Аксай сквозь пять веков
Новость в рубрике: Городское поселение, Избранное, Культура, НовостиВыставка, посвященная юбилею города, открылась 28 августа на Почтовой станции. За четыре с половиной века Аксай пережил немало событий, он рос и развивался. Богатая история города запечатлена в музейных экспонатах Аксайского военно-исторического музея. Выставка, посвященная юбилейной дате, открылась 28 августа на Почтовой станции. Практически все экспонаты этой выставки были подарены жителями города.
Разрезав символическую ленточку вместе с директором Аксайского военно-исторического музея О.В. Григоренко, заместитель главы Администрации Аксайского района по социальным вопросам Ольга Николаевна Пушкина поздравила коллектив музея с открытием выставки:
– Аксай за годы своего существования расцвел, став одним из самых активно развивающихся городов Ростовской области. На его территории появились новые предприятия, школы, детские сады, спортивные комплексы, а его жители прославляют город своими трудовыми достижениями. Нам остается только гордиться, что мы живем в таком красивом городе.
Экскурсию для почетных гостей провела создатель выставки – заместитель директора музея по научной работе Ольга Николаевна Загайнова.
Посетители выставки могли сразу познакомиться с литературными источниками, в которых упоминался Аксай, а также книгами по его истории, почувствовать дух времени, увидеть этапы развития города.
Так, летом 1570 года впервые были упомянуты в посольском донесении царю Ивану Грозному казачий пост в устье Аксая и древнее Кобяково городище. Аксай был создан как форпост. Это был пограничный населенный пункт на границе с Турцией. Уже в 20-х годах XVIII века при устье реки Аксай растет и развивается постоянное поселение Усть-Аксайский рыбацкий стан.
– В XVIII веке это был уже довольно крупный населенный пункт. Сначала здесь была одна церковь, а потом – две. Именно храмы являлись показателем густонаселенности. Прежде всего, развитие Аксайской станице дала торговля. Люди, ехавшие по почтовому тракту, останавливались на местной почтовой станции, делали необходимые покупки. А если есть спрос, то рождается и предложение. Аксайская станица, находившаяся рядом с крупным торговым центром Ростовом-на-Дону, на берегу судоходной реки, стоящая на пути почтового тракта, привлекала жителей из других мест, – рассказывает Ольга Николаевна.
В 1768 году в Усть-Аксайском рыболовном стане было 247 дворов, 28 торговых лавок, 15 кузниц, 33 погреба, 23 сада, 10 хуторов и один кабак. Уже тогда Аксай был довольно крупным по тем временам экономически развитым поселением. Жители Аксая занимались не только рыболовством, но и сельским хозяйством в хуторах, садоводством, организовывали продажу нужных товаров.
Раздел, посвященный торговле, создан в виде небольшой лавки. Вот нужный товар: и посуда, и глиняные крынки, фарфор, самовар с сушками. Торговали в Аксае всем, кроме мебели. Но самым востребованным товаром была соль, которая требовалась для предприятий, занимающихся переработкой рыбы. В лавках также принимали почтовые отправления. Их пересылали за небольшую плату.
Быстро росло и население. К 1791 году в приходе заложенного в 1783 году в Усть-Аксайском стане каменного храма святой Троицы числилось уже 373 приходских двора, в которых проживало 1065 душ мужского и 1064 – женского пола.
К последней четверти XVIII века Усть-Аксайский стан приобрел важное значение в жизни Войска Донского. Поэтому вполне естественно было изменение статуса стана – в 1797 году он был преобразован в станицу Усть-Аксайскую. Правда, вскоре как-то незаметно исчезла первая часть названия, и всероссийскую известность она приобрела как станица Аксайская.
Многие десятилетия станица была ключевым пунктом пути на юг, в кубанские степи, кавказские предгорья. Через нее шли обозы, мчались вихрем тройки курьеров и степенно катились кареты и тарантасы путешественников и должностных лиц. Уже в 1797 году через станицу проходили Бахмутовский тракт, идущий на Харьков, Киев и Новороссийск, Казанский тракт – на Воронеж, Тулу, Москву и Санкт-Петербург, Нагорный тракт – на Царицын (нынешний Волгоград), Астрахань и Саратов, Задонский тракт – в Ставрополь, Георгиевск и Моздок, Мариупольский тракт – через Мариуполь и Таврию на Херсон.
