Век информационных технологий в образовательном процессе
Новость в рубрике: Достижения, ОбразованиеСегодня уже невозможно представить процесс обучения без применения компьютерной техники и мультимедийного оборудования
Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам – первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.
Образование Аксайского района шагает в ногу со временем. Педагоги стараются применить на уроках новые методы и формы работы, увлечь учащихся предметом.
– Сегодня широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным. Применение новых цифровых технологий позволяет педагогам разнообразить уроки, сделать более ярким иллюстративный материал. Применение инноваций стало неотъемлемой частью процесса образования, инструментом для повышения его эффективности, – отмечает заведующая методическим кабинетом Управления образования Администрации Аксайского района И.Г. Долгушина.
Накануне начала учебного года работники образования Аксайского района обсудили опыт применения инновационных методик в системе образования, а также поговорили о ходе реализации национального проекта «Образование». Директор Грушевской средней школы Ольга Васильевна Коротицкая представила коллегам содержательный доклад по всем направлениям национального проекта в разрезе преодоления проблем и достижений сельской школы. Вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создания класса для детей с расстройством аутического спектра было посвящено выступление Ларисы Александровны Брюхановой, директора Аксайской средней школы № 4. Директор гимназии № 3 Людмила Николаевна Флюта представила методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества обучающихся для школ, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
– В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены пять: «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель – ученик»; «работодатель – студент». Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, которая видоизменяется с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы, – отметила руководитель образовательного учреждения.
Об открытии центра «Точка роста» в рамках федерального проекта «Современная школа» рассказала директор школы п. Янтарный, Елена Алексеевна Гудзенко.
Педагоги образовательных учреждений затронули множество самых актуальных проблем. В ходе выступлений и дискуссий разговор шел и об использования в работе различных технологий. Назрела необходимость внедрения историко-культурного стандарта по всеобщей истории, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории. А также внедрение концепции развития школьного географического образования, которая призвана решить целый ряд проблем географического образования.
В частности, Лариса Викторовна Андреева, учитель географии лицея № 1, представила различные сетевые интернет-платформы, которые можно использовать для повышения уровня географического образования в Аксайском районе.
Большое внимание было уделено применению информационных технологий в процессе обучения школьников. Учитель истории и обществознания Грушевской СОШ С.Н. Сыч поделилась с коллегами опытом использования дистанционных и интерактивных методов образования.
– Интерактивные методы построены на взаимодействии обучающихся с учителем и между собой. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу. Они предполагают обучение в сотрудничестве всех субъектов учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Учитель играет большую роль в интерактивном методе обучения, выступая в различных позициях. В позиции лектора – излагает новый материал, отвечает на вопросы. В позиции организатора – налаживает взаимодействие участников учебного процесса. В позиции помощника – консультанта, то есть учитель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения поставленных задач. Таким образом, основная задача учителя – это моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования. Именно в рамках предмета «Обществознание» интерактивные методы активно применяются на уроках, они позволяют учащимся почувствовать свои силы и свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие между учителем и учащимися, между субъектами образовательного процесса и интерактивным источником информационного ресурса.
Большое внимание было уделено теме организации школьных спортивных клубов. Подробно о том, как создать клуб и организовать его эффективную работу, рассказал Павел Петрович Фатун, руководитель школьного спортивного клуба Аксайской СОШ № 2. За последнее время вышло несколько нормативных документов, предусматривающих расширение школьных спортивных клубов в районе, в том числе межотраслевая программа развития школьного спорта, «дорожная карта» расширения сети школьных клубов в Аксайском районе. Немалое внимание этой теме уделяет и новая программа воспитания, которая должна быть внедрена в каждой школе 1 сентября 2021 года. Согласно этому документу школьный спортивный клуб может стать вариативным модулем в программе воспитания каждой школы.
Дистанционное обучение реализуется средствами информационно-коммуникационных технологий. В основе ИКТ современного образования лежит одно устройство – электронно-вычислительная машина. Компьютер обеспечивает возможность реализовать на уроке несколько направлений. Это визуализация знаний при изложении нового материала, проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ, закрепление изложенного материала, система контроля и проверки, самостоятельная работа учащихся и ряд других направлений.
Среди преимуществ дистанционного обучения хочется отметить следующие: облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения; каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю; учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах.
Безусловным плюсом дистанционного обучения является более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля, – рассказала педагог.
К недостаткам дистанционного обучения С.Н. Сыч отнесла психологические проблемы, связанные с отсутствием «живого» общения с учителем, высоким требованием к самоорганизации. Кроме того, были отмечены проблемы, связанные с несовершенством контента, технологий.
– Пожалуй, можно выделить еще один момент, если ученик не способен учиться без постоянного надзора учителя и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, дистанционное обучение не для него, – добавила педагог.
