К каждому ребенку – свой подход
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ОбразованиеЗаместитель главы Администрации Аксайского рай-она О.Н. Пушкина вручила Благодарность Губернатора Ростовской области учителю начальных классов гимназии № 3 города Аксая Т.Д. Ольховик. Заслуги педагога не раз отмечались на районном, областном и даже федеральном уровнях. Татьяна Дмитриевна удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», награждена знаком отличия «За заслуги перед Аксайским районом», медалью «За вклад в развитие образования».
Удивительно, но свое твердое решение стать учителем начальных классов она приняла, будучи ученицей первого класса. Непременно хотела вернуться в свою родную общеобразовательную школу № 3 г. Аксая. Окончив восемь классов, юная выпускница отправилась навстречу мечте. Поступила в Азовское педагогическое училище и через несколько лет, наконец, уже сама вела за руку своих первых учеников. Тогда это был второй класс. Галина Алексеевна Нижегородцева, которая, отучив ребят один год, ушла работать воспитателем в детский сад, навещала свою юную коллегу, помогала советом. Не оставляла без внимания Татьяну Дмитриевну и наставник Мария Степановна Теплая. Молодая учительница ощущала всестороннюю поддержку от более опытных коллег, да и сама была невероятно талантливым педагогом. Она с радостью спешила к своим ученикам, с удовольствием занималась внеклассной работой.
– Раньше все было по-другому. Не было компьютеров, времени было больше. Мы читали с детьми книги, постоянно что-то придумывали. Я старалась как можно больше времени проводить с учениками. Ребята собирают макулатуру, я с ними, они проводят время в спортивном зале, и я там. Сегодня все поменялось. Дети заняты на разных секциях и кружках. Мне и сейчас хочется везде и всюду быть с моими ребятами, – рассказывает Татьяна Дмитриевна, а ее глаза светятся счастьем, когда она говорит про своих учеников.
– Они мои до тех пор, пока не уйдут из школы. Я все время интересуюсь, как у них дела, а они и сами прибегают в класс, вспоминают, за какой партой сидели, даже на уроках хотят посидеть, а мальчишки спрашивают, есть ли в новом классе такие же хулиганы, как они, – с какой-то особой теплотой в голосе отмечает педагог.
В этом году у Татьяны Дмитриевна третий класс, предыдущий выпуск уже в седьмом классе, из-под ее крыла когда-то вылетели и нынешние одиннадцатиклассники.
За 43 года работы Татьяна Дмитриевна 12 раз набирала новый класс. Когда-то в начальной школе обучение длилось три года. Потом было решено перейти на четырехлетнее обучение. Наша героиня одна из первых, кто включился в этот эксперимент. Практика показала, что это было верным решением. Такая система начального обучения хорошо себя зарекомендовала, и вскоре на нее перешли все школы страны.
И в начале своей педагогической деятельности, и сейчас, Татьяна Дмитриевна уделяет много времени подготовке к урокам, продумывает все детали. Классы ведь так не похожи друг на друга. К каждому из них нужен свой урок, непохожий на другие. Не менее трех часов в день уходит на проверку тетрадей. Учитель трепетно относится к тому, как пишут ребята.
– Посмотрите, как пишут мои ученики, почерк у всех похож, – говорит педагог.
Он у ребят ровный, буковка к буковке, и действительно, ребята пишут практически одинаково, старательно выводя знаки. Татьяна Дмитриевна убеждена, что каждый человек должен писать красиво, и поэтому уделяет письму большое внимание. Забылся ученик, поторопился, стал неправильно писать буковку, а учитель тут же его поправит. Выпускники педагога и сейчас ей говорят, что пишут так же красиво, как она их научила.
Татьяна Дмитриевна считает, что самый главный урок – чтение. Почему? От того, как ребенок умеет читать, зависит то, как он будет успевать по другим предметам. Задание нужно уметь внимательно читать, понимать, что именно нужно сделать, не перепутать, не ошибиться. Своим ученикам педагог всегда советует интересные книги для внеклассного чтения. Умеют ее ученики удивить жюри конкурса чтецов. Когда Татьяна Дмитриевна выбирает стихотворение для ребят, она точно знает, кто из них сможет понять и прочитать его хорошо, потому что произведения соответствуют характеру и темпераменту учеников. Неудивительно, что ребята покоряют сердца членов жюри конкурса.
Вкладывая в детей всю свою душу, Татьяна Дмитриевна видит результат своей работы. Ее ребята всегда среди лучших учеников школы. Каждый раз, выпуская детей, она думает, а сможет ли обучить новый класс так, как научила предыдущий.
А ее дети умеют многое. Помимо основных заданий, дети готовят сообщения, создают презентации и готовят проекты, и во всех конкурсах участвуют, и в олимпиадных движениях хорошие результаты показывают.
