Международный день педиатра отмечается ежегодно 20 ноября
Новость в рубрике: Даты, ЗдравоохранениеИдея учредить праздник в честь педиатров возникла в разных странах мира в разное время, но связана с одним и тем же – признанием важности заботы о здоровье детей и труда врачей, проводников этой заботы.
Газета «Победа» традиционно накануне профессиональных праздников рассказывает своим читателям о представителях профессии. Не обязательно о победителях конкурсов мастерства разного ранга или обладателях званий и премий за достижения или умения. Но об обыкновенных наших земляках, с которыми мы встречаемся на улице, в магазине, в общественном транспорте и не подозреваем, что это именно они пекут для нас вкусный хлеб или изготавливают другие продукты питания, охраняют общественный порядок, строят дома, берегут экологию и окружающую среду, учат и лечат наших детей…
В преддверии Дня педиатра получаю редакционное задание познакомить вас с педиатром Аксайской Центральной районной больницы Н.А. Иванищевой. Созваниваемся с Натальей Александровной, договариваемся о встрече. В назначенный день еще один подтверждающий звонок, в ответ просьба о переносе времени, потому что…
– У меня пациент тяжелый, могу понадобиться в любой момент и тогда вам придется ждать неизвестно сколько.
Ничего, я подожду! Может, удастся еще и жанровые фотографии сделать. Навстречу из дверей детского отделения стремительно выходит женщина с вполне себе уверенным и спокойным выражением лица. Коллега, наверное, моего педиатра, вот и расспрошу пока:
– Здравствуйте, я из газеты, буду писать про вашу коллегу…
– Что вы! Я не коллега, у меня сыночек здесь лежит!
Как-то не похожа эта молодая женщина на маму, у которой ребенок оказался на больничной койке. Наверное, мои сомнения четко отразились выражением собственного лица.
– У нас замечательная доктор, я вот нисколько не сомневаюсь, что мой младшенький скоро поправится и все будет хорошо. Вы бы знали, какое доброе сердце у нашей Натальи Александровны, и она вот такая, как моя мама. А моя мама – лучшая в мире!
Это называется журналистское везение – когда до знакомства с героем своей публикации встречаешь такого независимого эксперта. Это еще и подтверждение слов заведующей педиатрическим отделением С.А. Скородумовой о докторе Иванищевой:
– Наталья Александровна очень хороший доктор! Она высококвалифицированный специалист. Отзывчивая, внимательная к пациентам, добросердечная. Пользуется уважением у сотрудников и у родителей.
Предваряя знакомство, я звонила не только завотделением, но и заместителю главного врача по детству и родовспоможению Аксайской ЦРБ Л.Н. Мельник, которая охарактеризовала мою будущую визави как «очень внимательного, неравнодушного, профессионального доктора»:
– Педиатр, от общения с которым пациентам и их родителям становится тепло и спокойно, в лице которого они всегда находят чуткость, тепло и поддержку!
Поднимаюсь на третий этаж от-деления, где меня встречает Наталья Александровна, говорит, ситуация с пациентом стабилизировалась, можем спокойно общаться. В глазах читается вопрос: почему обо мне?
– Напишите лучше про все наше отделение, про наш прекрасный коллектив. Понимаете, без него невозможно добиться в работе результатов. И это не преувеличение. Я глубоко уверена, что мы – именно нацеленная на единственный результат, здоровье ребенка, команда. С нашими удивительными медицинскими сестрами, которые наши руки и глаза, с нашими руководителями и даже с нашими родителями!
– Конечно, и про отделение напишем, – заверяю Наталью Александровну, – а пока расскажите, как вы стали врачом.
– Все было предопределено в детстве. Мама моя – врач, всю жизнь отдала профессии, проработав неонатологом в нашем роддоме. Поэтому кем я буду – было само собой разумеющееся. Это как солнце встает, как потом его луна сменяет. Учитывая, что мама была единственным неонатологом в районе, нередко за ней приезжала «скорая» на ночные экстренные вызовы к тяжелым новорожденным. А я проводила эти ночи в ординаторской роддома в ожидании возвращения домой. В студенческие годы походы, так сказать, «к маме на работу», уже были связаны с профессиональным интересом.
Училась Наташа хорошо, школу закончила с серебряной медалью, много занималась дополнительно, готовилась к поступлению в медицинский. Но не только медицина с самого детства занимала будущего врача. За плечами десять лет занятий музыкой по классу фортепиано. То, что будет врачом, когда вырастет, маленькая Наташа просто знала. А вот научиться играть на пианино сильно хотелось. Не дожидаясь, когда дочери исполнится семь лет (именно с такого возраста принимали в музыкальную школу), и уже не в силах противостоять желанию Наташи, мама отвела ее на прослушивание.
