Под покровом Богородицы
Новость в рубрике: Даты, Культура, Религия14 октября отмечается один из главных праздников донских казаков. Каждый год 14 октября православные верующие отмечают праздник Покров Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что Покров не входит в число 12 главных праздников церковного календаря, он один из самых значимых для православного вероучения, а также один из самых почитаемых народом.
Праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей, однако зародился он не в России. Согласно преданию, события, послужившие возникновению праздника, произошли 14 октября (1 октября по старому стилю) 910 года в Византии. Город Константинополь был окружен войсками варваров. Такие набеги, как правило, заканчивались для населения трагично. Местные священники молились об избавлении от врагов, жители стекались в храмы. На окраине византийской столицы находился Влахернский храм, в котором среди верующих, собравшихся на всенощную, находились юродивый Андрей Константинопольский (в будущем известный святой) и его ученик Епифаний. Во время службы произошло видение пресвятой Богородицы, окруженной ангелами и святыми и озаренной небесным светом. Святой Димитрий Ростовский описывал это событие так: «Богородица сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом». Явление это было воспринято молящимся как зримое подтверждение того, что их просьбы о помощи и защите услышаны. И действительно, чудесным образом на море внезапно поднялась сильная буря, разметавшая корабли варваров, избавив таким образом жителей Константинополя от верной гибели.
Однако, несмотря на то, что жители Византии очень почитали Божию Матерь и считали ее своей заступницей, праздник Покрова в этой стране распространения не получил. В Русской православной церкви традиция отмечать Покров Пресвятой Богородицы, наоборот, закрепилась, и этот праздник в итоге стал одним из любимейших в народе. Произошло это в XII веке благодаря князю Андрею Боголюбскому, который особо почитал святого Андрея Юродивого, считая его своим покровителем. Описанное видение князь принял как особый знак для себя и своей земли. Таким образом, он обозначил русскую землю как один из земных уделов Пресвятой Богородицы, поручил свой народ и русскую церковь ее покровительству и защите.
С тех пор и до наших дней 14 октября звон церковных колоколов плывет над русской землей, славя и воспевая Пресвятую Богородицу. На службе прихожане молятся о благополучии в доме, защите от несчастий и обретении душевного покоя, о здоровье близких и об исцелении от недугов.
Покров – праздник радостный и светлый, поэтому и отмечается он весело. Он не приходится на период многодневного поста, поэтому можно устраивать застолья и звать гостей. Если дата не приходится на среду и пятницу, то на стол можно подавать рыбу и мясо. Хозяйки также в этот день часто готовят различную выпечку и угощают близких и соседей.
На Покров, как и на другие церковные праздники, запрещено ругаться, проявлять скупость, завидовать. По поверью, провинившихся ждет полоса неудач и суровые наказания, ниспосланные Богородицей.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы приходится на переходный период – заканчиваются сельскохозяйственные работы и начинается подготовка к зиме. Слово «покров» также ассоциируют с первым снегом, покрывающим землю. В народе существует множество примет, связанных с погодой в этот день: если снег уже выпал, то зиму ожидают ранней и снежной, а если нет, то зиму не стоит ждать раньше декабря. Составляли прогноз и по направлению ветра – северный или восточный – к холодной зиме, южный – к снежной и мягкой. Переменчивый ветер обещал переменчивую зиму. Начиналась с праздника Покрова также череда свадеб. Это время считалось самым благоприятным для создания крепкой и счастливой семьи.
