Новые вызовы – новые решения
Новость в рубрике: Новости, ОбразованиеКакие изменения ждут педагогов и учеников в ближайшее время?
Две недели учебного года позади. В учебных заведениях вновь слышны детские голоса, в школах полным ходом идет учебный процесс. В этом году в системе образования про- изошел ряд изменений. Кроме того, ожидается, что и в следующем году будут новшества. О том, что изменилось, мы по-говорили с заместителем начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастуховой.
– Наталья Анатольевна, предыдущий учебный год был довольно необычным, два месяца ребята обучались дистанционно, в том числе и готовились к экзаменам. Мы уже писали о том, что все выпускники района справились с испытанием, более того, 16 человек набрали более 90 баллов по ЕГЭ. Не успеем мы оглянуться, как снова начнется пора государственной итоговой аттестации. Какие советы вы дадите нынешним ученикам старших классов и не только? На что стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?
– Да, вы правы. Наши ребята достойно справились с испытаниями и поступили в престижные вузы Ростовской области и страны. Конечно же, этому способствовала большая подготовительная работа как педагогов, так и ребят и их родителей. И первый совет, который хочется дать ученикам: начинайте готовиться к ЕГЭ не в 10 классе, а гораздо раньше. Дело в том, что основные базовые понятия, основные компетенции, общеучебные умения, навыки закладываются и формируются, начиная с начальной школы.
Базовым моментом в подготовке к ЕГЭ является основной государственный экзамен, который ребята сдают в 9 классе. Это своего рода репетиция Единого государственного экзамена. Сдавая ОГЭ, ребята показывают свои знания, умения, навыки, которые они отработали в основной школе.
Когда ученик решает идти в 10 класс, начинается усиленная подготовка, выбираются те направления, основные предметы, на которые надо обратить особое внимание, которые требуют дополнительной подготовки.
Второй совет, который хочется дать – активно используйте для дополнительных занятий различные сайты, порталы, где размещены демо-версии единых государственных экзаменов. Задания, которые там даны, – это хорошая тренировка перед экзаменом.
Эксперты будут лично отвечать за учебники. В Минпросвещения Российской Федерации разработан новый порядок экспертизы учебников, положительное заключение любому изданию будет выдаваться всего на пять лет.
При этом эксперты будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому они дали добро. Их фамилии будут стоять на обороте титульного листа. Надеемся, что ошибок в учебниках будет меньше, тем более, что все они постепенно будут переведены на новые образовательные стандарты.
Тестовые задания надо обязательно выполнять на время, поскольку временной интервал у каждого экзамена свой – один длится три с половиной часа, другой почти четыре. И это важно понимать, поэтому следующий совет – учитесь распределять собственное время при подготовке к экзамену и выполнении заданий ЕГЭ. Ведь довольно часто ребята не успевают переписать задания из черновика в основную работу. Особенно это касается творческих заданий по обществознанию, русскому языку, задания части «С» по математике, которые тоже очень сложные, и их проверяет эксперт, а не компьютер. Они требуют особой сосредоточенности, внимания. Очень важно уложиться во временной промежуток.
Следующий совет – при подготовке к экзамену чаще выполняйте практические задания. Особенно это касается физики, химии, биологии, математики, практических заданий повышенного уровня сложности. Часто их очень мало в учебниках, поэтому ребятам требуются дополнительные источники, пособия, демо-версии, размещенные в Интернете.
Также хочется посоветовать ученикам обратить внимание на реализацию принципа текстоцентризма во всех заданиях по ЕГЭ. Это не что иное, как умение работать с текстом.
Мы понимаем, что в основе любого теста лежит текст и умение ребятами правильно прочитать вопрос, понять его смысл, вычленить главное, установить причинно-следственные связи – все это задача не из легких. Эти задачи решают, прежде всего, учителя русского языка, литературы, обществознания, истории, географии, биологии. Прежде чем решить какую-то задачу, надо понять ее смысл, содержание, определиться с условием и потом уже подойти к решению.
Еще один совет касается, прежде всего, педагогов. На уроках важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку, давать разноуровневые задания в классе. Те, кто послабее, решают задачи полегче, те, кто посильнее, переходили уже на следующий уровень. Ребенок не должен стоять на месте, ему нужно постоянно развиваться, поэтому необходимо, чтобы задания опирались на зону ближайшего развития. Этот принцип разработал еще известный педагог-новатор Л.В. Занков и реализуется с успехом в начальной и основной школе. Только когда ребенок решает сложные задачи, идет его развитие. Именно это дает высокие результаты качества и работает для успешной сдачи экзамена. Однотипные, повторяющиеся алгоритмы помогают отработать лишь навыки.
И, конечно, совет при подготовке к ЕГЭ по соблюдению режима. Ежегодно мы проводим для детей семинары, психологические тренинги в школах, работают психологи, проводятся тестирования, чтобы вывести детей из зоны беспокойства, из зоны риска. Есть школьники очень тревожные, переживающие. Конечно же, их нужно определить в зону стабильности, комфорта. Этому способствует и режим дня, и правильное питание, и разумное чередование труда и отдыха. И в этом должны помочь детям, в первую очередь, родители, которые должны создать условия, обеспечить рабочее место ребенку, избавить от лишних раздражителей и, соответственно, построить так учебный рабочий день, чтобы чередовать отдых и занятия.
