Успехов добивается тот, кто всегда идет вперед
Новость в рубрике: Избранное, Развитие спорта, Спорт в лицах, Спортивные новостиСтепан Смагин – заслуженный мастер спорта по плаванию, паралимпиец, трехкратный чемпион мира, многократный чемпион и рекордсмен России и Европы, финалист паралимпийских игр в Лондоне 2012 года. «Это смешно звучит, но я не знаю, как я учу детей плавать. Но есть мнение, что у меня это получается», – с улыбкой рассказывает мне о своей нынешней миссии Степан Сергеевич Смагин.
– Спорт дал мне в жизни все: и возможность путешествовать, и важные знакомства и связи, и новые знания. Все это благодаря спорту. Любой профессиональный спорт нацелен на достижение высших спортивных результатов потом и кровью, превозмогая боль, лишь бы показать свой максимум. Но если мы берем плавание как оздоровительную процедуру или как массовый спорт, или как детский спорт, то тут не много травмирующих факторов. Плавание – это отличный вид спорта для физического развития и поддержки иммунитета, нетравмоопасный, если мы не берем в расчет профессиональный спорт. Ограничений для занятий плаванием мизерное количество, меньше, чем для любой другой физической активности. Но это и очень сложный координационный вид спорта, в котором задействовано 96 процентов всех мышц организма. Чтобы уметь правильно плавать, правильно лежать на воде, дышать, двигаться, нужно учиться. Это то же самое, как маленький ребенок учится ходить. Важно начинать занятия плаванием под руководством опытного тренера, потому что есть несколько основных сложностей при занятии этим видом спорта, которые в повседневной жизни нам недоступны. Когда человек приходит в бассейн, не зная, что делать, по совету врача или кого-то из знакомых, и час плавает, у него может возникнуть гипертрофия шейного отдела позвоночника, гипертонус, может начать болеть шея и голова. Такое плавание никакой пользы, разумеется, не принесет, в этом случае возможно только усугубление всех болезней, которые у человека есть.
Вторая сложность связана с дыханием. В повседневной жизни вдох и выдох происходят за счет атмосферного давления. В воде же мы находимся под давлением воды, и, чтобы наполнить легкие кислородом, нужно принудительно сделать вдох, чтобы работала грудная клетка, работали межреберные мышцы. Выдох, соответственно, нужно стараться делать в воду, а для этого нужно опускать голову, чтобы было ровное положение тела. Поэтому выдох тоже должен быть сделан с усилием, для этого нужно напрягать мышцы. Это очень полезно для астматиков, потому что легкие и межреберные мышцы работают, грудная клетка напрягается.
В плавании нет осевой нагрузки на позвоночник, нет нагрузки на суставы, потому что человек практически находится в невесомости. Вода в 700 раз плотнее, чем воздух, поэтому тело в воде весит всего третью часть от реальной его массы. Поэтому все движения в плавании более мягкие, они нацелены на гибкость, на развитие подвижности суставов, на развитие сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, нервной системы. Успокоение – только один из множества полезных факторов, на которые оказывает влияние плавание, – с видимым удовольствием и знанием дела продолжает рассказывать Степан о своем любимом виде спорта.
Да, теперь он профессионально занимается тренерской деятельностью и подходит к своему делу очень серьезно и обстоятельно.
– Я веду тренерскую деятельность с 2013 года. В 2012 году я переехал в Уфу, чтобы готовиться к Паралимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро под руководством старшего тренера сборной России Игоря Львовича Тверякова. Тогда-то мне и дали одну спортивную группу деток. Мне, конечно, помогали, что-то я брал из опыта своих коллег, что-то сам придумывал, всегда вел спортивные дневники. Все эти годы я тренирую, даже будучи профессиональным спортсменом, выигрывая чемпионаты мира и Европы.
Сейчас у меня порядка сорока ребят, которых я тренирую в спортивных группах, плюс десять в группе спортивной реабилитации. Дети в моих группах все культурные, все воспитанные. Я считаю, что дисциплина – это очень важно. Это и безопасность, и повышенный уровень обучаемости. Если дети делают, что хотят, и ты не можешь их собрать, хороших результатов не будет. Все должны слушать тренера и выполнять его задания.
