Вдали от магистралей
Новость в рубрике: Сельские поселенияХутор Забуденовский и поселок огородный: и здесь живут люди. В Аксайском районе десятки поселков и хуторов, некоторые из них расположены так глубоко и далеко от основных магистралей, что многие о них, вероятно, никогда не слышали. Между тем там тоже живут люди. В этом материале пойдет рассказ о двух самых отдаленных населенных пунктах Щепкинского сельского поселения – Огородном
и Забуденовском.
Забуденовский
Хутор Забуденовский расположен на окраине Щепкинского сельского поселения, неподалеку от правого берега реки Тузлов. Севернее него, в границах поселения, нет ничего, кроме полей и оврагов. Самая что ни на есть былинная Россия.
Проследить, когда именно здесь появился хутор, практически невозможно. Не расскажет об этом и всесильный Интернет, не расскажут вам и местные жители. Их, к слову, совсем немного, но об этом потом.
Проезд к Забуденовскому, хоть и занял определенное время, не был столь тяжелым. Чтобы добраться до хутора, нужно проехать через поселок Щепкин на север к Возрожденному, между ними примерно девять километров хорошей асфальтированной дороги. Далее следует проселочная дорога в неплохом состоянии. Стандартный автомобиль проедет без проблем.
Здесь перед вами открывается восхитительный вид – складки местности, поля и склоны отражали тени проходящих по небу облаков. Тут цивилизация еще не успела покорить природу.
Но, возвращаясь к дороге, стоит отметить, поездка к хутору проходила в солнечный день. Снегопад или ливень не оставят и шанса добраться до пункта назначения. Склоны и подъемы могут сыграть с вами злую шутку. Проехав через СНТ «Комбайностроитель» и СНТ «Электромонтажник», мы добрались до хутора. Совсем рядом с ним расположено СНТ «Уголек».
Итак, что из себя представляет хутор Забуденовский? Это одна улочка с домами и личными хозяйствами. Население составляет, если верить последней переписи, 18 человек. Но, пообщавшись с местными жителями, оказалось, что на зиму некоторые уезжают и остаются в хуторе человек 12.
Я пообщался с местной жительницей Любовью Пантелеевной. Вот что она рассказала:
– Живу здесь вообще с 1956 года. Потом какое-то время жила в Ростове, а как на пенсию вышла – вернулась. Воду ходим набирать под гору, там у нас колодец. Газ ездим покупать баллонный в Родионовку. Работы здесь нет никакой, занимаемся своим хозяйством. Магазинов и медпункта тоже нет. С электричеством все хорошо, не жалуемся.
Живет здесь людей немного, кроме дачников, это мы и еще четыре семьи. Пять дворов получается. Когда снег, добраться к нам невозможно, до шлагбаума чистят снег, а к нам очень-очень редко заезжают. Живем своим хозяйством. Проснулись, накормили и напоили живность, убрались, и все, так у нас жизнь и проходит. Вот такой у нас быт.
Добавлю, что средства связи в хуторе есть. Интернетом местные жители не пользуются, но сигнал, на удивление, хороший – 4G. На домах виднеются антенны для телеприемников. Ожидать, что проведут сюда центральное водоснабжение и газ – не стоит. Слишком уж мало людей. Да и молодого поколения в Забуденовском совсем нет. Последний школьник жил здесь пять лет назад. Забирал его в школу автобус. Беда в том, что остановка расположена в полутора километрах от хутора. И добираться по такой дороге не слишком удобно.
Дорога – главная проблема. Ведь все необходимое для жизни, кроме света, люди берут извне. На вопрос, что вы делаете, если человеку стало плохо, Любовь Пантелеевна ответила коротко: «Вызываем «скорую». На логичное уточнение – сколько же она добирается, собеседница лишь пожала плечами. Этот жест объяснил все гораздо больше слов.
Во-первых, сколько ехать сюда, зависит отнюдь не от водителя и даже не от автомобиля, если у вас не «КАМАЗ», конечно, а от погоды. Природа диктует условия, а не человек.
