Учимся дома
Новость в рубрике: ОбразованиеСуществует много объективных причин, по которым дети не могут посещать образовательную организацию. Чаще всего это происходит при наличии у ребенка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, ему могут предложить, в качестве альтернативного способа обучения, обучение на дому.

С учеником-надомником работает С.И. Пчелинцева. С 1 сентября 2021 года в Аксайской СОШ № 2 на дому обучаются десять ребят: трое – по программам начального образования, шестеро – по программам основного образования и 1 ученик осваивает программы среднего образования. Из них два ученика обучаются по основным общеобразовательным программам, а остальные восемь – по адаптированным. / ФОТО автора
Право ребенка на предоставление ему специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ». Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются обращение законных представителей ребенка в письменной форме и заключение медицинской организации.
Домашнее обучение по состоянию здоровья – это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особенных детей. Юридически дети на надомном обучении находятся в контингенте школы и обладают теми же правами, что и ученики, которые посещают ее очно. Школа выдает таким ребятам учебники, направляет учителей для проведения занятий, проводит для них аттестации. Получающие надомное обучение школьники могут посещать уроки и другие школьные мероприятия по согласованию с директором. Дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.
В зависимости от состояния здоровья ребенка возможны два варианта организации надомного обучения. Дети, которые обучаются по основным общеобразовательным программам, получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как и ученики, посещающие занятия в классах. А для тех учеников, которые обучаются по адаптированным общеобразовательным программам, в том случае, когда здоровье ребенка не позволяет ему обучаться по основной общеобразовательной программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке.
Для каждого ребенка определен индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учетом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя и ученика.
Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми-инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательную организацию. Конечно, желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для тех детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими школы, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому, педагоги проводят индивидуальные или групповые занятия в помещениях школы.
Когда ребенка переводят на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определенных руководителем образовательного учреждения, которые с ним занимаются. В процессе обучения с детьми на дому задействовано 36 педагогов. Помимо педагогов-предметников, в обучении детей на дому, в соответствии с образовательной программой, участвуют учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты.
Не одно десятилетие с этой непростой категорией ребят работает настоящий профессионал своего дела, учитель-дефектолог Светлана Ивановна Пчелинцева. «Будучи дефектологом, я чувствую огромную ответственность за будущее каждого своего ученика. Это трудная, но благородная работа обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, видеть и радоваться даже небольшим их достижениям», – говорит она о своей работе.
Эта работа предполагает применение самых разных нестандартных педагогических технологий, среди которых различные игровые приемы, пальчиковая гимнастика, пескография и сказкотерапия.
Кроме того, учителя стараются по возможности обеспечить участие детей-«надомников» вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других досуговых мероприятий. Ирина Владимировна Жукова, учитель, который работает с надомниками, именно это направление работы с особенными детьми считает особенно важным. Она создает со своими учениками прекрасные квилинговые аппликации, некоторые из которых впоследствии становятся призерами творческих конкурсов.
«Безусловно, надомное обучение в некоторых ситуациях, требующих именно такой формы, является главенствующим звеном во взаимосвязи с учеником. Такая форма обучения обеспечивает непрерывность процесса обучения и индивидуализацию взаимоотношений педагога с учеником, то есть разрабатывается программа сопровождения, которая предусмотрена для каждого конкретного ребенка, учитывая и результаты обследований, и его потребности. Главным минусом надомного обучения является лишение ребенка полноценного общения со сверстниками, которое значимо на каждом возрастном этапе, особенно в подростковом возрасте, – считает педагог-психолог Виктория Сергеевна Молтянинова.
Ведущим принципом работы с учениками- «надомниками» является сохранение и улучшение здоровья ребенка. Индивидуально работая с каждым учеником, педагоги стараются создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учетом системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Светлана ЕФРЕМОВА

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!