Современная школа: какая она?
Новость в рубрике: Администрация района, Избранное, ОбразованиеПриоритетная задача образования – не только дать знания, а что более важно – вложить в души детей нравственные ориентиры. «Муниципальная система образования как пространство образовательных возможностей в свете реализации национального проекта «Образование» – такова тема районной августовской конференции педагогических работников образования, которая состоялась 26 – 27 августа.
Открывая пленарное заседание, заместитель главы Администрации Аксайского района О.Н. Пушкина отметила, что в минувшем учебном году муниципальная система образования добилась значительных успехов.
– Расходы по отрасли «Образование» в бюджете Аксайского района ежегодно занимают около пятидесяти процентов от его объема. Ежегодно на нужды образования направляется более миллиарда рублей. Это красноречивое свидетельство наших приоритетов, – подчеркнула Ольга Николаевна.
Также она коснулась темы дошкольного образования в районе. Одной из главных целей является реализация права каждого ребенка на доступное и качественное дошкольное образование. В муниципальном образовании идет планомерная работа по увеличению количества мест в детских садах. С 2013 по 2020 год дополнительно введено более тысячи шестисот мест в дошкольных образовательных организациях.
– На 1 августа 2020 года удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляет 58 процентов, в возрасте от 3 до 7 лет по дате желаемого зачисления составляет 97 процентов от общего количества детей. В рамках национального проекта «Демография» (региональный проект «Содействие занятости женщин – доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»), с целью сокращения очередности в детские сады, в 2020 году на территории Аксайского района начато строительство трех детских садов: в г. Аксае на 220 мест, в п. Темерницком на 220 мест и в п. Янтарном на 60 мест.
На эти цели из областного и местного бюджетов выделено более 584,3 млн рублей. Окончание строительства и открытие этих детских садов запланировано на 2021 год.
В настоящее время готовится к открытию детский сад с плановой мощностью на 50 мест в п. Верхнетемерницком, расположенный на первом этаже многоквартирного дома в жилом комплексе «Спутник». В данном учреждении будут функционировать три группы кратковременного пребывания. Администрация Аксайского района особое внимание уделяет развитию негосударственных (частных) детских садов, в районе – четыре центра развития и три негосударственных детских сада, организованные индивидуальными предпринимателями, которые занимаются подготовкой детей к школе, а также присмотром и уходом за ними. Частные детские сады, в общей сложности, посещают 150 детей, – рассказала О.Н. Пушкина.
По-прежнему актуальной остается проблема обеспечения односменного режима обучения в школах района. Количество обучающихся с каждым годом растет, в 2020 году более четырех тысяч учеников из двенадцати школ будут вынуждены учиться во вторую смену.
– В целях обеспечения односменного режима обучения Аксайский район включен в программу «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 – 2025 годы», согласно которой в сентябре 2019 года была открыта средняя общеобразовательная школа на 600 мест в п. Янтарном.
Также в 2019 году была запроектирована школа в п. Темерницком на 1000 мест. На эти цели из резервного фонда средств областного и местного бюджетов выделено 17 млн рублей. Начало строительства школы запланировано на 2021 год.
С целью завершения строительства школы на 1 000 мест в г. Аксае в 2020 году выделено более 9 млн рублей из средств местного и областного бюджетов на корректировку проекта. Строительство продолжат в 2021 году. Срок сдачи объекта планируется к 1 сентября 2022 года, – отметила Ольга Николаевна.
Образовательные учреждения каждый год ведут подготовку к отопительному сезону. В этом направлении все идет по плану. Школы, детские сады прошли проверку готовности не только к началу учебного года, но и отопительному сезону. О.Н. Пушкина отметила, что большую помощь в подготовке образовательных учреждений к началу учебного года оказали главы поселений, депутаты и руководители предприятий района и родители. Заместитель главы Администрации Аксайского района поблагодарила их за неравнодушную позицию и поддержку районного образования.
