Три белых коня, эх, три белых коня
Новость в рубрике: Даты, Избранное, КультураТройка – традиционное средство передвижения по белу свету главного зимнего волшебника России. Тройку лошадей Деда Мороза часто вспоминают тогда, когда сравнивают русского волшебника с его зарубежным коллегой Санта Клаусом. Последний, как известно, путешествует на оленях. А Дед Мороз «на бойкой, необгонимой тройке несется». Историки утверждают, что тройка как русская запряжка коней возникает на рубеже XVII – XVIII веков. Ее появление в России связано со стремлением увеличить скорость езды на большие расстояния. Каждая лошадь в тройке скачет своим аллюром. В центре расположен коренник, скачущий рысью, а по бокам – пристяжные лошади, скачущие галопом. Так достигается высокая скорость – до 50 километров в час.
Нам сегодня кажется, что Дед Мороз всегда путешествовал на тройке, однако это не так. К 50 годам прошлого века окончательно вырисовывается образ зимнего волшебника. Формируется представление о внешнем облике и характере, о его помощниках в лице Снегурочки, Мальчика Нового года, Снеговика и разных зверушек. Но тройка как средство передвижения Деда Мороза пока еще отсутствует.
Например, изучая образ волшебника в мультипликации, мы обнаруживаем, что наш герой передвигается на автомобиле в мультфильме «Когда зажигаются елки», на самолете – в «Новогодней ночи» или «Новогоднем путешествии», даже на оленьей упряжке в мультфильмах «Елка» и «Когда зажигаются елки» – чужом для российского волшебника транспорте. А где же исконная русская тройка? Ее мы долгое время в сопряжении с Дедом Морозом не встречаем.
Но при изучении новогодних поздравительных открыток появляется первый визуальный образ Деда Мороза на тройке лошадей. В 1959 году была напечатана открытка, автором которой является художник Евгения Венедиктовна Пашкова-Селиванова. На почтовой миниатюре волшебник в полный рост стоит в санях с новогодней елкой, правой рукой он указывает направление движения, а тройкой управляет юный возница в шапке-ушанке, может быть, Мальчик Новый год. Над тройкой звездное небо с космическими аппаратом.
Конец 50-х годов прошлого века идет активное освоение космического пространства. Наша страна занимает лидирующие позиции в мире. Художник так выстраивает композицию на открытке, что поневоле осознаешь, что Деду Морозу и космической ракете по пути. Советские открытки часто отражают точные приметы времени. Тройку Деда Мороза сопровождает первая в мире межпланетная станция «Луна-2». Этот космический аппарат доставил на Луну вымпел с изображением герба СССР.
Так благодаря творческой фантазии художника Дедушка Мороз освоил новый вид транспорта. Конечно, сама Евгения Венедиктовна, автор поздравительной открытки, не задумывалась о своем вкладе в формирование образа Деда Мороза. Впрочем, волшебная тематика была близка ее творчеству. Известен целый ряд интересных иллюстраций Евгении Пашковой-Селивановой на тему русских народных сказок.
В 60-е годы происходит формирование образа тройки Деда Мороза. Зимнему волшебнику путешествовать на новом виде транспорта понравилось. Однако устойчивая традиция изображать Деда Мороза на тройке пришла из народного промысла Палех. Палехские художники, большие мастера лаковой миниатюры, в большом количестве тиражировали образ тройки волшебника на своих изделиях. Чуть позднее они перенесли изображение тройки Деда Мороза на новогоднюю поздравительную открытку.
Палехская лаковая миниатюра, по мнению искусствоведов, восходит к древнерусскому искусству иконописи. На своих работах мастера прорисовывают каждую, даже самую мелкую деталь. Для палехского письма характерна необыкновенная яркость и контрастность в изображении сказочного мира и чудес. В росписи палешан много золотого цвета, создающего неповторимые волшебные сюжеты. Таким могущественным волшебником, легко преодолевающим на тройке любые расстояния, предстает на палехских открытках главный зимний волшебник России.
В 60 – 70-е годы печатается много почтовых миниатюр с образом тройки Деда Мороза, значительная часть которых принадлежит художникам Палеха. Особенно выделяется творчество Константина Александровича Андрианова и Константина Сергеевича Бокарева.
В 1982 году на экран выходит быстро ставший популярным новогодний фильм-сказка «Чародеи». В кинокартине Лариса Долина исполняет детским фальцетом песню «Три белых коня». В припеве звучат такие слова: «И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную даль три белых коня, эх, три белых коня – декабрь, январь и февраль».
Песню в народе очень полюбили. Без ее исполнения сегодня трудно представить песенный новогодний концерт. Понятно, что, по мысли авторов, «три белых коня» – метафора, три зимних снежных белых месяца. Но вскоре современный фольклор образ «трех белых коней» переосмыслил. Они, оказывается, ни много ни мало кони из тройки Деда Мороза, и зовут их Декабрь, Январь, Февраль.
Тему «коней» развивает Андрей Усачев в повестях «дедморозовского» цикла «Дед Мороз из Дедморозовки». Они живут в конюшне, верой и правдой служат волшебнику, во время его путешествий развивают прямо-таки космическую скорость. И зовут их, конечно, согласно традиции – Декабрь, Январь и Февраль.
С тех пор главный волшебник страны в сопровождении внучки Снегурочки и зверят-помощников едет на санях, запряженных тройкой лошадей.
Не так важно, на каком транспорте прибудет сказка, чтобы поздравить с Новым годом и Рождеством. Гораздо важнее то, с каким настроением мы встретим эти праздники. Ведь оно определяет не только самую волшебную ночь в году, но и все последующие дни и ночи. С наступающим Новым годом!
КСТАТИ
А как добираются к празднику другие сказочные персонажи из разных стран, определяющие атмосферу самого главного праздника в году?
На некоторых территориях нашей необъятной страны есть, так сказать, локальные версии зимнего волшебника. К примеру, Ямал Ир – ямальский Дед Мороз, наделенный духами Севера волшебной силой. Катается он на оленьей упряжке, как и европейский коллега Санта Клаус. Санта с нашим Дедулей, скорее всего, родственники. Что-то вроде кузенов, поскольку образ, имидж и поведение у персонажей очень уж схожи.
Передвигается господин Клаус на санях, запряженных северными оленями. Олешки Санты сами по себе уже стали символом европейского Рождества. У каждого члена упряжки есть имя и своя история: Дэшер (Стремительный), Дансер (Танцор), Пренсер (Скакун), Виксен (Резвая), Купидон, Дондер (Гром), Блитцен (Молния), Комета и, конечно, Рудольф – последний, самый известный и популярный благодаря выдающемуся красному носу. Известность веселой упряжки в Северной Америке так высока, что именами копытных даже названы горные вершины в канадской провинции Нью-Брансуик.
Французский коллега Санты Пер Ноэль передвигается верхом на ослике. А подарки возит в корзине. В дом он пробирается через дымоход, как и мистер Клаус. Пока волшебник занят раскладыванием подарков по ботинкам, специально расставленным для этого перед камином, длинноухое транспортное средство терпеливо дожидается хозяина на улице.
Главный зимний волшебник в Финляндии, коллега и собрат вышеперечисленных персонажей, – это Йоулупукки, тоже передвигается на оленьей упряжке. И немудрено, ведь рождественскому деду надо успеть одарить всех, а пешком относительно небольшую страну обойти не получится.
В Бельгии и Нидерландах детвора с трепетом ждет Синтерклааса. Этот персонаж гордо шествует на белоснежном коне, а с раздачей подарков ему помогают верные спутники – веселые слуги Черные Питы.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!