– Система подготовки к Единому государственному экзамену нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. Что-то планируется поменять в содержании ФГОС?
– Образовательные стандарты регламентируют порядок обучения на всей территории Российской Федерации. В настоящее время в стране действует ФГОС второго поколения.
Последние новости образования говорят о том, что, возможно, в 2021 году будет введен стандарт третьего поколения, где особое внимание будет уделяться личности ученика и конкретизации требований к тому, что он получит по окончании школы. ФГОС начальной, основной школы, среднего общего образования, а также Федеральные государственные образовательные стандарты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают преемственность знаний и организуют плавный, безболезненный переход между образовательными ступенями.
Первое поколение стандартов устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины. Второе поколение стандартов делает акцент на совокупность всех знаний, межпредметных, общеучебных умений и навыков, метапредметных компетенций. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, дети научились разрабатывать проекты, анализировать, сравнивать, классифицировать. Конечно же, эти стандарты помогли ребятам применять так называемые компетенции и универсальные учебные действия на всех предметах, потому что умение анализировать, работать с текстом, выделять главную информацию, находить причинно-следственные связи, это все те компетенции и приемы, которые использует ребенок абсолютно на всех учебных дисциплинах.
По стандарту третьего поколения планируется уделить особое внимание личности ребенка и конкретизировать требование именно к выпускнику школы. Поэтому здесь важно понимать роль школы в свете реализации ФГОС, которые постоянно меняются, обновляются, совершенствуются в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современное общество к выпускнику школы, к ученику. Мы понимаем, что в быстро развивающемся мире, очень подвижном, наполненном информационными технологиями и колоссальным потоком информации, выпускник, будущий взрослый человек, должен обладать мобильностью, учиться быстро работать с информацией, владеть различными компетенциями, молниеносно приспосабливаться к меняющимся условиям и обладать разными умениями, чтобы потом овладеть разными профессиональными компетенциями и преуспевать в различных сферах деятельности, получить качественное образование, впоследствии – хорошую работу, и быть разносторонне развитым, профессионалом в разных, подчеркиваю, в разных сферах деятельности.
В будущем Федеральные стандарты нацелены на то, чтобы наши ребята прошли независимые международные тестирования PISA. На платформе «Российская электронная школа» появятся новые задачи, которые разработаны по этой методике. Интерактивные задачи интересны для ребят, они направлены на умение применять свои знания на практике. К примеру, ребятам предлагают не просто найти площадь фигуры, а рассчитать площадь участка для строительства определенного здания.
– Что еще нового появилось в системе образования или появится в ближайшее время?
– Изменения коснутся экзамена для девятиклассников. Они переедут на практические рельсы. Школьник должен будет показать, как он научился применять свои знания на практике. Опять-таки, мы говорим о метапредметных навыках и компетенциях детей.
Ребята смогут создать видеопрезентацию на компьютере во время экзамена. В ОГЭ по химии и физике будут проводить реальные лабораторные исследования, эксперименты.
Для изложения предложат тексты разных жанров. Это может быть очерк, путевая заметка, рецензия, дневник. И здесь работа с текстом просто необходима. По математике в заданиях может быть план садового участка с гаражом, огородом, и эту схему надо будет уметь прочитать. Уже сейчас полный список изменений есть на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).Там же можно увидеть примерные задания и по ОГЭ, и по ЕГЭ, и начать уже планомерно к ним готовиться.
– Вопрос педагогических кадров остается одним из актуальных на сегодняшний день. Учителей, как и врачей, сегодня не хватает во многих населенных пунктах…
– Что касается педагогов, в этом году наши школы, детские сады и учреждения дополнительного образования укомплектованы практически полностью. Педагогический состав имеет высокий статус, у нас более 70 процентов педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. В этом году в образовательные учреждения пришли трудиться 36 молодых педагогов. Это очень радостно, и нам бы хотелось, чтобы они задержались в школах. Для этого учебные заведения используют меры моральной и материальной поддержки для молодых педагогов.
– Новые школьные стандарты уже одобрены с доработками Советом при Министерстве просвещения Российской Федерации. В документе четко прописано, что должен изучать ученик в каждом классе, прописаны темы, задания, ожидаемые результаты. В этом году в предмете «Технология», например, добавляются основы робототехники, изучение графических и мультимедийных редакторов, антивирусной защиты и программирование. На уроках ОБЖ учащиеся продолжат изучать борьбу с терроризмом, мошеннические схемы в Интернете и буллинг (травля). Мы понимаем, что школа должна постоянно идти в ногу со временем, и те проблемы, те риски социального характера, которые существуют в обществе, находят отражение содержании предметов. Способствовать реализации новых стандартов будут, конечно же, наши «Точки роста». С 1 сентября эти центры гуманитарного и цифрового образования начали работать в четырех школах – СОШ № 4 г. Аксая, Янтарной, Рассветовской и Большелогской.