– В результате меня приняли на подготовительное отделение, – рассказывает Наталья Александровна. – Как сейчас помню, мне нарисовали на картоне клавиши в три октавы, и это был мой первый «инструмент». Вскоре в доме появилось настоящее пианино. Я не бросила занятия даже после окончания музыкальной школы. Это увлечение до сих пор со мной, дома по-прежнему присутствует инструмент, и он востребован. Музицирую иногда, даже разучиваю новые произведения. Тем более, благодаря интернету, с нотами теперь нет проблем.
– Несмотря на такое мощное увлечение, медицина все же победила…
– Медицина была и есть до сих пор – вне конкуренции. К слову сказать, музыкальная школа – своеобразный вклад в мою будущую профессию, развитие, как теперь говорят, новых нейронных связей.
– Шесть лет учебы в Ростовском государственном медицинском университете, затем два года ординатуры – долгий путь в профессию. Нелегко дался?
– Не скажу, что тяжело было учиться. Объем информации – да, большой, особенно первые три года, когда изучаешь базовые предметы. Затем, когда база выстроена, учиться стало попроще. Клинические дисциплины педиатрия, терапия, кардиология, хирургия, офтальмология, гинекология и другие более понятны, предметны, можно что-то пощупать, наглядно и логически проследить какие-то процессы.
– Наверное, не все клинические дисциплины пригодились потом, когда начала работать по специальности?
– Как раз наоборот! Пригодились все! Скажу больше – при таком подходе к обучению формируется общее представление и очень важно – клиническое мышление врача, способность в целом вникнуть в суть конкретного вопроса. После окончания ординатуры пришла в детское отделение Аксайской районной больницы врачом-педиатром. В 2011 году получила специализацию по неонатологии и стала совмещать работу неонатолога в нашем роддоме с педиатрией в детском отделении.
– Теперь, спустя столько лет, можете сказать, что ожидания при выборе профессии оправдались?
– Знаете, у меня ожиданий как таковых не было. Я просто шла работать. И просто я люблю детей.
– Вы упомянули неонатологию – это в то время такая новая специальность в педиатрии появилась?
– Неонатологи были всегда, просто назывались по-другому. Микропедиатрами. С момента рождения до 28 дней детками занимается врач-неонатолог. Это совершенно уникальный период в жизни младенца. Заболевания, которые могут развиться у ребенка в этот период, не могут возникнуть ни в каком другом возрасте. Более того, разграничивают ранний и поздний неонатальные периоды – с момента рождения до семи дней один и далее, до 28 дней, другой.
– Это неонатолог оценивает состояние новорожденного по шкале Апгар?
– Да, верно. Неонатолог дает профессиональную оценку жизненно важным параметрам в конце первой минуты и в конце пятой минуты, прослеживает динамику.
– Получается, свою первую оценку малыш получает, едва родившись… А есть мамы, которые, мягко говоря, начинают оспаривать ее только потому, что она недостаточно высокая?
– В этом плане с неонатологом может поспорить только коллега. Почему-то да, некоторые мамы относятся к оценке так, будто это «клеймо на всю жизнь». На самом деле есть дети, которые рождаются на низкий балл и затем замечательно себя чувствуют, растут крепкими и здоровыми. Есть противоположные случаи. Шкала была придумана Вирджинией Апгар для принятия решения – какому ребенку необходимо оказывать реанимационную помощь, какие шаги нам, врачам, надо дальше предпринимать в ближайший период.
– Как у врача-педиатра у вас есть часы приема в детской поликлинике? А по ночам вызывают на работу?
– Прием в поликлинике не веду. Мой рабочий день начинается в стационаре в восемь часов, заканчивается в половине пятого – до прихода дежурного врача. Ночные вызовы? Когда работала в роддоме, бывали, конечно. Я бы не стала заострять внимание на этих вызовах. У врачей работа такая, позвонить ночью могут и акушеру, и гинекологу, и хирургу…
– Развейте, пожалуйста, мифы о том, что разрешается беременным на ранних сроках? Нередко можно встретить такую будущую маму с сигаретой или бокалом вина…
– Курить категорически нельзя! Это совершеннейший миф!!! Так же, как и алкоголь, наркотики. На любом сроке беременности. Скажу больше. Почему-то люди готовятся к празднованию своего дня рождения или к свадьбе, к какому-то знаменательному событию, да просто к приходу гостей. Мы прибираем дом, стол накрываем, наряжаемся… А женщина собирается стать мамой и при этом подавляющее большинство думают, что все «само собой произойдет», природа все устроит. На самом деле – нет! Есть такое понятие прегравидарная подготовка, и это не только правильное питание, но целый комплекс мер. Он поможет предотвратить появление серьезных осложнений во время беременности, которые могут отразиться на здоровье будущего ребенка.
