«На, сынок, поиграй, только маме не мешай!»
Новость в рубрике: Семья, Человек и законНасколько гаджеты вредны детям. В век информационных технологий современные гаджеты настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них. Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике?
Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса. Сейчас никого не удивит ребенок трех лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом, что же говорить о подростках. А ведь именно в детстве происходит закладка и наиболее быстрое развитие психики ребенка.
Положительное влияние современных гаджетов, несомненно, имеет место быть. Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине.
Ребенок от долгого сидения на одном месте устает, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребенок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даете ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.
Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребенку о природе, мире, вселенной, обо всем окружающем мире.
Но отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребенка в разы сильнее положительных моментов. Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребенок настолько увлечен виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине!
Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребенка информацию. В этом случае задача родителей – оградить ребенка от чрезмерного увлечения компьютером и следить за тем, что он ищет в сети.
Отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в и том, что из-за девайсов у ребенка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения.
Кроме этого, у ребенка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика – смайликами и стикерами. Ребенок не учится высказывать свое мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребенок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.
Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребенок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведет к искривлению позвоночника.
Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребенок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведенный за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребенка не останется времени для девайсов. А часы, проведенные с семьей, всегда лучше часов, проведенных за ноутбуком.
Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребенка. Чтобы полноценно развиваться, ребенку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребенок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет ее в своем сознании. А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребенка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.
Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребенка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан. К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.
С какого возраста можно давать ребенку гаджеты? Мнения на этот счет встречаются самые различные. Некоторые приложения рассчитаны на малышей с шести месяцев, которые способны найти в яркой картинке на экране более высокотехнологичную замену погремушке. Однако педиатры и детские психологи не рекомендуют общение с планшетами и прочими подобными устройствами хотя бы до двух лет. После этого можно постепенно начинать смотреть вместе с малышом небольшие образовательные мультфильмы и открывать первые приложения. Конечно, отбор «кандидатов» на первые просмотры является целиком прерогативой родителей, которые должны заранее оценить качество контента. Кроме того, ключевое слово здесь – «вместе». Родители – это пример для каждого ребенка, его проводники в жизни, поэтому даже в виртуальном мире первые шаги лучше делать совместно.
КОММЕННТАРИЙ
Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог, специалист по экспериментальной психологии, системной семейной психотерапии, нейролингвистическому программированию, кандидат педагогических наук (по психологии), доктор психологических наук, профессор:
– Лучший способ приучить детей к разумному использованию гаджетов – установить домашние правила, которые будут соблюдать все члены семьи. Многие из нас даже не осознают, сколько времени они погружены в свои телефоны и другие устройства. Правила будут работать, только если родители смогут сами удержаться от гаджетов. Кстати, чтобы у ребенка было меньше поводов обращать внимание на гаджеты, лучше не «зависать» при нем в телефоне/планшете, а выделить для этого другое время. В большинстве случаев новости, комментарии и лайки могут подождать пару часов.
Лучше всего соперничать с привлекательностью компьютерной графики и возможностями, которые дают цифровые технологии, может живое заинтересованное общение с близкими. Если отобрать компьютер, сунуть ребенку книгу или конструктор и пойти заниматься своими делами – это будет не решение проблемы, а злоупотребление властью.
Для того чтобы ребенок научился сам заполнять свой досуг, важно, чтобы близкие взрослые проводили как можно больше времени вместе с ним, занимаясь чем-то интересным. А значит, выбирайте настольные игры, походы, спорт, домашние спектакли, конструкторы и другие занятия, которые будут интересны и вам, и ребенку. Если прививать ребенку вкус к реальному миру, то к моменту, когда он научится сам распределять свое время, ограничения виртуального мира будут ему уже хорошо известны.
Можно подумать о том, чтобы в некоторых местах в доме или в некоторые периоды никто в семье не использовал гаджеты. Например, отказаться от мобильных устройств во время прогулок, выполнения домашнего задания, в школе или в машине (кроме дальних поездок). Кстати, вопрос о запрете телефонов в школе сейчас активно обсуждается.
Дома больше других для «офлайн-зоны» подходят кухня или столовая. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонов быть не должно. Так у вас появится традиционное место, где можно спокойно поговорить, обсудить домашние дела, спланировать совместное время.
Мария МАТЕКИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "«На, сынок, поиграй, только маме не мешай!»"
Часто вижу, что дети сидят за телефонами. Играют в игры. Когда ждешь врача, игра , конечно, незаменима. Потому что в многочасовом ожиданиии своей очереди ребенок устает, ему скучно, а через игру как-то отвлекается. Дома, конечно, надо ребенка задействовать любыми делами- по дому, например, пыль стереть, заняться рисованием, лепкой. Можно даже приготовить обед на кухне вместе с ребенком. Согласна, что чрезмерное увлечение гаджетами ни к чему хорошему не приведет. Все должно быть в меру.