, что ее пристрелили. Перебили всех кур, забрали овощи с огорода. Остались мы ни с чем, а припасы круп, муки, картошки быстро кончились. Чтобы выжить, взрослым приходилось ходить по ближайшим селам и хуторам, менять на еду вещи, которые еще оставались. Мы с братом сидели в доме взаперти, голодные».
Далее Петр Герасимович рассказывает, как однажды женщин, которых немцы заставляли рыть окопы, посадили в подвал и хотели затопить его водой. Хорошо, что кран оказался неисправным, пока искали причину поломки, женщины успели убежать. В другой раз Петя случайно увидел, как немецкий офицер чистит свой пистолет, а когда он отвлекся, мальчишка схватил оружие и принес домой. Хорошо, мама вовремя обнаружила пистолет и успела его выбросить. И как раз вовремя, иначе рассвирепевший немецкий офицер неизвестно что бы мог сделать…
«На следующее утро,– продолжает Петр Герасимович,– соседка баба Катя пришла с радостной вестью: немцы отступили, и в Новочеркасск вошли наши войска. Это был настоящий праздник! Забыв про голод и холод, люди вышли на улицы, плакали и смеялись от счастья…»
Юные краеведы-грушевцы провели большую исследовательскую работу. По просьбе редакции бывшая тогда руководителем экспедиционного отряда учащихся 6 «А» класса Грушевской восьмилетней школы № 20 Анна Ивановна Чайченкова прислала нам фотокопии отдельных страниц краеведческого альбома, где собраны материалы 1971 – 1972 годов. Добавим, что пионерский отряд носил имя пионера-героя Вити Черевичкина. Листаем страницы этого альбома.
«Второго октября 1970 года отряду вручено экспедиционное удостоверение с заданием: разыскать родственников погибших воинов, похороненных здесь. Их 59, но фактически известны далеко не все. Братская могила установлена в 1952 году, а до этого воины были захоронены в разных местах. Памятник же на братской могиле был установлен в 1959 году». Ребята встретились с бывшим председателем сельского совета И.Е. Бураковым, писали на радио в передачу «Найти чело-века», но ответа не получили. Тогда стали писать письма в редакции газет: «Комсомольская правда», «Правда», «Известия», «Советская Россия». Но и таким образом ничего нового не узнали.
Наконец через краеведов Аксайской второй школы нашли одного из защитников района, Виктора Михайловича Дацко, он жил тогда в Ростове, установили с ним связь. Видимо, кто-то из взрослых подсказал ребятам, что все сведения о воинских соединениях, принимавших участие в освобождении, можно узнать в сельском совете. Вот они.
«2-я Гвардейская армия, командующий – генерал-лейтенант Крейзер Я.Г., член военного совета генерал-майор Субботин, начальник штаба армии – генерал-майор Бирюзов С.С. 1-й Гвардейский стрелковый корпус – генерал-майор Мисан Иван Ильич, 13-й Гвардейский стрелковый корпус – генерал-майор Чанчибадзе Парфирий Георгиевич, 2-й Гвардейский механизированный корпус – генерал-майор Свиридов К.В., 5-я Гвардейская механизированная колонна – генерал-майор Богданов Семен Ильич, 33-я Гвардейская стрелковая дивизия – генерал-майор Утвенко Александр Иванович, 24-я Гвардейская стрелковая дивизия – генерал-майор Кошевой Петр Кириллович, 98-я стрелковая дивизия – полковник Серегин Иван Федотович, 49-я Гвардейская стрелковая дивизия – генерал-майор Подшивайлов Денис Протасович, 3-я Гвардейская стрелковая дивизия – генерал-майор Цаликов Кантемир Александрович, 387-я Гвардейская стрелковая дивизия – полковник Макарьев, 300-я стрелковая дивизия – полковник Афонин Иван Михайлович».
«Эти данные можно использовать как документ исторического музея краеведения Великой Отечественной войны», – свидетельствует начальник военно-учетного стола Грушевского сельского Совета И. Погорелов».