Большой профессиональный опыт позволяет педагогу видеть, кто из детей может проявить себя в том или ином конкурсе. Она безошибочно определяет, в какое русло нужно направить энергию ребенка, где у него все получится. Буквально с самых первых уроков она понимает, кто из ребят будет учиться хорошо, кто – отлично, у кого будет примерное поведение, а кто не сможет усидеть на месте. Зная таланты и способности учеников, педагог сама пишет сценарии к праздникам, где каждому найдет свою роль – и гимнасткам, и певцам, и танцорам, и тем, кто состоит в музыкальном коллективе «Ложкари». В ее классе даже стоит пианино. На перемене ребята музицируют.
– У детей много талантов, мое дело – собрать это воедино. У меня были интересные задумки на Новый год. Пандемия помешала их воплотить. Теперь я мечтаю о широкой Масленице. Если все получится, у нас будут и скоморохи, и цыгане, и коробейники, ложкари выступят, – рассказывает педагог.
К праздникам в ее классе всегда готовятся заранее. И дети, и родители с нетерпением ждут мероприятий. Приходят посмотреть на внуков и бабушки с дедушками.
Свой опыт организации классных мероприятий педагог обобщила, издав книгу, которая так и называется «Праздники первого класса». Методическое пособие включает в себя несколько сценариев, написанных педагогом.
Вот уже несколько классов Татьяны Дмитриевны занимаются углубленным изучением английского языка. Предмет ведется пять раз в неделю. В качестве основной программы Татьяна Дмитриевна выбрала «Планету знаний». Она позволяет детям добиться хорошего результата. Задания здесь интересные. Математика тесно связана с историей и литературой. В условиях задач фигурируют персонажи литературных произведений, исторические события.
На наш вопрос, как Татьяне Дмитриевне удается задействовать на уроке 30 учеников и все успеть, она ответила, что ей помогает опыт. Время на ее занятиях расписано по минутам, а небольшие самостоятельные работы помогают оценить уровень усвоения материала. Современное мультимедийное оборудование на уроках учитель тоже задействует, но не более пяти – семи минут. Она предпочитает живое общение с детьми, и к каждому ребенку ищет свой подход. Нет такого ученика, к которому бы Татьяна Дмитриевна не подобрала ключик.
Дети любят ее безмерно. А она хранит в душе воспоминания о каждом из них – кто-то был чересчур говорливым, кто-то сразу проявил свой характер, а кто-то стал педагогом, как и она. Сегодня бок о бок со своим первым учителем трудятся Наталья Викторовна Благодерова, Ирина Ивановна Хрыкина, Ольга Юрьевна Шищенко. Они так же, как и Татьяна Дмитриевна, вернулись в родную школу в качестве педагогов.
– Может быть, в том, что немало моих выпускников стали учителями, есть, в том числе, и моя заслуга, – говорит учитель, – главное в нашей работе – любовь к детям. Если ты любишь своих учеников, ты готов сделать все для того, чтобы они были успешны. Тогда и результат будет. Я часто задаю вопрос: чего дети ждут от меня? А они хотят, чтобы урок был интересным, чтобы я не только находила их минусы, но и видела плюсы, поддерживала ребят. Я стараюсь оправдать их надежды. Дети дают мне любовь и радость, на уроках я забываю про боль и плохое настроение. Я выбрала профессию по душе и не жалею ни одного дня о своем выборе.
КОМЕНТАРИЙ:
Заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастухова:
– Татьяна Дмитриевна Ольховик – один из опытных педагогов нашего района, такие, как она, составляют золотой фонд педагогического сообщества не только района, но и России. За 43 года работы она воспитала не одно поколение учителей. Ее ученики работают в школе и продолжают дело своего наставника и педагога. Татьяна Дмитриевна в течение многих лет представляла свой опыт работы на различных методических семинарах, проводила мастер-классы, уроки не только для учителей района, но и для педагогов области и России. Ее опыт был освещен в научно-методических журналах. Среди них издание «Практические советы учителю», сборники инновационного опыта педагогов района. Без сомнения, ее опыт перенимают многие молодые учителя, потому что в течение более 30 лет она является наставником и педагогом-новатором. Одна из первых в районе и области Татьяна Дмитриевна опробовала систему раннего образования с шестилетнего возраста. Кроме того, она стала победителем Всероссийского конкурса среди лучших педагогов страны. Это передовой, инновационный учитель, который является примером и образцом для молодых учителей. Ее опыт используют многие педагоги района и области.
Татьяна Дмитриевна была моим первым учителем. Именно она повлияла на выбор моего профессионального пути. Она вложила в меня частичку своей души, тепло, окружила любовью и заботой. Татьяна Дмитриевна – педагог с большой буквы, учитель от Бога.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!