«Я – как папа…»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, ИзбранноеТак говорит Дочь знаменитого виноградаря Т.В. Брусова, продолжая его дело.
О Татьяне Васильевне Брусовой мне рассказали в Управлении сельского хозяйства Администрации Аксайского района. «Вот кто герой! Возрождает виноградарство, занимается плодоводством! Она дочь известного донского виноградаря Василия Ульяновича Капелюшного. Съездите, не пожалеете!».
…Татьяна на внедорожнике подхватила меня с московской трассы на повороте на Мускатный. С красивой стильной прической, маникюром, макияжем. Вот вам портрет современной сельской женщины!
За окном моросил дождь. В этот день погода преподнесла выходной селянам. А в фермерском хозяйстве, между тем, работ невпроворот – подоспел урожай яблок. Сады у Брусовых стоят ухоженные, правильно обрезанные. В фермерском хозяйстве трудятся два агронома. Один из них – муж Татьяны Алексей Валерьевич.
– Татьяна Васильевна, вы дочь известного виноградаря Василия Капелюшного. Откуда у вас, горожан, такая тяга к земле, к растениеводству. Ваш папа и по профессии был агроном? – спрашиваю.
– Нет, он инженер. Закончил Автодорожный техникум, позже РИИЖТ. А виноградом его заразил немец. Когда они с мамой переехали с Украины в Ростов, квартировали во 2-м поселке Орджоникидзе на даче у Дмитрия Борисовича Брауна. Потом, когда он решил уехать на историческую родину в Германию, много желающих нашлось на его образцовое подворье. Браун дешево продал свой дом отцу с одним условием – что сохранит виноградник, продолжит его дело.
Василий Капелюшный так увлекся, что стал создавать новые гибридные формы. Долгие годы совмещал работу с увлечением, а заслуженный отдых целиком посвятил виноградарству. Потом уже были у семьи и новый дом, и новая дача в Большом Логу, где виноград они высадили на террасах. Ухаживать за немалой плантацией помогали энтузиасту жена Алла Александровна и дочери Римма и Татьяна.
Когда в 90-е началось фермерское движение, в числе первых Василий Ульянович создал свое КФХ. Потому, видно, и назвал его «Надежда», что мечтал покрыть донские просторы рядами шпалер, поддерживающих кусты солнечной ягоды. На миллионы пошел счет саженцев, которые семья выращивала тогда для виноградарей.
– По нашей зоне привитой виноград выращивать очень сложно, – признается Татьяна Васильевна. – Если прививка подмерзла, виноград полностью идет на корчевку. А непривитый, прихваченный морозом, можно обрезать под корень, и он восстановится, не теряя ни сортности, ни своих качеств.
– Татьяна, вы так разбираетесь в виноградарстве. Наверное, и в детстве мечтали работать на земле, смотря на увлечение отца?
– Ну что вы! – смеется Татьяна Васильевна. – У меня была мечта стать директором магазина. Потому что моя мама тоже была директором магазина. Мне нравится торговля, потому после окончания школы я поступила в торговый техникум, который закончила с красным дипломом.
– Ваша основная прибыль сейчас с виноградников или садов? И какие плодовые деревья вы выращиваете сейчас?
– По поводу винограда – нам сложно конкурировать с крымским или из южный республик, потому что у нас укрывная зона. А это немалые затраты и большой риск. В этом году у нас хорошо шла черешня, просто «влет». Закупочная цена в зависимости от сорта и величины косточковых от 80 до 200 рублей за килограмм. Также вишня, слива, груша. Продаем только оптом. Безусловно, сады тоже требуют ухода, современных обработок от болезней и вредителей.
– А занимаетесь выведением новых сортов винограда, как ваш отец?
– Да нет. Для этого нужны талант, усидчивость и, самое главное, время! Знаете, как создаются новые гибридные формы? Берут пыльцу с одного винограда – когда он цветет, пыльца трусится в специальные мешки. Потом с другого винограда, пока еще тот не раскрылся, снимаются колпачки именно с соцветий – пинцетом! Это неимоверно кропотливая работа. На одну кисточку уходит где-то по шесть часов, чтоб снять с нее колпачки. Потом наносится подготовленная пыльца. С вызревшей этой кисти собираются косточки. И надо три года ждать, пока куст заплодоносит! А потом еще пять лет идет апробация, чтобы он не поменялся: срок созревания, размер ягоды, ее вес, цвет – все фиксируется. Это очень долгая процедура, 10 – 12 лет полностью занимает все.