В самом словосочетании «физическая культура» заложено то, что спортсмен должен быть культурным и развитым человеком. Поэтому все мои воспитанники умеют строиться, рассчитываться, перестраиваться, выполнять различные упражнения. Мы занимаемся три раза в неделю: два занятия в бассейне, а третье длится дольше, потому что мы занимаемся не только на воде, но и в зале общей физической подготовкой. Только на воде невозможно привить все навыки и обучить всему, что должен знать пловец. Но этого мало, чтобы вырастить из юного спортсмена суперпрофессионала. Нужно заниматься и дома. Таким образом можно подготовиться и к сдаче комплекса ГТО.
Учить кого-то – это прекрасно, это очень интересно. Ты много познаешь сам, дети видят в тебе друга. Я частенько залезаю с деть- ми в воду, плаваю с ними, показываю им какие-то элементы, выполняю с ними разминку на бортике, играю в спортивные игры, шучу с ними.
Слушая эти слова, становиться совершенно ясно, почему Степан успешен не только как спортсмен-профессионал, но и как настав- ник. Разве можно не стремиться на занятия к такому тренеру?
Скорее всего, тренерская карьера Степана складывается так успешно, в том числе и потому, что ему самому когда-то повезло с тренером.
– С семи до девяти лет я занимался акробатическим рок-н-роллом вместе со своей двоюродной сестрой Дарьей. И даже ездил на соревнования в Москву. Но папа считал, что рок-н-ролл – это не мужской вид спорта. Тогда маме посоветовали отдать меня в бассейн. А вот плавание – мой вид спорта. Поэтому и занимался я с удовольствием, и давалось мне все довольно легко. Много лет подряд я вставал в 5-00 утра, ездил из Аксая в Ростов в бассейн «Коралл». Вначале меня провожала бабушка, потом уже ездил один. У меня было две тренировки в день: одна в семь утра, другая в 16-00 часов. Я не заставлял себя тренироваться, все как-то получалось само собой. Тренер у меня был отличный. Ее зовут Алла Олеговна Евдокимова. Тогда она только окончила университет и училась вместе с нами, а мы росли вместе с ней. Она набрала семилеток и занималась с ними уже три года, и я попал в эту группу. Воспитывала она нас по-честному, по-правильному. Ей было достаточно просто посмотреть, чтобы мы поняли, что делаем что-то не так. Многие из тех ребят стали мастерами спорта, призерами ЮФО, призерами России. Мы с ней проработали больше 15 лет и до сих пор сохраняем добрые отношения и поддерживаем связь.
Со временем я начал выигрывать соревнования районные, потом городские. Алла Олеговна говорила мне: «Все, что ты вчера выиграл, положи и забудь. Иди дальше». Так в 2007 году я поехал на чемпионат России, выиграл его и попал в сборную страны. Вот с той поры и началась совершенно другая жизнь – сборы, поездки, соревнования. И этой новой жизнью я обязан своим близким и Алле Олеговне.
Плавание – плаванием, победы – победами, но после окончания школы перед каждым выпускником встает выбор жизненного пути.
– Изначально я планировал поступать в строительный университет на прикладную информатику, даже ходил на подкурсы, но потом, попав в сборную, мне сказали выбирать: либо учеба, либо спорт. Я выбрал спорт. Первое образование я получил в Краснодарской Академии физической культуры и спорта, закончил ее с красным дипломом. Я считаю, что в двадцать лет остановиться в обучении – это ошибочно, ведь с возрастом меняется программа тренировок, меняется мировоззрение, становится понятно, что можно учиться и по-другому, поэтому я ре- шил получать второе образование.
Некоторые получают высшее образование, чтобы был диплом, некоторые получают образование, чтобы была специальность. Для меня это расширение кругозора, еще одно увлечение в моей жизни. После окончания школы я получил уже три высших образования. У меня есть цели в жизни, которые я стараюсь каждый раз ставить перед собой и достигать. Сейчас снова собираюсь ехать учиться в Сочи в Российский Олимпийский Международный университет по специальности «мастер спортивного администрирования, управленческие кадры в спорте».