Казалось бы, это уже что-то. Но нужны были конкретные имена. Тогда ребята обратились в недавно открывшийся музей райвоенкомата, оттуда им посоветовали написать в г. Подольск, в Центральный Государственный архив Советской Армии.
Много материалов в школьном альбоме. Вот зарисовка:
«В ночь на 13 февраля 1943 года 2-я Гвардейская армия под командованием генерал-майора Субботина вела бой за освобождение станицы Грушевской. Горстка храбрецов заняла оборону. Их было 9 человек, вооруженных автоматами, гранатами и двумя пулеметами «Максим». Шел бой за мост. Наши бойцы заложили на противоположном конце моста взрывчатку, а шнур протянули под ним. Утром фашисты пошли в атаку, которая была отбита красноармейцами дорогой ценой: четверо убито и двое ранено.
До 11 часов отражали яростные атаки «Максимы». Но и наши воины не раз были обстреляны минами. К полудню в живых осталось только двое – Никита Золошков и Федор Дроздов. Оба были ранены. Но вот вдали, перемешиваясь с рокотом мотоциклов, прокатилось многоголосое «Ура!». Шло подкрепление. Пулемет товарища замолчал. Рядовой Дроздов обернулся и услышал последние слова Золошкова:
– Федя, крути.
Ликующие немцы бежали на мост.
– Теперь пора.
Нажим рукоятки – и оглушительный взрыв потряс округу.
– Смерть гадам!
Не скрывая радости, Дроз- дов высунулся из укрытия и был сражен пулей.
Прорвавшемуся подкреплению предстала картина бессмертного подвига: группа погибших героев и много трупов фашистов, не сумевших убрать со своего пути горстку отважных сынов Отчизны».
…В семидесятые годы краеведы нашли и списались с сыном Афанасия Григорьевича Субботина и его родственниками. Завязали переписку с сыновьями Федора Ефимовича Дроздова. В 1971 году В.М. Дацко приглашал школьников в Новочеркасск, на слет ветеранов 87-й СД.
В альбоме – ксерокопии писем, фотографий. Из города Новохоперска написала сестра погибшего защитника А.М. Хорунжего Екатерина Михайловна. Письмо большое, подробное. Вот цитата: «Он говорил: как хочется дожить до окончания войны и посмотреть, какая потом будет жизнь, после такой войны». Он не дожил, погиб в 1943-м под Ростовом…
Есть в альбоме фотоснимки, как приезжали в Грушевскую сыновья Федора Ефимовича Дроздова, другие фото.
«Наша картотека» – неполный перечень имен погибших освободителей. Тут имена Петра Николаевича Сметанина, Никиты Федоровича Золошкова, Александра Михайловича Хорунжего – они погибли и похоронены в Грушевской, Егор Романович Мазуров, Николай Васильевич Ермолаев погибли в Камышевахе.
Грушевцы прислали нам и фотографии. Вот большая группа людей возле школы, подпись гласит: «1975 год.
Встреча учащихся Грушевской средней школы с родственниками освободителей». На втором фото – памятник героям в Грушевской. К нему идут взрослые и дети – в Дни воинской славы и в день освобождения станицы, несут цветы и венки, вспоминают, рассказывают…
Одни поколения сменяют другие, но память – живет! В 2018 году в редакции нашей газеты раздался телефонный звонок с Урала. Сергей Викторович Анненков, руководитель автопробега по местам боевой славы 3-й Гвардейской ордена Кутузова Волновахской стрелковой дивизии, сообщал, что совет ветеранов дивизии собирается по пути из Свердловска, где дивизия была создана в 1941 году, в Севастополь, который она освобождала 9 мая 1944 года, заехать в Аксайский район. Уральцы были у нас совсем недолго, из Аксая отправились в Новочеркасск.
В год 75-летия Великой Победы уральцы планируют совершить следующий поход по местам боев. Организатор и руководитель автопробега Сергей Анненков подал заявку на получение гранта, собирает документы. Если они приедут к нам, мы обязательно свозим их в Мишкинскую, в Грушевскую. Павшие живут, пока их помнят! И к этому нечего добавить.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!