Здесь и читать научат
Новость в рубрике: Образование, СемьяПрофессия воспитателя дошкольного образовательного учреждения – одна из самых сложных и ответственных. Воспитатели призваны закладывать у наших детей фундамент, на котором впоследствии будет построено то самое здание из знаний и умений, дающее каждому из нас шанс на успешную жизнь. Педагоги детского сада «Теремок», одного из старейших в Аксае, славятся тем, что стараются сделать этот фундамент крепким и надежным. Они болеют душой за своих воспитанников, среди которых есть и такие, которые отличаются особенными возможностями здоровья. Накануне профессионального праздника я побывала в этом детском саду.
– Наш детский сад был открыт в 1959 году. Тогда он был ведомственным, относился к заводу «Аксайкардандеталь» и располагался в непосредственной близости от завода. Через некоторое время наш детский сад обрел новый адрес, и вот уже много лет мы занимаем эту территорию. С конца девяностых годов прошлого века «Теремок» приобрел особую специализацию. На базе нашего дошкольного учреждения были открыты группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи или, по-простому, логопедические, – рассказывает методист детского сада Лариса Петровна Бондарева, которая и сама когда-то была его воспитанницей. – Сейчас в «Теремке» работают две такие группы наполняемостью по 10 – 12 человек. Дети, поступающие в эти группы, проходят через районную педагогическую медико-психологическую комиссию, получая заключение о состоянии здоровья ребенка и рекомендации о том, по какой программе им обучаться в детском саду. На выходе из дошкольного учреждения ребята также проходят комиссию и получают заключение, на основе которого определяется программа их обучения в школе.
Организовать работу в таких группах очень непросто. Работают в них специалисты, обладающие большой душой и терпением. Это педагоги с высшей квалификационной категорией Тареса Евгеньевна Середа, Жанна Анатольевна Родичева и Светлана Евгеньевна Зиновьева. Нельзя не сказать и о Любови Васильевне Булиповой, которая стояла у истоков работы с детьми с особенностями развития и недавно ушла на заслуженный отдых. Ей на смену пришла Татьяна Борисовна Гулько, молодая, но уже имеющая высшую квалификационную категорию и опыт работы с такой категорией деток. С воспитанниками детского сада с 2004 года работает педагог-психолог высшей квалификационной категории Анна Павловна Шевцова. Она помогает как деткам из компенсирующих групп, так и остальным ребятишкам пройти процесс адаптации, который особенно сложно проходит у ребят с заболеваниями аутистического спектра. Нашим ребятам очень повезло в том, что с ними работает учитель-логопед высшей квалификационной категории Наталья Валентиновна Толстопятова, – рассказывает Лариса Петровна.
Действительно, Натальей Валентиновной Толстопятовой наработан огромный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения. «У нас есть специалисты и созданы все условия, чтобы помочь таким детям», – считает она. С воспитанниками, имеющими речевые проблемы, педагоги занимаются по адаптированной для детей с подобными нарушениями программе Н.В. Нищевой, которая позволяет добиваться хороших результатов в процессе коррекции этих недостатков. Для деток, посещающих компенсирующие группы, проводятся занятия по логоритмике, которые успешно сочетают в себе музыку и движение. Они корректируют эмоциональный фон ребят и помогают справляться с речевыми проблемами. Также в своей работе педагоги используют современные техники, которые способны наиболее эффективно влиять на качество усвоения новой информации. Одна из них – нейролингвистическое программирование. НЛП является, пожалуй, единственным средством, совмещающим работу психолога и педагога и помогающим корректировать трудности в обучении у детей разных возрастных групп.
Фонематический слух формируется, начиная с младшего возраста. Поэтому Наталья Валентиновна регулярно проводит диагностику речевого развития воспитанников детского сада, отмечает тех ребят, кому нужна коррекция речи, кто нуждается в дополнительном обследовании, и дает рекомендации о прохождении психолого-педагогической комиссии. На шестом году жизни дети изучают звуки, а на седьмом – грамоту. Поэтому в школу выпускники «Теремка» идут читающими, умеющими сделать звуковой анализ слова.
К сожалению, педагоги не всегда находят отклик у родителей. Родителям бывает сложно принять тот факт, что ребенку требуется помощь специалистов. Но тут очень важно понимать, чем раньше они смогут принять этот факт, тем раньше ребенку можно будет помочь.
– На компенсацию времени совсем немного, оно быстро уходит, и нужно вовремя спохватиться и начать действовать. Если до двух – трех лет не обратить на это внимание, думая, что все обойдется, помочь ребенку может быть сложнее. Мы видим подобные случаи и стараемся предотвратить их. Для этого мы работаем в тесной связи с Мариной Николаевной Федоровой, которая, наблюдая детей с точки зрения детского невролога, тоже содействует тому, чтобы детям была оказана своевременная помощь, – продолжает разговор Наталья Валентиновна.