Татьяна рассказывает об увлечении отца, а у самой слезы на глазах. Пять лет назад Василий Капелюшный умер, аккурат на 9 мая.
– Восьмого еще досаживал саженцы, все писал-писал наблюдения. Красиво жил, красиво умер, – говорит дочь. – Папа построил большой четырехэтажный дом, мечтал собирать вместе всю семью. Если бы не коварный тромб. Он хорошо себя чувствовал. Не поверите, но у него были все свои зубы. Такой был здоровый…
У Василия Капелюшного было много заслуженных наград – дипломов, медалей. К ним добавилась и награда Татьяны Брусовой – золотая медаль и диплом, врученные как лучшему фермеру на главной сельскохозяйственной выставке страны «Золотая осень».
– В память об отце у меня рука не поднимется бросить его дело. Я все это умею, я выросла на виноградниках. А муж Алексей первое время отмахивался. Но отец убедил: «Ну, надо».
– Теперь не жалеет?
– Нет. Он с папой очень дружен был. Бывает, закроются в кабинете и обсуждают что-то часами. Он, правда, больше садоводством увлечен. В сорок лет закончил ДонГАУ. Видно же, что талантливый агроном. Его даже в Краснодар звали работать.
Потому вотчина Алексея Брусова – это сады. Грушевый – еще заслуга Василия Капелюшного. Там, как на винограднике, что ни дерево – свой вкус, свой срок созревания. Брусовы ко всему подходят основательно. Если сад – то такой, что и внукам хватит, капельное орошение – пусть дорого, но вперед на десяток лет.
Многим жителям округи фермеры дали работу. Большинство трудятся сезонно, а постоянным работникам выдают зарплату круглый год, даже когда в межсезонье особо делать нечего. Но хозяева знают, как непросто найти сегодня хорошего тракториста, а людям надо семью кормить.
Зять Иван Ишкинин, муж старшей дочери Софии, тоже в фермерском хозяйстве на подхвате. Успел у Василия Капелюшного научиться многому.
– Он может и на рынке торговать, и в саду работать – не нарадуется на зятя Татьяна Васильевна. – Иван местный, из Мускатного. Дочь с ним вместе училась в Рассветовской школе.
Татьяна Васильевна гордится отцом, довольна тем, что похожа на него и внешне, и характером. В ней действительно чувствуется созидательная сила. И специальность подходящая – управление производством, после торгового техникума закончила Московский институт новых технологий управления международного сотрудничества.
– Вы, видимо, прирожденный организатор, руководитель? – спрашиваю.
– Приходится. По-другому не получится. Скажем так, я с характером. В сезон ведь коллектив немаленький собирается, с мужиками жестко приходится разговаривать. А так я добрая…
На Татьяне Васильевне в основном организация уборки урожая, реализация. Не зря она хотела в детстве быть директором магазина! На муже и зяте – «грубая» мужская, но квалифицированная работа. Однако и она может сесть за штурвал трактора. В это с трудом верится, когда видишь аккуратный маникюр на ухоженных руках.
– Стараюсь успевать, – смеется глава КФХ. – Сезон начинается – забуду и про маникюр, и про сон. Летом хорошо, если четыре часа удается поспать, а не три. По натуре я оптимистка. Утром встаю с мыслью: все не так уж плохо, живы, да и хорошо. Купить можно все, кроме здоровья. А нервы надо беречь. Я как папа – спокойная. Считаю, не стоит переживать по поводу того, что не можешь изменить.
Когда я была в гостях у Татьяны Васильевны, пришла новость: ее сын, 22-летний Алексей Алексеевич уходит добровольцем на спецоперацию. Отговаривать его родители не стали. «Как я могу сыну сказать: «Не иди!» – говорит Татьяна. – Это его выбор, его долг»…
Елена СЕМИБРАТОВА
Отправить ответ
1 Комментарий на "«Я – как папа…»"
Шикарный текст.