Во-вторых, о болезнях и эпидемиях слышали здесь только из телевизора и от приезжих. Родственники помогают тому, у кого они есть. Привозят еду и «гостинцы» из города.
Жители хутора Забуденовский живут спокойной, размеренной жизнью. Очень жаль, но приходится признать, что в перспективе таких мест будет все меньше.
Закончить первую часть повествования о дальних населенных пунктах лучше всего строкой из стихотворения А.С. Пушкина: «Мой друг, пора на хутора!»
Огородный
Поселок Огородный расположен в 20 километрах от Ростова-на-Дону, к северу от Октябрьского, буквально посреди полей. Скорее всего, многие читатели лишь отдаленно слышали о наличии такого населенного пункта.
Сюда не ходит общественный транспорт, а в округе нет СНТ или коттеджных поселков. Ближайшие населенные пункты с инфраструктурой – это хутора Каменный Брод и Октябрьский Родионово-Несветайского района.
До ближайшей асфальтированной дороги три километра пути, два из которых по обыкновенной проселочной – в глубь полей. В дождливую либо снежную погоду эти два километра, вероятно, придется идти пешком. На этом пути ничего, кроме опознавательных табличек «Газпром», вы не встретите.
Только подъезжая к поселку, вы наткнетесь на развалины каких-то зданий. Как позже выяснилось – это недостроенная и брошенная ферма, которую растаскивают понемногу на стройматериалы. Дорог в самом поселке тоже нет. По единственной улице небрежно разбросана крупная тырса.
В самом поселке проживают четыре семьи, у пары из них свое хозяйство. Много домашних животных – куры, индюки, утки, гуси, несколько голов скота, собаки и кошки. Многие свободно бродят по единственной улице поселка.
Две женщины, жительницы поселка Огородный, Зоя Васильевна и Наталья Васильевна, любезно согласились ответить на пару вопросов.
– Своего хозяйства у нас нет. Мне 72 года, сестре 64, а мужиков нет, живем вдвоем. Зерно купи, за привоз заплати, сарай построй – овчинка выделки не стоит. Получаем пенсию в Ростове, там и набираем продуктов, – рассказывает Зоя Васильевна.
На следующий и очевидный вопрос, а как же они добираются до города, жительницы ответили:
– Помогает Володя Викулов, у него чуть ниже дом, он работает на Ростовском море. С ним и ездим.
По сути, жизнь моих собеседниц очень сильно зависит от соседа и состояния его «Нивы». Однако это их совсем не пугает.
– С электричеством все нормально. Воду берем из скважины, но летом случается засуха, дождей нет, тогда берем у соседей. Телефоны у нас есть, телевизор тоже, – рассказывает про коммуникации Наталья Васильевна.
В поселке есть дети, как минимум двое обучаются в Октябрьской школе, один уже в техникуме. Доставлять их также необходимо на личном автомобиле, иначе никак.
Большим открытием для меня стало, что домик, рядом с которым мы вели диалог с Зоей Васильевной и Натальей Васильевной, это бывшая начальная школа.
– Мы здесь родились и выросли, в школу ходили. Тут наша мама жила. Но дом валится уже, поэтому скоро будем уезжать. В Большекрепинской слободе, в Родионово-Несветайском районе, жить собираемся, – с досадой сказали собеседницы.
Хочется отметить, что все-таки есть разительный контраст между людьми, переехавшими в поселки из города, и теми, кто почти всю жизнь прожил здесь. Совершенно другое отношение к проблемам: воды нет – попросим, дорог нет – справимся, электричество – не жалуемся. И только вероятный скорый обвал дома заставляет их покинуть родные пенаты. Люди не сильно беспокоятся о том, на что не могут повлиять, а если могут, то беспокоиться не о чем.
Побывав в Огородном и Забуденновском в очередной раз, убеждаешься, что главное богатство нашей земли – это люди, простые и стойкие. Этот очерк – лучшее тому доказательство, ведь рассказ о местах превратился в повесть о людях, которые их населяют.
Игорь СИВАЧЕНКО
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!