Аксай. Ноябрь сорок первого
Новость в рубрике: Ветераны, ДатыПервое крупное поражение фашисты потерпели осенью 1941-го на Дону. Вот и снова конец ноября, казалось бы, все заботы позади. Но нет, не отпускает память о войне. В такие же дни ноября 1941-го в наших краях было тревожно и опасно, фашисты в относительно короткий срок сумели продвинуться к Ростовской области, к берегу Азовского моря. Их командование предполагало, что, разгромив советские войска севернее Таганрога, они обойдут Ростов, форсируют Дон и им откроется дорога на Кавказ, к бакинской нефти.
Город, тогда еще станица Аксайская, был небольшим, но он имел важное стратегическое значение, Расположенный рядом с Ростовом и Новочеркасском, он имел плашкоутный автомобильный мост, паромную переправу через Дон, железнодорожную ветку и станцию. Овладев Аксайской, враг мог захватить Ростов и, обойдя его с юга, двинуться дальше. В связи с началом нового наступления немецко-фашистских войск Госкомитет обороны постановил создать Комитеты обороны в прифронтовых городах, всего их было создано по стране более 60, в том числе в Ростове, Новочеркасске, Шахтах.
Подступы к Ростову охраняла вновь созданная 56-я Отдельная армия. Она получила приказ удержать Ростово-Нахичеванский район и в случае успешного исхода намечавшейся операции перейти в наступление в северо-западном направлении.
Трудные это были дни. Под Чалтырем насмерть стояли артиллеристы батареи Сергея Оганова, там же отражала натиск врага 3-я батарея 485-го зенитно-артиллерийского полка ПВО (кстати, эти храбрые девчата обороняли потом и Ростов, и Аксай, а в мае 1995 года, к юбилею Победы, те, кто остался в живых, приезжали к нам в Аксай). Однако 21 ноября 1941-го противник все-таки ворвался в Ростов и в станицу Аксайскую. Пробыли здесь оккупанты восемь дней, до 29 ноября.
Обратимся к старым подшивкам газеты «Победа», они уже стали архивными. Номер от 28 ноября 1996 года, пишет А.А. Иевлев, член совета ветеранов: « Первые шаги к Звезде Героя Советского Союза были сделаны Алексеем Хрисанфовичем Роем, нашим земляком, который вместе в пятью своими товарищами в течение шести дней вел разведывательные операции в станице Аксайской. Шесть суток, не смыкая глаз, добывали смельчаки нужные сведения. А 29 ноября, перед началом штурма первых наступающих частей, они сняли снайпера и уничтожили пулеметный расчет на чердаке тогдашнего общежития стеклозавода».
Если говорить о тех нелегких днях, то как не вспомнить герои-ческую оборону аксайских переправ. Их охраняли воины-зенитчики 593-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона под командованием А.И. Куракина, потом А.Г. Златина и командиров 2-й и 7-й батарей 485-го зенитно-артиллерийского полка ПВО под командованием старшего лейтенанта С.Ф.Вербицкого и старшего лейтенанта Б.Д. Яловкина.
29 ноября части 56-й армии полностью освободили Ростов и Аксайскую от фашистских захватчиков. В этом сражении были разгромлены 14-я и 16-я танковые дивизии, 49-й стрелковый корпус дивизии СС «Викинг» и другие соединения. Противник потерял убитыми свыше пяти тысяч человек.
Это было первое крупное поражение фашистов с начала Второй мировой войны. Одна английская газета писала, что наступление на Дону – наиболее сильный и эффективный удар, который когда-либо наносила Красная Армия».
А вот как вспоминал ту трудную осень житель Аксайской Алексей Ильич Колесников: «После семи классов поступил в ФЗУ, получил специальность слесаря-сантехника. Работа подвернулась тоже хорошая, строил в Ростове часовой завод. Но однажды страшный рев паровозных гудков (жил в Аксае недалеко от вокзала) оборвал тишину, это началась Великая Отечественная война. С первых дней подростков и всех, кто мог, отправили на рытье окопов. Трудились до кровавых мозолей, надо было закольцевать Ростов и Аксай ходами подземных сообщений. Следы противотанковых рвов и по сей день сохранились в Мухиной балке. Однажды ночью началась беспорядочная стрельба, а утром соседка сообщила, что в городе немцы. Днем я и сам их увидел. Один из фашистов внимательно рассматривал в бинокль противоположный берег Дона, старательно направляя окуляры в сторону станицы Ольгинской».
В этот же день Алексей Колесников встретился со своими сверстниками, и они рассказали, что ночью немцы их, вместе с 20 другими жителями города, взяли в заложники. Закрыли их в пустом доме, правда, утром выпустили. Отделались страхом, да один из товарищей – увесистым пинком от немецкого офицера. Неделя прошла в страхе, голоде и холоде. Как и многие, Алексей с матерью отсиживались в окопе. Но однажды на улице началась перестрелка. Над головами окопных жителей полетели снаряды, и они безошибочно определяли: это наши, а это ихние. До трех часов ночи продолжалась эта перестрелка.
«А утром я увидел на улице трех солдат. На шапках у них красовались красные звездочки, подумал, что это разведчики. Но оказалось – наши! В скором времени мы увидели, как по станице движутся пушки на конной тяге, с ними – усталые, но довольные воины, а их встречала довольная толпа аксайчан».
Быстро наладилась мирная жизнь… до лета 1942 года. Но ко времени второй оккупации Колесников уже был на фронте. Ему предстояло три года воевать за свободу родного края, родного Отечества…
Отправить ответ
3 Комментарий на "Аксай. Ноябрь сорок первого"
Годы были страшные, сколько люди выдержали тогда. Нам нельзя забывать подвиг героев и помнить об этих страницах истории
Как хорошо, что наша газета знакомит нас с историей
как тяжела и героически была жизнь наших предков. слава им вечная