В 1820 – 1821 годы в станице Аксайской насчитывалось уже 529 домов. Здесь имелись каменная церковь, приходское и уездное училища. В четырехтомнике «Истории Донского войска» генерал-майора В.Б. Броневского сказано, что Аксайская станица того времени «была одной из лучших по внешнему виду промышленной деятельности: судоходная пристань, лесная биржа, соляные магазины, рыбоперерабатывающие заводы».
В 1864 году началось регулярное движение по первой на юге железной дороге, построенной в первую очередь для создания надежного круглогодичного пути вывоза угля с Грушевских копей.
В 1885 году в Аксае открыли Ольгинскую дамбу. Строили ее рабочие из бедняков. На стройке мало кто думал о санитарном состоянии. Вместе с рабочими строителями в город приходили пожары, болезни. Деревянные постройки часто сгорали дотла. В музее сохранились документы, свидетельствовавшие о том, что атаман Матвей Иванович Платов давал беспроцентные ссуды тем, кто строил каменные дома. Именно Платов был инициатором создания ровных четких улиц. «Строим как в Петербурге», – говорил он.
Казаки очень любили украшать дом, о чем свидетельствуют статуэтки, вязанные крючком узорчатые салфетки и другие предметы, представленные на выставке.
В 1877 году в Аксае был утвержден Аксайский мореходный класс. В 1885 году там обучалось 45 человек. Его выпускники плавали на Азовском, Черном, Каспийском морях и по Дону, Кубани, Волге. В 1903 году мореходный класс был преобразован в приготовительную школу для желающих поступать в мореходные училища. Школа эта была впоследствии закрыта.
На выставке можно увидеть и старинные денежные средства, которыми когда-то наши предки рассчитывались в магазинах. Самые «старые» купюры относятся к 1885 году.
Еще один раздел посвящен школе советского времени.
– Перед войной в Аксае построили одну из самых больших школ города. Здание было двухэтажным, после войны надстроили третий этаж. Сохранились парта того времени, плакаты, которые висели на стенах. Мы постарались в этом разделе показать, как выглядел советский класс той самой первой школы. В нем большое количество наглядной агитации. Непременными атрибутами был пионерский горн и барабан, – говорит заместитель директора по научной работе.
Во время войны Аксайский района был оккупирован дважды. Этот период его истории тоже нашел отражение в выставке. Очень сильные бои за Аксай были в июле 1942 года. Важным стратегическим объектом для отступающих советских войск был мост через реку Дон. Охраняли эту переправу зенитки. В 1985 году на улице Гулаева был открыт памятник «Зенитка». На его открытии присутствовал Владимир Абрамович Этуш, который в 1942 году на один день стал комендантом переправы.
Следующие разделы выставки посвящены предприятиям, которые существовали и существуют в городе. Стекольный завод был образован в XIX веке и изготавливал аптечную посуду. Позже он стал выпускать тару для молочной и алкогольной продукции, а уже в 80-х годах XX века там открылся цех по производству хрусталя. Об этом напоминают хрустальные лебеди, расположившиеся в витрине. Консервного завода в Аксае уже нет, но старожили помнят, какой вкусной была наша халва, которая разъезжалась по всей стране. Любили аксайские консервированные помидоры и маринованные огурчики. До сих пор успешно работает хлебокомбинат, продукцию которого любят местные жители. На выставке также отражена история заводов «Мидель» и «Аксайкардандеталь».
Об истории развития медицины рассказывают фотографии и экспонаты. Интерес посетителей вызвала экспозиция, посвященная Аксайской почте. Об этом и многом другом расказывают и другие экспонаты выставки…
Историю малой родины нужно знать, и как здорово, что у жителей Аксая есть возможность посетить выставку «Аксаю – 450».
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!