Воспоминания о детстве и родителях аксайчанки Галины Ивановны Сосовой
Новость в рубрике: СемьяВ Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Объявление 2024 года Годом семьи – это важное событие для нашей страны. В связи с этим мы публикуем на нашей странице воспоминания нашей землячки, аксайчанки Г.И. Сосовой о своих родителях.
Детство
«В 1941 году папа Иван Евсеевич Изюмов воевал на фронте. Мы жили в х. Ворошилове. Когда немцы подошли к Аксаю в ноябре 1941 года, наша семья (мама, старшие братья Виктор, Борис и я) выехала в станицу Аксайскую, в которой жили недели две – три по улице Карла Либкнехта в семье Марии Ивановны Изюмовой, ее мамы и сына Анатолия. Вернулись вновь в хуторе Ворошилов.
Во вторую оккупацию маме предложили эвакуироваться, так как папа был коммунистом. Фронт с июля 1942 года приближался к Аксайскому району. Мы выехали в Ставропольский край, село Богословское (ныне Балахоновка), недалеко от города Невинномысска. Дедушка снял нам квартиру бабушки Зайцевой. Мы ее называли Зайчиха. Меня она не любила, а Бориса обожала, называла его Боренькой. Здесь мы подружились с семьей Ручих, то есть с Николаем, Ваней. Виктор дружил с Николаем, а мы с Ваней. Помню, как мы с Ваней копали репу в огороде бабушки, которая плохо слышала. Я у нее спросила разрешения, она разрешила, а потом с палкой выгоняла нас с огорода. На следующий день я закрыла ее дверь на щеколду и сама ушла гулять. Она стучала, звала на помощь Бориса, приговаривала: «Боречка, сыночек, отопри меня…». Он и открыл ей дверь.
Вскоре маме выделили комнату рядом с работой. Мы переехали. Мама работала на конюшне, ухаживала за лошадьми. Виктор и Борис ходили в школу. Жизнь была трудной, холодной и голодной. Мы на самодельной мельничке крутили кукурузу и из этой крупы варили супы.
Чтобы накормить нас, мама на небольшом участке земли выращивала табак, листья сушила на чердаке и продавала на базаре. Я часто ездила на подводе к дедушке, Евсею Максимовичу Изюмову. Там меня кормили, провожая домой, давали мыло, молоко в кувшине. Мама в выходной день копала огороды, чтобы накормить нас.
Помню, как однажды Виктор принес рыбу. Масла не было, мы ее запекали в печном коробе и на плите. Ели с удовольствием. Верхнюю одежду не покупали, а носили по очереди, то есть после Виктора носил Борис, я после Бори. Однажды, это было зимой, у Виктора порвались ботинки. Мы все сидели в комнате. Пошел снег. Виктор надел мамины туфли на каблуках и выбежал во двор. А мы смотрели, как он бегал, делал снежки и бросал их.
У нас в селе жили родственники папы, в том числе его двоюродная сестра, тетя Дуня, а также двоюродный брат, дядя Петя Кириченко и его семья. На праздники они приглашали нас. У них были свои дома, огороды, сады. Летом они сушили ягоды, фрукты, а зимой варили компот (узвар) и кисели. Крахмал делали из картофеля. Кисель разливался в большие тарелки, подавался на стол. В те годы это было лакомство. Вкус этих киселей и компотов незабываемый.
Помню, как однажды летом я увидела хорошо одетую девочку с красивой куклой. Я выбежала на дорогу и попросила ее дать мне подержать куклу, но она не дала. Тогда я выхватила у нее куклу и стала рассматривать ее. Девочка заплакала и убежала. А мне стало так жалко эту девочку. Утром я увидела, что девочка идет с мамой. Я выбежала и отдала ей куклу. Больше я никогда не видела эту девочку с куклой.
В феврале 1946 года папа вернулся с фронта. Мы стали собираться домой, в хутор Ворошилов. В 1945 году мама купила телку. Решили ее продать. Деньги положили на стол. Борис попросил меня взять верхнюю купюру. Я взяла и отдала ему. Борис исчез. Папа с мамой начали пересчитывать деньги, оказалось, что не хватает 30 рублей. Я сказала, что отдала ее Боре. А тут и Боря появился с кульком конфет! Папа наказал нас, поставил в угол. Борис стоял молча, а я выступала на папу, кидала в него картофель и приговаривала: «Зачем нам нужен такой папа…» Папа простил нас и отдал нам конфеты. Больше я никогда ничего не брала без разрешения родителей.