Учителя истории, обществознания и географии подчеркнули необходимость осуществления диссеминации инновационного опыта, постоянно повышать уровень информирования педагогов об инновациях в образовании и содержании инновационной деятельности в сфере выше обозначенных предметов.
Тематика заседания отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед начальным образованием. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и компетентность, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это есть главный ресурс, без которого невозможна реализация Федерального Государственного образовательного стандарта. Проблема использования наиболее продуктивных форм и способов развития ребенка и профессионального роста педагога всегда остается актуальной. В ходе работы секции учителя района поделились своим опытом активации познавательной деятельности младших школьников на уроках и во время внеурочной деятельности. Изменение содержания образования, создание новых педагогических технологий, новых методик требует особого внимания к организации аттестации учителей начальных классов, которая обеспечивает их личностный и профессиональный рост. В течение учебного года учителя района вели работу по совершенствованию своего профессиональное мастерства. Каждый работал по плану самообразования. Учителями района был накоплен хороший методический материал, которым они поделились на секции «Начальное образование».
Учителя физической культуры и ОБЖ обсудили несколько актуальных тем преподавания этих предметов, а также организацию внеурочной деятельности по этим дисциплинам.
Учителя-логопеды представили для обсуждения федеральный проект «Положение об оказании логопедической помощи». По результатам обсуждения было принято решение разработать данный документ в образовательных организациях. Педагоги-психологи Е.Л. Сковородникова из Верхнеподпольненской СОШ и Г.М. Семерникова из Грушевской ООШ поделились своими методическими наработками, направленными на индивидуализацию работы с детьми с задержкой психического развития по развитию познавательных процессов. Бурное обсуждение среди коллег вызвало выступление о сопровождении детей, подвергшихся жестокому обращению, которое подготовила педагог-психолог Большелогского центра помощи детям Е.С. Захарова.
Еще одной обсуждаемой темой стал инновационный опыт Аксайского района по организации и проведению дистанционных военно-полевых сборов для юношей Аксайского района. Тему осветил на конференции Андрей Игоревич Полторацкий, педагог дополнительного образования гимназии № 3. В связи с эпидемиологической ситуацией, возникшей в конце 2019 – 2020 учебного года, провести учебные сборы в традиционном формате было невозможно. Преподаватели-организаторы ОБЖ Аксайского района совместно с районным методическим кабинетом создали систему так называемого «двойного тьюторства» и провели на ее основе сборы дистанционно. Все юноши района были включены в дистанционную группу, на базе которой проходили занятия. По каждой теме назначали тьютора из преподавателей района, который самостоятельно разрабатывал занятие по теме и осуществлял контроль. Вторым тьютором для ребят становился собственный преподаватель-организатор ОБЖ школы, который контролировал выполнение заданий и присутствие юношей на онлайн-уроках. Преподаватели ОБЖ обсудили платформы, на которых они готовили занятия, поделились опытом разработки тестов, использования сайтов, созданием видероликов и фотопрезентаций. Педагоги пришли к выводу, что сегодня необходимо повышать информационно-компьютерную компетентность учителей физической культуры и преподавателей ОБЖ для совершенствования форм дистанционной работы с детьми.
Специалисты психолого-педагогического консилиума Большелогской СОШ С.В. Думушкина и Ю.А. Яваева поделились опытом организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог гимназии № 3 Е.Ю. Садченко познакомила педагогов с технологией формирования культуры чтения, предложила интересные игры и упражнения для отработки чтения у детей с задержкой психического развития в инклюзивном классе. По результатам заседания секции были определены основные направления работы районного методического объединения на 2020 – 2021 учебный год.
Интересным было выступление учителя начальных классов аксайского лицея № 1 Ж.В. Няизян, которая поделилась опытом создания буктрейлеров на уроках литературного чтения.
Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более трех минут, их снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. В прошлом году опыт создания буктрейлеров был применен педагогами Е.Н. Федорец и Т.Г. Головой в гимназии № 3 на интегрированных уроках информатики и литературы.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений презентовали опыт работы детского сада № 12 «Василек» из п. Рассвет, что позволяет увидеть систему работы учреждения, рассмотреть ее с точки зрения разных аспектов, оценить ее целостность. На секции выступали как педагоги, так и специалисты детского сада. Они сообщили о проблемах работы с детьми раннего возраста (до трех лет), а также образовательной деятельности с детьми, имеющими особые возможности здоровья, что является весьма актуальными темами в свете национального проекта «Образование».
– Воспитатели и педагоги из других дошкольных образовательных учреждений рассказали о проблемах работы с детьми раннего возраста (до трех лет), а также образовательной деятельности с малышами, имеющими особые возможности здоровья, что является весьма актуальными темами в свете национального проекта «Образование». Его реализация на территории Аксайского района идет весьма успешно. Наши школы, детские сады, учреждения образования отвечают требованиям современных образовательных учреждений, – подчеркнула заведующая методическим кабинетом Управления образования Администрации Аксайского района И.Г. Долгушина.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!