«Основная образовательная и воспитательная программы должны быть едины», –
Новость в рубрике: Образованиесчитает директор Аксайской СОШ № 2 И.Д. Колыбельникова. «Нужно всегда идти вперед, застой ни к чему хорошему не приведет», – говорит Почетный работник народного образования Российской Федерации Ирина Дмитриевна Колыбельникова.
Этот принцип сопровождает ее всю жизнь, поэтому она всегда добивается успеха в достижении поставленной цели. Уже шестнадцать лет руководит она одной из ведущих школ Аксайского района, средней общеобразовательной школой № 2.
Это теперь она директор огромной школы, а родилась Ирина Дмитриевна в простой семье. «Мама была бухгалтером, а отец работал плотником в строительном цехе. Так сложилось, что я всегда сама училась. В этом плане родители меня не контролировали, они были уверены в том, что я выберу правильный путь», – вспоминает она. Так и случилось. Не может быть пути лучше, чем тот, который позволяет влиять на будущее огромной страны через воспитание подрастающего поколения.
А начался этот путь в далеких семидесятых. Еще будучи ученицей, Ирина всегда занимала активную жизненную позицию: она была председателем совета дружины, возглавляла комсомольскую организацию школы, тянула «на буксире» отстающих. Последние два года учебы перед ней остро стоял вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути. Ирина колебалась между юридическим и историческим факультетами. Решающую роль сыграла Валентина Ивановна Гашиненкова, которая преподавала историю в том классе, где училась Ирина Дмитриевна. Именно она привила юной Ирине любовь к истории. К моменту окончания школы девушка закончила воскресную школу юного историка при Ростовском университете и сделала окончательный выбор в пользу исторического факультета Ростовского государственного университета.
Поступив на вечернее отделение, Ирина днем работала реставратором в государственном архиве Ростовской области, а вечером изучала науки. Вуз Ирина Дмитриевна окончила с красным дипломом и серьезно задумывалась о научной карьере, но так сложились жизненные обстоятельства, что она приняла решение пойти работать в школу, опираясь на пример своего классного руководителя Валентины Тимофеевны Чумак.
Итак, она решила стать учителем. Как раз в это время директор школы в поселке Реконструктор Л.Н. Кузнецова пригласила ее вернуться в родную школу, только теперь в ином статусе. «Пригласив меня, она сказала, что у нее есть две должности: заместителя по воспитательной работе и заместителя по учебной работе. Мне тогда было все равно, что очень удивило директора. Так я стала заниматься воспитательной работой и проработала на этом посту восемь лет. Это был непростой путь. Надо сказать, что Реконструкторская школа никогда не была маленькой. В ней обучалось от 500 до 700 детей, за каждого из которых молодому педагогу приходилось нести ответственность. «В основу работы сельской школы, безусловно, ложилось трудовое воспитание. Мы четко знали, что весь сентябрь, часть весны и лета мы проведем в садах и на виноградниках. Для ребят были организованы выездные лагеря, где учителя находились с ними круглосуточно, и это тоже ложилось на плечи завуча по воспитательной работе», – вспоминает она те дни.
«После этого я семь лет отработала заместителем директора по учебной работе. В 2000 году я стала директором средней школы поселка Реконструктор, а через шесть лет, в 2006 году, заняла пост директора Аксайской средней школы № 2», – рассказывает Ирина Дмитриевна. Имея 38-летний педагогический стаж, в ее трудовой книжке всего три записи: государственный архив Ростовской области и две школы, родная, Реконструкторская, и вторая аксайская, тоже успевшая за шестнадцать лет стать родной. «Моей задачей было поддержать те традиции, которые были заложены прежними директорами. В.Н. Любимый и А.Н. Борисов в свое время ввели большое количество нововведений. Нам было очень важно сохранить эти наработки», – считала она.
Теперь она руководит большим педагогическим коллективом, но с высоты своего опыта считает, что сложнее всего быть заместителем директора по воспитательной работе. Эта должность предполагает большое количество направлений, невероятный объем работы и огромную ответственность. Это самый сложный фронт работы. Сейчас, когда в школах ввели должность советника по воспитанию, он хотя бы часть работы берет на себя. В свете наших непростых реалий и вызовов, это направление следует и дальше усиливать. Но и на посту директора ей почивать на лаврах не приходится. «Директор школы сейчас, прежде всего, менеджер. К сожалению, организации образовательного процесса приходится уделять все меньше и меньше времени. Все чаще эти вопросы ложатся на плечи заместителей, но руку на пульсе я держу. Часто я сама нахожу какие-то инновационные программы, проекты, пути. Мы держим связь с институтом повышения квалификации учителей, являясь стажировочной площадкой для внедрения ФГОС нового поколения на среднем уровне образования», – рассказывает Ирина Дмитриевна, которой по долгу службы приходится на каждом шагу сталкиваться с теми или иными проблемами и немедленно их разрешать. «Проще всего работать с детьми. Опытный педагог, как правило, может найти подход к любому ребенку. А вот работа с родителями с каждым годом становится все сложнее. Часто они считают, что мы им всем обязаны, а они ничего не должны. Переломить подобные принципы очень сложно, особенно учитывая, что часто те акценты, которые мы расставляем в школе, не являются приоритетными в семьях наших учеников», – говорит она.
