«Крещение – есть духовное рождение»
Новость в рубрике: Культура, РелигияОдно из первых церковных таинств которое познает человек в своей жизни – это Крещение. В Православной церкви таинство Крещения может совершаться над человеком любого возраста, хотя в старину новорожденных крестили в сорокадневном возрасте. Но не зависимо от возраста, таинство Крещения совершается всего один раз в жизни. Считается, что после совершения этого таинства на всех земных путях человека сопровождает небесный ангел-хранитель. Этот церковный обряд как правило совершается в определенные дни, и состоит из нескольких последовательных частей. В этом древнем религиозном обряде соединяются особые священнодействия и молитвы. Еще до проведения церковного обряда Крещения, в первый же день рождения младенца, священник читает специальные молитвы. А наречение имени ребенка, согласно церковного устава полагается совершать на восьмой день от его рождения, перед вратами храма, в притворе. Как правило, при Крещении, церковное имя младенцу дается в честь кого-либо из церковных святых.
С наречением имени начинается оглашение, как один из обрядов наставления в вере, предваряющих совершение самого таинства Крещения. При наречении имени младенцу, священник крестит ребенку лоб, уста, грудь и произносит молитву: «Господу помолимся …». Обряд оглашения священник совершает в епитрахили – части церковного облачения. После поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом, священник входит с младенцем в храм, облачается в белую фелонь и надевает поручи.
После окончания оглашения священник приступает к совершению самого таинства Крещения, обычно его проводят в храмах утром, во время божественной литургии, или после нее.
Купель с водою ставится в центре храма или крещальни. По краям ее зажигают три свечи. По левую сторону от купели ставят аналой – подставку для богослужебных книг. На аналой кладут крест, евангелие и крестильный ящик. Перед купелью становится священник, за ним воспреемники – крестные родители с младенцем. Крестным родителям дают свечи. Затем священник совершает освящение воды в купели, что является одной из важнейших частей таинства Крещения. Именно вода открывает нам значение Крещения, раскрывая все стороны таинства, показывает его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. Это первичная космическая стихия, основа жизни, животворящая сила, символ очищения, возрождения и обновления. В прошлом верили, что злые духи боятся воды. Поэтому человека считали «ритуально чистым» только после омовения.
Освящение воды совершается при помощи особых молитв, по окончании которых, священник крестит воду трижды, погружая троеперстие в воду и дунув на нее произносит молитву, повторяя поочередно это действие трижды. Благославляя воду, священник проводит по ее поверхности перстами крестообразно две черты: первый крест изображает на поверхности воды, второй-немного глубже, а третий-в самой глубине. Вода должна быть чистой, без каких-либо примесей и запахов, и никакая другая жидкость не может заменить воду. Священник над водой произносит приготовительную молитву, которая напоминает священнику о том, что Крещение – это начало процесса, в котором решающую роль должна играть семья крещаемого, и крестные родители.
После того как вода освящена, она помазуется елеем. Елей – деревянное масло, ему, так же, как и воде, издревле предавалось глубокое религиозное значение. Священник освящает и елей, читая молитвы. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей возжигали в светильниках, поэтому он знаменовал собой свет и радость. Это слово связано с греческим «елеос» — милость, исцеление, свет и радость. Священник, трижды поет «аллилуйя» со всеми, кто присутствует на Крещении, творит три креста освященным елеем в воде и произносит молитву. После чего приносится крещаемый ребенок крестными родителями, которые присутствуют на протяжении всего церковного обряда Крещения, причем если крестят мальчика, то его держит крестная мать, а девочку-крестный отец. Священник изображает елеем крест на лбу, груди, спине, ушах, руках, ногах крещаемого, с произношением молитвы. «Помазуется раб Божий елем …». Непосредственно после помазания елеем священник совершает самое существенное в таинстве – Крещение.
Ребенка священник трижды опускает в купель с освященной водой и произносит молитву: «Крещается раб Божий …». Крещение буквально означает «погружение», и церковный устав предписывает крестить полным погружением. При погружении крещаемый обращен лицом на восток. После троекратного погружения младенца в купель, он возвращается на руки своему восприемнику, который должен принять ребенка в чистую пелену.
Сразу же, после Крещения новокрещеный облачается в белую новую рубашку. Облачая крещеного в белую рубашку, священник произносит особую молитву: «Облачается раб Божий в ризу правды …». Облачение в белую рубаху после Крещение символизирует возвращение человека к его истинной безгрешной природе. Белая одежда – символ чистоты души.
Вместе с белой одеждой на новокрещеного одевается нательный крест – символ принадлежности к церкви. При возложении креста священник осеняет им младенца и произносит молитву: «Во имя Отца …». Этот обряд совершается согласно древней традиции православной церкви. А одевая нательный крест священник произносит специальную молитву. Крест в церковном мире есть хранитель всей вселенной, сила народов, слава ангелов. После облачения и возложения креста, совершается таинство Миропомазания, после которого священник крестообразно постригает крещенному волосы, и закатывает их в восковой шарик и опускает его в купель. После произнесения молебных прошений о крестных родителях и новокрещеном и произнесения «отпуста» на котором обязательно поминается святой, ставший небесным покровителем крестившегося таинство Крещения завершается.
Затем совершается «воцерковление» крещеного, т.е. его приобщение к полноценной церковной жизни, это выражается в том, что крещеного младенца священник обносит вокруг купели и вносит в алтарь храма, в том случае если крестят мальчика. Затем ребенка возвращают на руки крестным родителям-восприемникам, которые в ходе таинства Крещения принимают ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крещаемого: крестника или крестницы. Обычно крестными родителями становятся родственники, а за их отсутствием восприемником считается сам священник, который совершал таинство Крещения.
Крещение — таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую. Крещение – начало новой, христианской жизни человека.
Н.Н. Буханенкова, научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!