Хорошо помню, как мы поездом приехали в Ростов-на-Дону. Возле вокзала был базар. Торговали всем. Например, фуфайками, конфетами… Приговаривали: «Вот фуфайка, так фуфайка, и на Варьку, и на Захарку», «Вот тянучка – рубль штучка». Нам купили конфет. Мне очень понравились тянучки. Приехали мы в ст. Аксайскую к М.И. Изюмовой. Семья уехала в х. Ворошилов, а меня оставили. Где-то через месяц папа приехал за мной.
В 1947 году я пошла в первый класс. Папа работал бригадиром тракторной бригады. Мама работала в полевой бригаде. Жили мы в бараке. Летом готовили во дворе. Там стояла русская печь. Пекли хлеб, варили супы, борщи, затирку из муки, клецки. Жизнь стала налаживаться. Но овощей и фруктов не было. Помню, как однажды мы вышли из школы, по дороге ехала подвода, везли помидоры, капусту, огурцы в кладовую. Вася Савченко закричал: «Помидоры везут!» Многие ребята побежали вслед, но извозчик отгонял их кнутом.
Всем трактористам и механизаторам выделили землю под строительство домов. Мы начали строить свой дом. Дома строили саманные коллективно, несколько семей. В 1949 году мы построили дом и переехали осенью. Перед занятиями в школе копали свою картошку, собирали фасоль, горох. Посадили сад. С первого класса я читала газеты, почти в каждом номере печатали портрет И.В. Сталина. Была, как и все дети, октябрен- ком, пионеркой, комсомолкой. Была активной пионеркой, была председателем совета отряда. Помню ходили в походы, пели песни.
Помню, как нас, пионеров, пригласили участвовать в районном слете. Нас привез в ст. Аксайскую учитель истории Анатолий Николаевич Золотарев. Мы переночевали у него дома, позавтракали и пошли на площадь. На площади все отряды выстроились. Я сдавала рапорт о готовности отряда к слету. Больше ничего не помню. В седьмом классе стала членом ВЛКСМ.
На уроках пения учили и пели песни «Широка страна моя родная», «По долинам и по взгорьям». Песни о Москве «Утром красит нежным цветом…», «Песня колет, песня рубит, песня ходит с нами в бой…», «А ну-ка, девушки, а ну, красавицы…».
В седьмом классе ставили пьесу «Ревизор». Валя Родионова играла маму, а я – дочь. В марте 1952 года я с Валей Гадючко пошли в балку, в которой был пруд. Начали кататься по льду. Льдина треснула, и мы оказались в холодной воде. Как мы выбрались – не помню. Вместо того, чтобы идти домой, мы отправились к Валиной бабушке. Там мы сушили свои вещи. Бабушка нас накормила, напоила чаем. Вечером мы пришли домой.
Закончился учебный год. Рядом с нами жили Таменцевы. Их отец был председателем колхоза. Старший сын учился в Аксае, жил на квартире по ул. Кирова, 26 у Таисии Семеновны. Вера училась в школе, а Надя была в санатории в г. Таганроге. Их мама, тетя Лида, собралась ехать в Таганрог, там жили ее родственники. Она взяла меня и Веру, и мы поехали поездом. В поезде я заболела, у меня поднялась температура, появился насморк. Приехали в Таганрог, тетя Лида вызвала врача. У меня было воспаление легких. Несколько дней я лежала, мне делали уколы. Вроде бы выздоровела. Мы посетили Надю в санатории и вскоре вернулись домой. Дома я продолжала подкашливать. По совету тети Лиды мама повезла меня в Аксай, к врачу, а врач отправил на обследование в Ростов. Там меня обследовали и хотели оставить на лечение, но потом дали направление в Таганрог. В Таганроге я пролечилась почти год. Вернулась домой и пошла в седьмой класс.
В детстве мы любили играть в войну, знали о Зое Космодемьянской, о молодогвардейцах. Весной и летом играли в лапту, купались в пруду, в школьном дворе играли в волейбол. Зимой катались на санках, самодельных лыжах, на замерзшем пруду катались на коньках. Эти коньки просто привязывались к обуви. Однажды Саша Мушта, катаясь на ногах, крикнула: «Сапоги мои того, пропускают Н2О».
Отец Александры трагически погиб, переправляясь через реку Дон на тракторе. Лед треснул, не выдержал, трактор ушел под воду. С трактором утонул и ее отец. Это произошло в начале 1950-х годов. Саша еще не ходила в школу. Колхоз обязался помогать семье. Построили дом. Оказывали материальную помощь.
По окончании седьмого класса классный руководитель попросила всех учеников принести свидетельства о рождении. Я попросила маму дать мне его для школы. Прочитав его, я была удивлена!
