Главное – оставаться человеком
Новость в рубрике: Даты, Культура«Донским рассказам» М.А. Шолохова – 95 лет. В 2020 году Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник отметил свой 50-летний юбилей. Инициатором создания музея в станице был наш великий писатель, лауреат Нобелевской премии Михаил Александрович Шолохов. Именно он, автор «Донских рассказов», летом 1970 года написал письмо в Правительство РСФСР с просьбой о создании музея-заповедника в древней столице донских казаков – станице Старочеркасской.
Михаил Шолохов является одним из наиболее знаковых писателей советской эпохи. Его произведения «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Поднятая целина» и «Тихий Дон» заняли достойное место не только в истории нашей и мировой литературы, но и в кинематографе.
Творчество Михаила Александровича началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. В конце прошлого года исполнилось 95 лет со дня выхода в свет его первого сборника «Донские рассказы».
Свои рассказы Шолохов начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Впервые этот сборник был опубликован в конце 1925 года в издательстве «Новая Москва», в серии «Библиотека рабоче-крестьянской молодежи», тиражом 5000 экземпляров. В сборник вошли 19 рассказов.
«Донские рассказы» Шолохова представляют собой собрание небольших историй, главными героями которых выступают самые разнообразные персонажи, жившие в годы кровопролитной Гражданской войны на южных границах России. В сборник входят следующие рассказы:
– «Родинка». История о 18-летнем командире красноармейского эскадрона Николке, оставшемся сиротой в раннем возрасте и решившем посвятить себя борьбе против разбойничьих банд;
– «Алешкино сердце». Здесь читатель столкнется со всем ужасом голода и разрухи, которые охватили Поволжье в 1921 – 1922 годах;
– «Нахаленок». Мальчик Миша живет вместе с матерью и дедом. В родное село возвращается его отец и приносит в семью коммунистические идеалы, явно не приходящиеся по нраву основной массе жителей деревни;
– «Путь-дороженька». Шолохов повествует о нелегкой жизни Петра, которого изрядно помотала жизнь в весьма юном возрасте;
– «Бахчевник». Рассказ о двух братьях. Старший из них – приверженец грядущей власти большевиков и из-за своих взглядов идет наперекор отцу семейства;
– «Продкомиссар». Еще одна семейная драма, разворачивающаяся на почве противостояния двух идеологий, схватившихся в Гражданской войне;
– «Смертный враг». История о жестокой и порой кровавой борьбе молодого коммуниста Ефима с зажиточным населением хутора.
Помимо них, в «Донские рассказы» входят «Чужая кровь», «Пастух», «Жеребенок», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Председатель реввоенсовета республики» и другие.
Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В этих рассказах всех казаков можно разделить на два типа. Первый тип – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй тип представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался веками.
В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодежи на традициях и устоях старшего поколения.
В журнале «На литературном посту» критик Овчаров писал: «К числу молодых, выдвигающихся писателей хотелось бы причислить и Шолохова с его красочными, живыми «Донскими рассказами». Шолохов впервые в художественной форме сказал о социальных противоречиях, особенно ярко отразившихся на Дону, показал, насколько неправы те, кто огульно всех без исключения донских казаков относит к категории отъявленных белогвардейцев. Из среды казаков в эпоху гражданской войны выходили не только защитники «веры, царя и отечества», но и храбрые красные бойцы, юные комвзводы, геройские руководители и организаторы первых красногвардейских отрядов на Дону. Главная тема «Донских рассказов» – раскол стариков (казаков) с сыновьями, борьба нового, рождающегося в муках, с отживающим прошлым…». Эта рецензия интересна тем, что она вышла в то время, когда в этом журнале беспощадно травили писателя Михаила Булгакова, поэтов Николая Клюева и Сергея Есенина. Разгромные статьи в их адрес выходили практически в каждом номере. Этот журнал начал выходить с апреля 1926 года и являлся критико-теоретическим органом Российской ассоциации пролетарских писателей.
После публикации «Донских рассказов» Михаил Шолохов вошел в плеяду советских писателей. Середина 20-х годов. Молодые дерзкие авторы стремились показать низовую народную Россию. Это время больших перемен и новых идей. Михаил Шолохов выделяется из целого поколения своей гениальностью и удивительным чувством сострадания к судьбе простого народа. Шолохов сам прошел всю Гражданскую войну. О всех ужасах, лишениях, тревогах того непростого времени автор знал не понаслышке. Он был участником боевых действий, поэтому рассмотрел войну с разных сторон. Все его рассказы основаны на реальных событиях. Они содержат дух того тяжелого сложного времени.
В 1931 году сборник был переиздан. Были добавлены еще рассказы, и если первоначально их было девятнадцать, то во втором издании их насчитывалось уже двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.
В 1970 году на киностудии «Мосфильм» по мотивам «Донских рассказов» М.А. Шолохова был снят художественный фильм «В лазоревой степи».
Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война, и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.
«Донские рассказы» стоит читать, так как в них Шолохов демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.
КОММЕНТАРИЙ:
А.С. Серафимович писал в предисловии к изданию «Донских рассказов»: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие».
И.С. Емельянова, заведующая отделом научных экспозиций Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника
Отправить ответ
2 Комментарий на "Главное – оставаться человеком"
Статья «Главное — оставаться человеком». Открыла страницу газеты и увидела фото из фильма «Донская повесть». Конечно, вспомнила «Донские рассказы» Шолохова. Прочла статью, захотелось заново прочитать и «Родинку», и «Шибалково семя», особенно «Нахаленка». Хорошо, дома оказалась книга. В наше время ее нужно обязательно прочитать. Спасибо газете за статью.
Спасибо газете и автору за статью