– Каких нормальных состояний новорожденных часто пугаются родители?
– Кого-то пугают милии на лице, кого-то – акне (в стародавние времена говорили у младенца «цветет кожа»), нагрубание молочных желез, цвет мочи, когда на подгузнике родители видят кирпично-красный оттенок (никакого отношения к крови в моче не имеет), шелушение кожи… Все эти состояния лечить не надо. Замечу, что сегодня уже и не так пугает, потому что в интернете достаточно популярно такие состояния описаны.
– Расскажите, пожалуйста, об интересных (чудесных) случаях – наверное, этот вопрос, скорее, к неонатологии?
– Скорее, да, к неонатологии. Конечно, бывали случаи. Например, счастливого оживления ребеночка, который родился и решил, что дышать не будет. Мы ему немножко помогли, наш новорожденный задышал. Теперь приходит ко мне сюда, здоровается. Чудесны случаи выхаживания недоношенных младенцев с очень маленьким весом. До появления в Ростове перинатального центра врачи нашего роддома творили такие чудеса.
Если задуматься, каждое появление ребенка на свет – это чудо. Чудо встречи и соединения двух «недоклеток», назовем их так, не вдаваясь в медицинскую терминологию. Одна мужская, другая женская – с половинным набором хромосом. Сам момент их соединения – невозможно угадать, проследить, увидеть, это происходит чудесным образом. И весь дальнейший процесс – пока образовавшаяся в результате соединения зигота продвигается к матке, такое происходит! Зигота делится много-много-многократно, образуя микроскопический шарик клеток и как только этот шарик достигает матки, он снова делится на две части, одна из которых – будущий ребенок, другая – плацента. В итоге получается человек – вот такое чудо чудесное!
Вот в этом месте подумалось, да, чудо чудесное… Не болели бы еще!!!
– У вас есть какие-то специальные словечки, чтобы успокоить ребенка, который ревет во весь голос не столько от болезни, но потому что без мамы ему элементарно страшно…
– К сожалению, специально в наших вузах педиатров не учат тонкостям общения со своими маленькими пациентами и их родителями. Со временем опыт приходит. Конечно, малышам страшно – незнакомая женщина, да еще в маске, пытается дотронуться до тебя какой-то непонятной штукой… В игровой манере, спокойно разговариваешь, показываешь, объясняешь понятными ему словами, что это не больно. Ребенок начинает доверять, постепенно расслабляется, привыкает к тебе и дело идет на лад.
– А вам можно на руки маленьких пациентов брать?
– Да, есть такие открытые малыши, подбегают, ручки тянут, почему нет? Тем более, мамы не протестуют. Знаете, педиатры – это особая категория докторов, мы все такие. С детьми умеем наладить контакт, чтобы ребенку было комфортно. У нас сестры такие же. Представьте, поставить катетер ребенку, укол сделать, а ингаляция! Девочки наши обыграли, заговорили, отвлекли – и вот наш маленький пациент даже не заметил, как ему сделали манипуляцию, анализ взяли…
– Давайте поговорим про прививки…
– Прививки – обязательно! Вакцина существует не «от сопелек», а от конкретных инфекций, которые имеют высокий процент летальности, высокий процент инвалидизации, которые способны молниеносно развиваться – соответственно приводить к смерти. Именно от этих инфекций разработаны вакцины. Почему-то родители боятся побочных эффектов, как например, повышение температуры тела. Не того надо бояться. Сегодня возникла иллюзия отсутствия необходимости вакцинироваться – инфекций-то нет! Их и нет, потому что работает коллективный иммунитет.
– Не могу не спросить про Интернет. Родители стопроцентно используют его в случае, если у ребенка появились какие-то симптомы. К врачу приходят конкретно «подкованными». В этом плане Интернет – друг или враг для врача?
– Все хорошо в меру. Должна быть золотая середина. Пользы, все же, больше. Главное знать, что читать, информацию из каких источников принимать во внимание. Есть очень здравые статьи. То, что родители читают, повышают свой уровень информированности, образованности – это прекрасно. На самом деле, зачастую такая «подкованная», как вы говорите, мамочка, сокращает время приема, не приходится тратить минуты на дополнительные разъяснения, потому что об этом она уже вычитала в Интернете достоверную информацию.
На этом наша беседа завершилась. Наталье Александровне позвонили, и доктор вынуждена была распрощаться. Я возвращалась в редакцию и думала, как же замечательно, что у нас такие педиатры. Побольше бы здоровых детей вокруг в награду за их труд, любовь к своим пациентам и преданность профессии.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!