Все и всегда меня называли Аллой, а в свидетельстве о рождении я была записана как Галина!!! Впервые я узнала и о дате своего рождения – 21 сентября 1939 года.
Получив свидетельство об успеваемости за седьмой класс, я поехала в Аксай и подала заявление. Валентин Таменцев окончил десятый класс, и родители сняли мне ту квартиру, где он жил. В восьмом классе я жила на квартире с Любой Сергиенко, а девятый и десятый – с Зиной Соколовой. Саша Мушта и Валя Гадючко жили рядом по соседству.
Об отце
Мой папа Иван Евсеевич Изюмов ушел на фронт в июле 1941 года. 11 сентября он был ранен в руку, лежал в госпитале, затем был направлен для восстановления. Об этом говорится в справке, выданной командиром 58 сп (стрелкового полка города Беляева). Он участвовал в прорыве обороны в районе западного берега реки Вислы по овладению городом Гнезда, с боями освобождал Польшу, Берлин, Чехословакию.
Отец пришел с войны в конце февраля 1946 года. Его встретил дедушка, который привел отца к нам. Хорошо помню их приход. Мы спали, дверь никогда не закрывали на замок. Они зашли в комнату с фонариком, папа подсветил и сказал: «А здесь все спят» … Папа был в военной форме. На груди его сияли два ордена I и II степени Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги». Ему было 39 лет. Он был молодой и красивый. На фронтах войны он был дважды ранен в руки, в ногу. Был участником встречи на реке Одер с американцами. Позже папа был награжден медалями: «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина» и другими.
Я безумно любила своего отца, гордилась им. Сохранились награды и за трудовые заслуги. Многие годы он работал в Аксайской МТС бригадиром тракторной бригады х. Ворошилов. Малые и большие серебряные медали участника Все-союзной сельскохозяйственной выставки за 1955, 1956, 1957, 1958 годы. В 1965 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Я долго хранила отцовские награды, а потом передала орден Отечественной войны внуку, Владимиру Борисовичу Изюмову и его детям Артему и Матвею, продолжателям рода Изюмовых.
В 1976 году папа был на пенсии. Он заболел, лежал в Аксае в больнице. На 9 мая я отпросила его домой. После праздника мы с ним поехали на обследование в г. Ростов-на-Дону. У него выявили онкологию (метастазы в корне легкого), выписали бесплатное лекарство. Умер 13 июля 1976 года. Для нас это была большая утрата. Память о моем отце, защитнике Отечества, трудолюбивом, добром человеке, останется с нами. Внуки и правнуки будут помнить о нем и рассказывать о нем своим потомкам. Ведь мы любим и чтим его!
Моя мама, А.А. Изюмова, рано осталась сиротой. Отец ее погиб в 1914 году, а когда ей было 14 лет, умерла ее мама.
О матери
Моя мама была трудолюбивая, вся работа по дому, в огороде лежала на ней. Работала в полевой бригаде, потом – в садовой и на винограднике. Была награждена медалью «Лучший виноградарь Дона». Она очень вкусно готовила борщи, блины, пироги и пирожки с яблоками, капустой.
У нас было большое подсобное хозяйство: поросенок, телок, корова, гуси, утки. У меня были свои обязанности: отогнать теленка пастись на балку, в обед напоить, вечером пригнать домой, отогнать гусей на пруд. Я ухаживала за комнатными цветами. У мамы был цветник – пионы, ромашки, сирень. Мама была хорошим овощеводом. Высевала рассаду на подоконниках, а в мае высаживала в грунт. Выращивала капусту, морковь, пастернак, огурцы, помидоры и многое другое.
Когда деревья выросли, я собирала вишню, абрикосы, смородину черную и красную, крыжовник. Мама варила компоты и варенье на зиму. В кухне у нас была газовая печка на газовых баллонах.
В 1970-е годы мама заболела, сильно кашляла, лежала в Аксае в больнице. После ее выписки мы с ней поехали на обследование в мединститут. Оказалось, что у нее была порвана плевра на легком. Ей сделали операцию, я дежурила у нее в больнице, как раз были весенние каникулы. Второй раз она заболела в начале 80-х. Ей оперировали грудь, во время операции остановилось сердце, но врачам удалось ее спасти. У мамы была гипертония. Несколько раз я клала ее в больницу в Аксае, после лечения ей становилось лучше.
Она отметила свой 80-летний юбилей с подругами, родственниками, чувствовала себя хорошо. Но внезапно ей стало плохо и 26 декабря 1994 года ее не стало.
Я бережно храню все ее фотографии. Память о маме и папе будет передаваться из поколения в поколение. Внуки помнят ее блины, борщи, ее песни…
Г.И. Сосова
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!