Завершая свое выступление, О.Н. Пушкина поблагодарила работников образования за самоотверженный труд и достойное воспитание подрастающего поколения.
Начальник Управления образования Администрации Аксайского района А.К. Кучеренко отметил, что сегодня создание современного образовательного пространства – ключевая задача реализации национального проекта «Образование». А создание равных образовательных возможностей неразрывно связано с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов.
– На сегодняшний день во всех школах района создана современная информационно-образовательная среда и 100 процентов учащихся школ обеспечены современными учебниками к новому учебному году. Материально-технические условия созданы во всех школах района.
Эта работа лежит в русле выполнения поручений Президента по итогам заседания Госсовета, посвященного образованию, среди которых одно из главных – систематическое обновление содержания общего образования. В школах изучаются новые предметы – астрономия, родной язык и родная литература, литература и история Дона. В этом учебном году в 8 – 9 классах планируется обновление содержания курса «Технология». Поэтапная реализация новых предметов ставит перед нами приоритетные задачи: это профессиональная переподготовка кадров, обновление основной образовательной программы, выбор актуальных учебно-методических пособий и разработка современных рабочих программ. В этом направлении активно работают Аксайские средние школы № 1 и № 2, гимназия № 3, лицей № 1 г. Аксая, Ленинская, Рассветовская, Реконструкторская, Ольгинская и Большелогская средние школы.
В этом году федеральным Министерством планируется провести обновление содержания федеральных стандартов основного общего образования, что, в свою очередь, потребует решения новых управленческих и организационно-методических задач.
В рамках проекта «Современная школа» на базе школ области создаются центры образования цифрового и гуманитарного профилей, так называемые «Точки роста». За три года в девяти образовательных организациях района нам предстоит создать такие центры образования. В этом учебном году центры начали свою работу на базе четырех школ района – это Рассветовская и Большелогская средняя школы, Аксайская средняя школа № 4 и школа в поселке Янтарный.
В этих центрах ребята будут осваивать общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «ОБЖ», «Математика» и «Информатика». Также изменяется содержательная линия предметной области «Технология», в которую будут введены новые образовательные компетенции: 3D-моделирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства – при сохранении объема технологических дисциплин.
Приоритетными задачами центров являются предоставление равных образовательных возможностей для учащихся как города, так и села, а также стопроцентный охват обучающихся школы проектно-развивающей деятельностью и обеспечение не менее 70 процентов охвата контингента обучающихся дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства, – рассказал А.К. Кучеренко.
Ольга Николаевна Пушкина: образование Аксайского района находится в режиме динамичного развития. Наши основные задачи – повышение качества образования, в том числе за счет создания равных образовательных возможностей на базе школ, определяющих «Точки роста», создание надлежащих и безопасных условий пребывания детей в образовательной организации, ликвидация второй смены, ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации района, максимальный охват детей дополнительным образованием.
Педагоги активно принимают участие в различных конкурсах. В прошедшем учебном году 14 человек стали победителями и призерами региональных и всероссийских конкурсов педагогического мастерства. 284 педагога показали хорошие результаты в интернет-конкурсах. А.А. Кириленко, учитель гимназии № 3 г. Аксая, – победитель Всероссийского конкурса лучших учителей, в течение прошлого учебного года опубликовала 16 статей в сборниках всероссийского уровня. Активно публикуются в сборниках областного уровня и интернет-сообществах педагоги из Рассветовской средней школы, гимназии № 3, лицея, Ольгинской, Ленинской, Мишкинской и Боль-шелогской школ. Достижениями могут гордиться и образовательные учреждения. Так, гимназия № 3 и Верхнеподпольненская средняя школа стали лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные учреждения Российской Федерации». Рассветовская школа – лауреат-победитель Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2020». Центр профессиональной ориентации завоевал победу во Всероссийском конкурсе «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров – 2019».
Все больше внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения.