Несмотря на все трудности, школа из года в год занимает в районе высокое рейтинговое место. «В чем сильные стороны школы на сегодняшний момент? Мы расширили границы углубленного изучения английского языка. А затем прошли аттестацию как школа с углубленным изучением ряда предметов, что дало возможность нам создавать профильные классы и организовать для мотивированных учеников обучение по индивидуальной образовательной траектории. Есть у нас и технологический профиль, и несколько вариантов гуманитарного профиля. Таким образом, система образования в нашей школе разноуровневая: одни дети с пятого класса углубленно изучают английский, другие с седьмого класса начинают углубленно изучать математику. Наряду с этим, в нашей школе обучается и большое количество детей с ОВЗ. Благодаря сложившейся системе образования и внимательному отношению к каждому конкретному ребенку, мы добиваемся хороших результатов среди выпускников одиннадцатых классов. При этом у нас нет жесткого отбора в десятый класс. Мы стараемся принимать всех желающих и доводить их знания до определенного уровня. На примере последних двух лет хочется отметить, что в прошлом году мы выпустили двенадцать медалистов и около 40 процентов выпускников поступили в центральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году среди наших выпускников также есть ребята, поступившие в МГУ и другие столичные вузы. Один из наших выпускников сдал ЕГЭ по химии на сто баллов, были и те, что получили очень высокие баллы по русскому языку, по истории и обществознанию. Школа держит свою марку и всегда старается быть на высоте.
Как мы этого добиваемся? В чем наша сила? Сила – в команде, в которой много учителей высокого профессионального уровня, которые и дают основной толчок. Пятая часть учителей имеет звания «Заслуженный учитель» и «Почетный работник образования». Но в последнее время в коллективе появились и молодые педагоги, которые стремятся расти и продвигаться. Они нарабатывают профессионализм и авторитет, демонстрируя это педагогическому сообществу на самом высоком уровне. Примером тому служит успех Виктории Бобылевой, ставшей абсолютной победительницей конкурса «Учитель года – 2022». Мы и в этом году приняли на работу несколько новых специалистов, от которых тоже ждем полной отдачи и успешного служения педагогике. Немаловажную роль играет то, что и управленческая команда сложилась очень хорошая. Каждый из заместителей директора находится на своем месте.
Наше поколение оказалось в такой ситуации, что мы вынуждены жить в постоянной системе изменений. С тех пор, как я пришла работать в школу, не было ни одного периода, в который наше образование бы не обновлялось, не модернизировалось, не совершенствовалось. Его все время качало то в одну, то в другую сторону. Очень хорошо, что теперь мы пришли к мысли о необходимости привести образование к единообразию, а для того, чтобы его разнообразить, мы можем использовать элективные курсы и внеурочную деятельность. Я уверена в том, что основная образовательная и, что важнее, воспитательная программы должны быть едины и подчинены официальному заказу государства», – с уверенностью говорит Ирина Дмитриевна.
Будучи директором большой школы, она умудряется совмещать это с общественной работой. Вот уже третий созыв Ирина Дмитриевна избирается в Собрание депутатов Большелогского сельского поселения. Первые два созыва стояла во главе этого органа самоуправления и, в соответствии с должностью, входила в Собрание депутатов Аксайского района. Есть у нее и определенные часы приема граждан, когда ее земляки могут обратиться к ней с тем или иным вопросом. «Люди приходят с разными проблемами. По возможности мы стараемся помочь, со многим справляемся. Стараемся помогать и образовательным учреждениям нашего сельского поселения. Нам удалось добиться выполнения капитального ремонта Реконструкторской школы, строительства дополнительного спортивного зала. Много лет мы поднимали вопрос о создании парка в поселке Реконструктор. Теперь этот замечательный парк открыт для жителей поселка и радует всех своей ухоженностью и инфраструктурой. Облагораживается, хорошеет и Большой Лог», – рассказывает депутат Ирина Дмитриевна Колыбельникова.
Где же она берет силы на то, чтобы справляться со всеми задачами, которые сама перед собой ставит? Отдушину, позволяющую ей отвлечься от проблем и забот, Ирина Дмитриевна находит в своем саду. Именно там, общаясь с природой, черпает она силы для того, чтобы и дальше быть тем самым директором, тем самым депутатом, которым все мы привыкли ее видеть.
Когда перед дочерью встал выбор профессии, она категорически отказалась связывать себя с педагогикой, но… вот уже несколько лет Анастасия Сергеевна работает в школе учителем технологии. Да и сын Алексей Сергеевич не сумел избежать этой участи. Он тоже работает в школе, преподает информатику и занимается техническими вопросами.
«Я родилась в Реконструкторе и живу в нем всю свою жизнь. Поселок наш замечательный! Компактный, есть у нас свой детский сад, больница, средняя общеобразовательная и музыкальная школы, Дворец культуры», – перечисляет Ирина Дмитриевна. Она истинный патриот своей малой родины. «Хоть и непросто работать, но я счастливый человек! Я чувствую себя на своем месте и однозначно получаю удовлетворение от своей жизни», – подводя итог нашего разговора, сказала Ирина Дмитриевна.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!