«Точки роста» позволят не только развивать свои интеллектуальные и информационные навыки детям, работать с различными областями. Здесь будут ученики заниматься робототехникой, моделированием, работать в фотостудии, готовить различные проекты, играть в шахматы. Они позволят охватить сто процентов детей системой дополнительного образования. В будущем дети из других школ смогут посетить эти «Точки роста» и позаниматься в центрах развития. В ближайшие годы «Точки роста» появятся еще в пяти школах Аксайского района. Напомню, что всего у нас 18 средних школ и три основных, – говорит Н.А. Пастухова.
В районе более десяти лет работает районное методическое объединение молодых педагогов. Также для новых специалистов, только начинающих свою педагогическую карьеру, мы проводим встречи, мастер-классы, приглашаем их на открытые уроки опытных учителей. С этого года введена система наставничества, пока только в учреждениях дополнительного образования, но в будущем оно коснется и общеобразовательных школ. Во многих из них уже есть наставники, более опытные старшие педагоги, которые закреплены за молодыми учителя-ми с тем, чтобы помогать им, направлять, поддерживать, подсказывать какие-то методические прие-мы в работе. И мы считаем, что это эффективно действует в плане профессионального роста учителя, совершенствования педагогического мастерства.
Одним из новшеств в 2021 году станет новая модель аттестации педагогических работников и новая модель повышения квалификации. Министерство просвещения разрабатывает единую модель для повышения квалификации российского учителя. Дополнительное профессиональное образование для педагогов нуждается в обновлении, модернизации. Об этом говорит наш министр образования. И, конечно, повышение квалификации для педагогов должно носить так называемый персонифицированный, индивидуальный подход, использовать современные форматы обучения и актуального содержания обучающих программ. Всего будет пять обучающих блоков для педагогов – предметный уровень, методический, психолого-педагогический, воспитательный и обязательная стажировка.
Кроме того, наши педагоги уже второй год проходят тестирование по новой модели аттестации. В настоящее время они аттестуются по трем направлениям – на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационные категории. Каждой из последних предъявляются свои требования. Идет большая подготовительная работа, педагоги собирают порт- фолио, дают открытые уроки, выступают на районных методических объединениях, проводят мастер-классы. Категория присваивается педагогу на пять лет. Сейчас модель аттестации немного хотят видоизменить, добавить онлайн-тестирование на знание основ педагогики, психологии, методики. То, о чем я говорила выше. Данная модель позволит педагогам постоянно обновлять свои знания, систематизировать их и получить компетентную независимую оценку уровня своей квалификации.
– В прошлом учебном году из-за пандемии и дистанционного обучения были перенесены всероссийские проверочные работы. Планируется ли их проведение в новом учебном году?
– Они всегда очень живо интересуют родителей, поскольку являются независимой формой оценки качества знаний учащихся. Наряду с ЕГЭ, ОГЭ, а также Региональными независимыми тестированиями, национальными независимыми тестированиями они проверяют уровень знаний учащихся и определяют те возможные пробелы, темы, над которыми следует еще поработать, подтянуть в процессе обучения.
В этом году всероссийские проверочные работы уже начались с 14 сентября и будут проводиться до 12 октября в 5 – 9 классах. ВПР состоятся практически по всем предметам, каждая школа формирует свой график, чтобы он был плавающим, подвижным, а проверочные работы прошли четко, организованно в установленные сроки. Нами уже подготовлен районный приказ о проведении всероссийских проверочных работ. Школьные приказы также готовы. Важно подчеркнуть, что всероссийские проверочные работы в этом году не оцениваются, они не влияют на рейтинг школы, оценки в журнал не выставляются. Конечно же, это связано с дистанционным обучением в период самоизоляции.
– Наталья Анатольевна, должна ли школа воспитывать?
– Отвечу на этот вопрос так: в этом году впервые на уровне Федерации принята воспитательная программа, которая является основной парадигмой воспитания и образования в общеобразовательных школах России и нашего района. Впервые этому вопросу уделяется такое большое внимание, точечно прописаны все основные направления, доминанты системы воспитания. Особое внимание уделяется гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. Мы знаем, что в этом году впервые повысили доплату за классное руководство, И конечно же, это вдвойне важно и ценно, поскольку воспитательная составляющая должна усилиться в школах. Мы всегда говорим, что образование включает в себя три цели – обучение, воспитание и развитие, но очень часто забываем, что именно личный пример родителя, учителя воспитывает личность человека, помогает раскрыться всем талантам и способностям, которые есть у ребенка. В связи с этим в школах будут разработаны программы воспитания, у классных руководителей – планы воспитательной работы. Педагоги постараются насытить разнообразным содержанием не только классные часы, но и встречи с интересными и известными людьми нашего района. Это различные патриотические мероприятия, акции, участие в мероприятиях духовно-нравственного характера. В районе более 15 лет идет работа по духовно-нравственному развитию и становлению учащихся и молодежи. Мы проводим очень много таких мероприятий, и, конечно, нам важно понимать, что ребенок должен быть, прежде всего, разносторонне развитой высоконравственной личностью. Такова задача по воспитанию в настоящее время.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!