– Духовное становление личности – таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога. Новая Федеральная программа воспитания, в первую очередь, призвана содействовать формированию духовно-нравственных ценностей, поскольку приоритетная задача образования – не только дать знания, а что более важно – вложить в души детей нравственные ориентиры. С целью реализации новой воспитательной концепции в школах нам предстоит усилить воспитательную доминанту образования, провести корректировку школьных воспитательных программ, создать организационно-методические условия для работы классных руководителей и обеспечить, по поручению Президента, им достойную доплату, – отметил А.К. Кучеренко.
Огромное значение имеет раннее выявление и развитие способностей детей. Развитие дополнительного образования и ранней одаренности находит свое отражение в федеральном проекте «Успех каждого ребенка», который направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также создание условий для развития наставничества.
В системе образования Аксайского района осуществляют свою работу четыре муниципальных учреждения дополнительного образования. Более пяти тысяч детей района в возрасте от пяти до 18 лет занимаются спортом, музыкой, танцами, развивают интеллект и навыки технического творчества. Будущая задача: обеспечить охват системой дополнительного образования 80 процентов детей к 2024 году, а охват программами технической и естественнонаучной направленностями – до 25 процентов. Персонифицированное дополнительное образование – одна из составляющих федерального проекта «Успех каждого ребенка». А главным вектором развития системы должно стать повышение качества образовательных услуг, увеличение конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей. В настоящее время все учреждения дополнительного образования района входят в единый реестр Ростовской области, где в информационной системе «Навигатор» размещены дополнительные общеобразовательные программы. Благодаря этому любой ребенок может выбрать направление, соответствующее современным и своим собственным запросам.
Одаренные дети принимают участие в различных олимпиадах. В прошедшем учебном году в очных предметных олимпиадах и конкурсах приняли участие 1 200 учащихся, 213 из них стали победителями очных олимпиад, более шести тысяч ребят участвовали в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
В муниципальной предметной олимпиаде приняли участие 782 обучающихся, 29 учеников стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады. Призерами регионального этапа стали Екатерина Иванова и Владлен Шумейко из гимназии № 3, Ангелина Шалимова из Аксайской средней школы № 2. Учащиеся спортивных школ получили и подтвердили звание кандидатов в мастера спорта – Диана Богданова, Левон Саиян, Влада Арндт, Максим Шкоденко, Дмитрий Танасов и Валерия Беленцова. Порадовали своих педагогов особенные детки, которые приняли участие в творческих конкурсах – Никита Городов, Эдуард Стрельцов, Владимир Ижбулатов, Мария Шевцова, Ирина Кравчик.
Как отметил Андрей Константинович, в течение пяти лет Управление образования совместно с местным отделением партии «Единая Россия» проводит творческие конкурсы для юных художников, в этом году победителями стали Кира Нестеренко, Есения Воробьева и Ирина Беседина.
В копилку достижений Аксайского района добавились победы всероссийского уровня учащихся из Рассветовской школы. Дарья Контаренко стала победителем Южно-Российской олимпиады школьников «Архитектура и искусство», а и Александра Веткалова – Всероссийского конкурса «Здоровое будущее».
Ежегодно в районных и областных конкурсах и соревнованиях значительных успехов достигают учащиеся из Ленинской, Рассветовской, Аксайской средней школы № 2, гимназии № 3, лицея, Грушевской, Ольгинской и Октябрьской средних школ.
Часто ученики старших классов не могут определиться с выбором будущей профессии. В Аксайском районе существует уникальный проект, разработанный Центром профессиональной ориентации. В октябре 2019 года на основании приказа минобразования Ростовской области учреждение получило статус муниципального методического ресурсного центра, целью которого стала организация методического сопровождения в свете реализации Федерального проекта «Билет в будущее».
В этом году 17 педагогов удостоены высокой ведомственной награды «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». Среди них педагоги высшей категории, активные участники методической работы в районе: учитель русского языка и литературы Октябрьской школы Анна Николаевна Журавлева, учитель информатики Аксайской средней школы № 1 Людмила Брониславовна Базаева, учитель физической культуры Аксайской средней школы № 2 Павел Петрович Фатун.