Вот такое необычное увлечение у нашего чемпиона. И оно не единственное. Как человек неравнодушный, паралимпиец, Степан особое внимание уделяет людям с ограниченными возможностями здоровья. В сотрудничестве с администрацией города Аксая он организовал группу реабилитационного плавания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тренируя их, он берет за основу программу всеобуча, добавляет свою авторскую методику, свои педагогические наработки.
А что же такое этот всеобуч?
– Сейчас, по данным статистики, порядка 16 процентов детей умеют плавать, держаться на воде, так или иначе взаимодействовать с водной стихией. Вода окружает нас повсеместно: и в природе, и в быту. Поэтому, если мы не знаем технику безопасного поведения на воде, если мы не знаем, как дышать правильно, то, если человек упал, поскользнулся, набрал в рот воды и в этот момент рядом не оказалось никого, кто мог бы помочь, может случиться непоправимое, человек может захлебнуться. Травмоопасность на воде очень высока.
В Ростовской области уже на протяжении шести лет идет пилотный проект «Всеобуч по плаванию». Он действует только в трех регионах Российской Федерации. Сейчас он будет распространяться на 43 региона. Есть разработанная 12-часовая программа.
Спортивный клуб «Спартак» выиграл грант на обучение тренерских кадров, и я сотрудничаю с ним в плане разработки методического пособия. Это пособие призвано обеспечить людей, закончивших институт физической культуры, имеющих звание «Мастер спорта», определенными педагогическими основами и методическими рекомендациями, которые помогут им научить детей правильному и комфортному нахождению в воде, подружить ребят с водой, ведь многие изначально воды боятся. Нужно создать обучающие видео, фото, популяризирующие материалы. Они должны быть доступными, понятными, но в то же время грамотными и соответствующими всем ГОСТам.
Теперь структура обучения несколько изменится. Каждый тренер, который будет работать с детьми, должен быть аккредитован, должен пройти аттестацию, должен входить в реестр этой программы, чтобы минимизировать травматизм на воде. Все должно проходить качественно, грамотно, в соответствии с методикой, утвержденной вновь созданным комитетом. Будет создана большая структура в Госсовете Российской Федерации, ее подрядные организации в регионах. Они будут арендовать бассейны, контролировать потоки бюджетных средств. Все дети должны быть застрахованы, в бассейнах должен быть определенный перечень оборудования, обязательно должны быть соблюдены СанПИНы. Сейчас проект распространяется только на учеников начальной школы. В дальнейшем, возможно, в проект будут включены дети старшего школьного возраста, студенты, работающие граждане и пенсионеры. Эта программа будет расширяться и охватывать полный спектр граждан Российской Федерации. У меня уже есть некоторые наработки. Это статьи, которые я писал для различных журналов. Ирина Винер-Усма- нова сейчас работает над книгой для дошколят, целью которой является популяризация физической активности. В нее будут входить большой раздел по гимнастике, спортивные игры и плавание как жизненно важные навыки для ребенка. Материалы по плаванию писал я совместно с Федерацией плавания Ростовской области.
Сейчас запускается новая программа, национальный проект «Плавание для всех». За счет этого проекта планируется привить населению навыки правильно- го поведения на воде. Плавание еще в Древней Греции считалось одним из важнейших знаний и умений: философия, экономика и физическая культура, одним из элементов которой и было плавание. Потом значение физической культуры утратилось на долгое время. Сейчас же Российское государство нацелено на то, чтобы оздоровить нацию, поэтому плавание очень полезно для всех категорий граждан: для детей, для взрослых, для людей пожилого возраста», – с воодушевлением делится со мной Степан и продолжает:
– Я двадцать лет в спорте, и за это время я сделал спортивную карьеру, в сборной помогал вести некоторую документацию, был администратором команды, я знаком с тренерской деятельностью. Можно всю жизнь заниматься одним делом и быть профессионалом высокого класса, но я несколько другого склада. На одном месте мне становится скучно. На каждом этапе я стараюсь все изучить и делать дело хорошо, но потом мне хочется идти дальше, развиваться и делать что-то еще, – говорит наш знаменитый земляк. И добавить к этому нечего.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!