На Дону Покров был и остается одним из главных праздников. Общепринято считать, что основная причина, по которой так чтят казаки этот день, – знаменитое Азовское осадное сидение. В июне 1637 года донские казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым захватили расположенную в устье Дона турецкую крепость Азов и в течение нескольких лет удерживали ее в своих руках. Для такого мощного государства, как Османская империя, державшего в те времена в страхе все европейские страны, это было немыслимым позором. В июне 1641 года многотысячная турецкая армия подошла к стенам Азова с целью взять реванш. Три месяца продолжалась осада. Но, несмотря на колоссальное численное превосходство, турецкая армия, потерпев огромные потери, так и не смогла отбить крепость обратно. Предлагали турки казакам богатый откуп за оставление Азова, но казаки «на их бусурманские прелести не покусилися и им всем отказали», предпочтя деньгам честь и воинскую славу. Но защитникам Азова приходилось нелегко. Силы уже были на исходе, в живых осталось не более трех тысяч воинов, продовольствие и боеприпасы заканчивались. Решено было совершить отчаянный рывок, чтобы пробиться или умереть в бою, избежав позорного плена. Отслужив ночью молебен, казаки вышли утром из крепости и обнаружили, что все вокруг заволокла плотная пелена тумана. Дойдя до самого Дона они не встретили сопротивления.
В старинных летописях встречаются неоднократные упоминания о видениях во время Азовского сидения – являлись казакам в ответ на их молитвы Богородица, святые Иоанн Предтеча и Николай Угодник. Согласно «Особой повести об Азове», христианские святые явились и туркам – что, дескать, и послужило причиной их поспешного отступления.
Поэт Николай Туроверов описывал эти события так:
Эту землю снова и снова
Поливала горячая кровь.
Ты стояла на башне Азова
Меж встречающих смерть казаков.
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва, звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова,
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров.
Решающая битва, закончившаяся отступлением турецкой армии, произошла 26 сентября – за несколько дней до праздника Покрова. С тех пор и считается, что Пресвятая Богородица, укрыв землю туманом, уберегла казаков от врага.
Но в народной памяти почитание Богородицы и праздника Покрова имеет еще более глубокие корни. В старинных казачьих легендах и песнях говорится о том, что в 1552 году, при штурме неприступной Казани, казаки оказали Ивану Грозному неоценимую помощь, за которую тот щедро их наградил.
Таким образом, согласно преданию, 1 октября по старому стилю, в день Покрова, когда стены Казани были взорваны, донские казаки первыми ворвались на улицы города. И тогда же, по легенде, царь Иоанн IV предложил им в качестве награды «бесчисленное множество золота и серебра, и жемчуга, и драгоценных камней, и нарядных золотых одежд, и серебряных и золотых сосудов…». Но Донцы от всего богатства отказались, а просили только, чтобы государь пожаловал им в вечное владение реку Дон со всеми притоками до тех мест, как им надобно. Царь не отказал и выдал грамоту, в которой подтверждал право владения казаков указанными землями «во веки веков». Грамота эта не сохранилась, но казаки про нее всегда помнили. Из поколения в поколение передавалась эта история на Дону, связывая праздник Покрова Пресвятой Богородицы с обретением свободы и независимости. Еще несколько десятилетий назад от стариков станичников можно было услышать песни, где рассказывалось об этом событии, атаманство приписывалось легендарному Ермаку Тимофеевичу.
Считается, что задолго до введения официального войскового праздника, отмечали его на Дону в день Покрова Богородицы. И даже когда в 1890 году Александром III 17 октября (30 по новому стилю) был назначен праздник Донского казачьего войска, в народе он считался табельным днем. 17 октября отмечали его помпезно, с торжественными обедами и приемами, а гуляли от всей души по-прежнему на Покрова. В 1904 году указом Николая II, после рождения наследника-цесаревича, Войсковой праздник был перенесен на 5 (18) октября. Но и этот праздник остается в большей мере официальным, не снискав народной любви.
После Октябрьской революции и Гражданской войны на долгие годы Войсковой праздник, как и многие другие традиционные казачьи праздники, был предан забвению. Но в 90-х годах XX века начался процесс возрождения донского казачества. И с 1991 года свой главный праздник – День Войска Донского казаки отмечают уже официально в день Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября.
А.Е. Терентьева, научный сотрудник Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!