Не меньше внимания уделяют педагоги и тем детям, которые посещают общеразвивающие группы. Воспитатели, опираясь на свой опыт, могут раньше родителей заметить тот или иной тревожный симптом или проблему в развитии ребенка и посоветовать родителям обратиться к специалисту. В случае необходимости, таким ребятам также бывает оказано и логопедическое, и психологическое содействие. А родителям важно не просто услышать совет специалиста, но и прислушаться к нему, тогда у ребенка появляется шанс к выпуску из дошкольного образовательного учреждения полностью догнать по всем показателям своих сверстников.
Для этого в детском саду создана соответствующая материальная база.
– Есть у нас интерактивная большая доска, два интерактивных развивающих стола для работы с особенными детками, шариковый бассейн для релаксации, песочные столы, бизиборды для подготовки руки к письму и математике. В компенсирующей группе есть сенсорная комната, в которой проводятся специализированные занятия. В этом году мы приобрели еще две интерактивные развивающие панели и большое количество развивающих игр, способствующих формированию познавательных процессов и коррекции речевого развития. Эти пособия и игры, как и логоритмика, корректируют эмоциональный фон ребят и помогают справляться с речевыми проблемами, – рассказывают педагоги о возможностях своего учебного учреждения.
Все воспитанники «Теремка» живут активной, наполненной творчеством, жизнью.
– Каждый год в начале апреля у нас проходит театральная неделя, посвященная самым разным событиям. Этот проект мы начинаем готовить заранее. Сначала определяется тема этого театрального фестиваля, а уж потом начинается непосредственная подготовка. Дети выбирают сказку, готовят костюмы, рисуют декорации и афиши. Все это бывает очень зрелищно и интересно! Воспитанники нашего детского сада смотрят эти постановки с большим удовольствием. В 2021 году это был фестиваль дружбы, и каждая группа представляла одну из национальностей, проживающих в Ростовской области. Так была представлена казачья культура, культура русского и украинского, корейского, грузинского, армянского народов. Ребята знакомились с национальными костюмами, флагом, танцами и даже традиционными блюдами этих народов. Родители с большим энтузиазмом поддержали эту идею, ведь дети должны знать, что нас много, мы разные, но все мы должны дружить и уважать друг друга. В 2022 году неделя была посвящена 140-летнему юбилею К.И. Чуковского. Ребята из старших и подготовительных групп ставили замечательные спектакли по произведениям юбиляра. В 2023 году это была Неделя сказок.
В этих театральных постановках активно принимают участие и воспитанники логопедических групп. Да, им непросто, но, благодаря мастерству и таланту педагогов, эти дети могут показать, на что они способны, – рассказывает Лариса Петровна Бондарева.
В прошлом году педагоги этого детского сада выпустили в жизнь восемьдесят своих воспитанников. Сейчас в разгаре новый набор ребятишек, которые, конечно, будут очень разными, которых снова нужно будет обучать всему-всему. В мае следующего года, как обычно, среди воспитанников трех – семи лет будет проведена диагностика уровня формирования познавательных процессов и личностных качеств. Пяти – шестилетних детей протестируют на предмет эмоционального благополучия и физического развития. С детьми, показавшими более низкие результаты диагностики, будут проводить индивидуальные занятия специалисты. Начнется борьба за новое поколение здоровых и развитых малышей…
Возглавляет это большое беспокойное хозяйство С.В. Бондаренко. Она не одно десятилетие отдала делу образования. За эти годы Светлана Витальевна успела поработать учителем начальных классов, трудилась и в старшем звене. Не миновал ее и опыт административной работы. Мама Светланы Витальевны всю жизнь проработала воспитателем, в том числе и в логопедических группах, поэтому, соглашаясь занять должность заведующей детским садом, она отчетливо осознавала, какой это тяжелый труд. И вот уже на протяжении шести лет она стоит во главе коллектива единомышленников и подвижников своего дела, которые опекают, развивают, воспитывают и обучают более 300 ребят от трех до семи лет.
Гордостью С.В. Бондаренко является то, что, выбирая для своего ребенка детский сад, родители часто указывают именно «Теремок», зная, что в нем работают специалисты, способные обеспечить каждому ребенку комфортное пребывание и качественное обучение. Это М.В. Меркулова, И.В. Максимова, Е.А. Плешакова, О.С. Помогайбо, Е.В. Горшкова, Т.Н. Алейникова, О.С. Бородько, Е.В. Долженко, Н.В. Урясова и Ю.Ф. Синявская.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности», – сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Светлане Витальевне повезло руководить именно такими педагогами. Они всеми силами стараются сделать так, чтобы каждый их воспитанник стал успешным, и им это удается.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!