В этом году учитель математики гимназии № 3 Елена Николаевна Федорец удостоена медали Губернатора Ростовской области «За доблестный труд на благо Донского края» за вклад в развитие системы образования Ростовской области, а учитель географии Рассветовской школы Ольга Тимофеевна Андреева стала победителем областного конкурса «Лучший работник Дона».
В августовской конференции принимали участие и воспитатели детских садов. Начальник Управления образования отдельно коснулся образовательного процесса дошколят:
– Наши дошкольные учреждения предоставляют образовательные услуги по двум направлениям: это осуществление присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и реализация образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с ФГОС 100 процентов дошкольных организаций реализуют самостоятельно разработанные образовательные программы. Однако проблема в том, что на областном уровне нет единого механизма мониторинга результатов освоения образовательных программ детьми-дошкольниками. Тем не менее существующая в районе скрининговая система педагогической диагностики позволяет определить, что 88 процентов дошкольников района осваивают образовательные программы на высоком и среднем уровне – это детский сад № 11 «Красная Шапочка», № 2 «Буратино», № 6 «Теремок», № 16 «Дюймовочка», № 8 «Малыш», № 30 «Светлячок», № 33 «Колокольчик». Эти данные имеют подтверждение и в результатах адаптации выпускников детских садов района к условиям начальной школы. Данный показатель составляет 84 процента. Наиболее высокие результаты в детских садах № 6 «Теремок», № 8 «Малыш», № 3 Солнышко, № 13 «Сказка» и № 11 «Красная Шапочка».
Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений по освоению новых программ становится все более эффективной, она обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка, реализацию его интересов и потребностей. Раннее развитие одаренности – это задача государственной важности. Без сомнения, этому способствует развитие системы дополнительных образовательных услуг на базе ДОУ.
В настоящее время 17 детских садов предоставляют дополнительные образовательные услуги. Наибольшее разнообразие услуг предоставляют детские сады № 4 «Калинка», № 2 «Буратино», № 16 «Дюймовочка», № 19 «Аленушка», № 8 «Малыш». В целом дополнительными услугами охвачено только 20 процентов дошкольников. Анализ данных цифр показывает, что перед руководителями дошкольных учреждений стоит очень важная задача расширения сферы дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей.
В этом году мы проводили совет Управления образования по проблемам реализации национального проекта «Образование» в дошкольных организациях района. При подготовке к совету был проведен основательный мониторинг состояния показателей реализации проекта. На контроле рабочей группы нашего совета были и вопросы оценки качества образования, которые являются неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. По результатам обработки диагностических карт – 18 детских садов в этом году прошли проверки надзорных органов без предписаний, также 28 детских садов прошли независимую оценку качества предоставления образовательных услуг. Нам предстоит систематически проводить мониторинг и анализировать качество реализации приоритетных направлений национального проекта «Образование» в будущем.
Районная педагогическая конференция длилась два дня. За это время в ней приняли участие более 300 человек – учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Среди актуальных тем, предложенных к обсуждению, были вопросы, связанные с организацией обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в свете реализации национального проекта «Успех каждого ребенка», организацией роли наставничества в современном образовании, и многие другие. Учителя-филологи делились опытом внедрения учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература», рассматривали вопросы воспитания и развития личности учащихся на уроках литературы, делали проблемный анализ Государственной итоговой аттестации, вели речь о современных образовательных технологиях как эффективном инструменте в дистанционном обучении, проводили мастер-классы, делились опытом организации внеурочной деятельности по математике и так далее.
– Дискуссионные площадки и предметные секции работали в режиме онлайн, педагоги работали на цифровых платформах. Обсуждение докладов, мастер-классы прошли живо, насыщенно, интересно. Опыт работы в онлайн-режиме был полезен, поскольку может быть использован в качестве организации площадок актуального педагогического опыта, – отметила заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастухова.
Анна СЕМЕНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!